В заголовке статьи о вездеходе Громова [1] я назвал его первым каракатом-переломкой. Надо признать, что это было обусловлено, в основном, желанием привлечь побольше внимания: правильнее было бы озаглавить её "первая переломка, получившая широкую известность". Главная заслуга А.Н. Громова не в том, что он первым догадался сделать вездеход с ломающейся рамой, а в том, что он создал удачную конструкцию и активно её продвигал, вдохновив тем самым многих последователей на постройку подобных машин.
Но тогда возникает закономерный вопрос: кто же построил по-настоящему первую "переломку"? Вряд ли кто-то сможет дать на него уверенный ответ. Во-первых, далеко не о всех подобных машинах писали в СМИ, а во-вторых, само понятие "каракат" не имеет строгого определения. Например, можно ли считать каракатами вездеходы, построенные в индустриальном институте города Братска под руководством кандидата технических наук Игоря Александровича Бескина? Ведь, в отличие от того же Громова, он не был энтузиастом-самодельщиком, а много лет профессионально занимался вопросами проходимости в государственном учреждении и свои вездеходы воспринимал скорее как опытные модели для исследований, а не как технику для хозяйственного использования. Тем не менее, чисто конструктивно они имеют все признаки "караката-переломки", а значит, И. А. Бескин вполне может претендовать на первенство, ведь его машины были построены за несколько лет до Громовской "каракатицы".
К сожалению, о вездеходах И.А. Бескина мне удалось найти не так много информации. В февральском номере "Техники - молодёжи" за 1981 год [2] одному из них посвящено всего два предложения:
На одном из снимков – макетный образец вездехода "Тундра" на больших тороидах малого давления. Машина уверенно ходит по снегам и болотам, быстро плавает по воде, сходит в воду и выходит на берег в самых топких местах.
А вот и сам этот снимок:
По этой фотографии сложно даже понять, является ли этот вездеход "переломкой". Немногим больше сведений можно почерпнуть и из книги "Правда фронтового разведчика" [3], написанной о И.А. Бескине его женой:
Со студентами Игорь разработал и создал для своих расчетов натурную модель вездехода, бодро бегавшую по снегу, торосам, болотам, плавающую и взбегающую на крутые горки. Поснимать необычную технику прикатили даже из «Научфильма». Позднее, уже по возвращении в Москву, Игорь два или три раза в молодежных передачах по Центральному телевидению рассказывал о проблемах проходимости, о системе грунт – машина и показывал свои модели. Одна модель движителя на дутышах – камерах от покрышек большегрузных самосвалов была бодро подхвачена практиками. Как потом рассказывали Игорю, только в Архангельске похожих машин, бегающих по снегам и болотам, оказалось более четырех тысяч, и милиция не знала, что с ними делать, как регистрировать. А теперь эти дутыши бегают и в Антарктиде, и на пляжах Прибалтики. Но колеса в модели были несколько другими, на них отрабатывались расчеты и элементы теории. Аспирантка Игоря Рогова Л., верная его ученица, на этих материалах под его руководством защитила диссертацию. Оценка была — обогнали всех лет на двадцать в теории.
Вряд ли можно согласиться с тем, что именно конструкциями И.А. Бескина вдохновлялись строители самодельных "пневмоходов" по сей стране, тем более что большинство первых образов напоминали скорее вездеход Лаухина из-под Тулы [4]. С другой стороны, нельзя отрицать и тот факт, что И.А. Бескин определённо входит в число первопроходцев подобной техники. Особенно интересно, что он одним из первых подобрался к ней со стороны науки. Правда, похоже, что главный интерес для него представляли специфические колёса без дисков – те самые "тороиды низкого давления" – которые так и не прижились в массовом "каракатостроении".
Вообще же И.А. Бескин специализировался на проблеме взаимодействия машины с грунтом, и упомянутые выше вездеходы – лишь часть его научных изысканий. В той же "Технике – молодёжи" можно найти статью, в которой он сравнивает возможности колёс, гусениц и воздушной подушки [5], статью, в корой он рассуждает о перспективах вибрационного движителя [6], и статью, в которой он предлагает концепцию "фермобиля" [7] – оригинального транспортного средства, которое проще всего описать как движущийся мост. Его идея заключается в том, что вместо дорогих непрерывных дорог в условиях крайнего севера можно строить отдельно стоящие невысокие опоры на расстоянии около 50 м друг от друга, а сверху по ним пустить длинное и жёсткое транспортное средство, напоминающее пролёт моста.
Характерно, что исследование всевозможных экзотических видов северного транспорта привело И.А. Бескина туда же, куда и героев моих предыдущих статей [1,8,9] – обратно к колесу.
Наконец, нужно сказать и о том, что не смотря на научную карьеру, главным событием в жизни И.А. Бескина осталась война. Недаром книга о нём называется "Правда фронтового разведчика": с 1943 по 1945 он служил в разведке 312-го стрелкового Новгородского полка, а после войны много времени и сил отдавал сохранению памяти о ней. Впрочем, я не буду пересказывать содержание этой книги: кому интересно, тот ознакомиться с ней самостоятельно. Мы же переходим к заключению.
Подводя итог, я бы сказал, что И.А. Бескин, безусловно, внёс важный вклад в народное вездеходостроение и, вполне возможно, даже вдохновил кого-то на постройку своего "караката". Более того, похоже, что именно он является создателем первой "переломки". А ещё я подумал, что жизнь И.А. Бескина прекрасно отражает судьбу нашей страны в 20 веке: романтика Севера, новые города, смелые проекты, научные достижения... и над всем этим тяжёлая всепоглощающая тень войны, о которой невозможно забыть даже спустя 80 лет.
Ссылки:
- Журнал "Техника - молодежи", 1981-02, статья "Обращение к промышленности: дайте жизнь снегоходам!"
- Бескин И., Алексеева-Бескина Т., Правда фронтового разведчика. – М.: Яуза: Эксмо, 2010
- Журнал "Техника - молодежи", 1967-01, статья "Там, где кончается асфальт"
- Журнал "Техника - молодежи", 1969-11, статья "Сконструированные ползать"
- Журнал "Техника - молодежи", 1975-04, статья "Фермобиль"