Владимир Яковлевич Юкин родился в 1920 году в поселке Мстера Владимирской области. Мир искусства для юного художника открыл родственник Федор Александрович Модоров, который, будучи живописцем, последователем социалистического реализма и уже в 1948-1962 годах ректором Суриковского института, приезжал в Мстеру для работы на пленэре. Сохранились воспоминания дочери Модорова, Марианны, в которых она рассказывала, как однажды у отца пропал тюбик красной краски. Виновник пропажи нашелся сразу, но смущенного Володю ругать не стали: его интерес к живописи наоборот порадовал Модорова и тот поддержал мальчика в стремлении учиться на художника. Кража краски оказалась очень символичной — любовь к цвету и особенно к цветам родного края станет для Юкина путеводной звездой на всем творческом пути.
Отправившись на фронт в 1941 году, Владимир Яковлевич, будучи двадцатиоднолетним юношей, практически сразу попал в плен и до марта 1945 года пробыл в лагерях, расположенных на территории нынешних Украины и Польши. По уровню жесткости, с которой относились к пленным, лагеря не отличались от Освенцима. Об этом можно судить по знаменательной