1. Вездеходная столица России?
В достаточно узком кругу ценителей вездеходной техники Вологда известна не только как «город, где резной палисад», но и как один из центров производства каракатов [1] - лёгких вездеходов, унаследовавших свою конструкцию от самодельных машин, постройкой которых уже давно увлекаются жители нашей области. В одной только Вологде существуют десятки производителей вездеходов, многие из которых превратились в серьёзные организации и выпускают технику на любой вкус и кошелёк:
Более того, Вологду порой даже называют вездеходной столицей России [2]. Дополнительным подтверждением этого утверждения служит и тот факт, что в некоторых источниках [3] именно Вологодская область указывается как место, где появились первые каракаты. Однако если мы обратимся к достоверной истории народного вездеходостроения [4], то обнаружим, что в период взрывного роста этой "индустрии" (80-е годы), начавшийся с появления в СМИ информации о тульских вездеходах [5], Вологда никак себя не проявила. Правда, в Вологодской области - а точнее в городе Череповце - А.Н. Громовым была создана, вероятно, первая переломка [6], но это всё-таки другой город и совершенно другая история.
2. «Амфикар» Корчагина
Сейчас же мне хотелось бы рассказать о том, что ещё в 1969 году - за 10 лет до того, как вездеходы на шинах сверхнизкого давления произвели фурор и менее чем за десятилетие прошли путь от примитивных самоделок до серьёзного арктического транспорта - свой вездеход построил электрик вологодского музыкального училища Николай Александрович Корчагин.
Только не было ещё в то время ни слова «пневмоход», ни слова «каракат», поэтому машину Корчагина называли тогда просто вездеходом-амфибией или на заграничный манер - «амфикаром».
Первое упоминание о вездеходе Корчагина, которое мне удалось найти, - крошечный анонс в августовском номере [7] журнала «Моделист-конструктор» за 1971 год. В октябре его показал киножурнал «Наш край» (выпуск №46 [8]), в ноябре вышла короткая заметка в журнале «Техника - молодёжи» [9], а в декабре того же года - подробный обзор в «Моделисте-конструкторе» [10].
Весила машина около 200 кг и вмещала водителя и пассажира. Её конструкция была достаточно проста: шесть колёс без подвески, трубчатая рама, «лодочный» дюралюминиевый корпус, двигатель от мотоцикла ИЖ-56 мощностью 12 л.с. и цепные передачи вдоль бортов. Интересно, что машина имела два варианта рулевого управления: в первом поворот осуществлялся притормаживанием одного из бортов, а во втором - поворотом передних колёс.
Главной особенностью вездехода были, конечно же, шины: они обеспечивали и низкое давление на грунт, и плавность хода, и плавучесть. Как говорил сам автор, в колёсах заключалась вся «вездеходность». Именно поэтому разработку своего вездехода он начал именно с шин. В отличие от большинства самодельщиков 80-х, Корчагин подошёл к вопросу основательно и не стал ограничиваться установкой камеры от какого-нибудь трактора. Вместо этого он решил сделать нужные шины самостоятельно. Для этого он по книгам изучил технологию производства шин, изготовил прессформу и вулканизатор из железной бочки, а также нашёл и очистил от серы некондиционную резину. Таким образом он сделал шесть разных колёс, чтобы сравнить их и найти наилучшую конструкцию. На производство первого колеса со всеми экспериментами у Корчагина ушёл год, а на машину целиком - пять лет.
Но зато результат оправдал все ожидания: вездеход с лёгкостью преодолевал крутые подъёмы, двигался по глубокому снегу, болоту и даже воде. Для плавания, кстати, тоже служили шины: вращаясь, они увлекали за собой воду подобно гребным колёсам старинных пароходов.
Надо сказать, что машина заинтересовала и журналистов, и читателей: письма Корчагину шли со всей страны. И это не удивительно, ведь «пневмоходы» выглядели новаторски даже в восьмидесятые, а в шестидесятых, когда изобретатель только приступал к своему проекту, идея ездить по бездорожью на колёсах считалась если не абсурдной, то бесперспективной. Конечно, существовали автомобили повышенной проходимости, но серьёзные вездеходы для пересечённой местности традиционно были гусеничными. При этом конструкторы тех лет активно экспериментировали с альтернативными движителями вроде шнекороторных или шагающих. Популярна была и идея транспортных средств на воздушной подушке. Самодельщики же, в основном, занимались аэросанями и мотонартами (прародителем нынешних снегоходов). Интересно, что и сам Корчагин начинал с аэросаней, но вскоре пришёл к выводу, что это "отживший вид транспорта".
Казалось, что у машины большие перспективы, да и сам конструктор был настроен на дальнейшее совершенствование своего вездехода: планировал сделать поворот за счёт отключения одного из бортов фрикционами, пневматический стартер, а главное - бескамерные и бездисковые шины, да ещё и с регулируемым давлением. Удалось ли осуществить задуманное - неизвестно.
Неизвестна и дальнейшая судьба вездехода и его конструктора. Всё что удалось нати - короткое воспоминание Александры Ишковой:
Дядя Коля жил в нашем доме на Засодимского. Очень тихий умный человек. Когда он ехал на своём вездеходе, действительно все останавливались и смотрели. Однажды он ездил куда то по направлению Молочного. И вездеход сломался. Мы с моим отцом ехали на "горбатом " Запорожце и увидели его. Остановились, прицепили на трос и повезли в город. Все машины притормаживали и смотрели на чудо техники. Как в сказке битый не битого везет. Несколько дней д. Коля ремонтировали вездеход. И опять в путь.
3. Корчагин был первым?
Несмотря на то, что вездеход Корчагина был для тех лет уникальным и новым, он был далеко не первым. Сам изобретатель признавался, что вдохновился на постройку машины, когда в начале 60-х увидел фотографии двух зарубежных вездеходов с широкопрофильными шинами, причём оба они были трёхколёсными, прямо как тульские машины 1981 года. Кстати, интересно, что по воспоминаниям туляков они начали свои эксперименты примерно в то же время. Что же касается вездехода Корчагина, то он был гораздо больше похож на другие машины, первая из которых появилась в Канаде в начале 60-х и называлась “Jiger" [11]. Считается, что именно она положила начало такому классу транспортны средств, как ATV (All Terrian Vehicle), к которому сейчас относятся, например, квадроциклы.
Когда об этих вездеходах узнали в СССР, сказать сложно. С одной стороны, «Техника - молодёжи» выпустила о них статью только в мае 1971 года [12], причём писала, что «родилась принципиально новая вездеходная машина». А с другой - слишком уж похож Корчагинский вездеход на канадский «Jiger». В любом случае, лавры создателя ATV остаются за Джоном Гауэром.
4. Подведём итог
Вездеход Н.А. Корчагина, безусловно, был выдающейся машиной. Несмотря на очевидное сходство с зарубежными аналогами, это была полностью оригинальная конструкция, в основе которой лежали передовые на тот момент идеи. Тогда почему же так вышло, что её появление не породило лавину подобных самоделок, как это произошло спустя десятилетие с тульскими вездеходами? Мне кажется, всё дело в сложности: чтобы стать народной, конструкция должна быть достаточно простой, чтобы её мог изготовить любой желающий из доступных комплектующих при помощи базовых инструментов.
Заводам вездеход Корчагина тоже был не интересен: для великих строек социализма он был маловат, а о личном транспорте в то время думали в последнюю очередь. Об этом, кстати, красноречиво свидетельствует советский феномен любительского автомобилестроения, когда многим проще было построить машину самому, чем ждать её от государства. Так что потребность советской экономики в вездеходах отлично закрывалась гусеничными транспортёрами: проходимость у них была отличная, а разрушающее воздействие гусениц на нежную растительность тундры мало кого волновало.
Вот и получилось, что отличная конструкция оказалась невостребованной. Остаётся только надеяться, что пример Корчагина вдохновил кого-то из будущих конструкторов вездеходной техники и стал пусть небольшим, но неотъемлемым звеном в цепочке научно-технического прогресса.
5. Ссылки
- Журнал "Техника - молодежи", 1971-11, заметка «К колёсам жгучий интерес» в рубрике «Время искать и удивляться»
- Журнал "Техника - молодежи", 1971-5, статья «Автомобиль? Трактор? - Вездеход!»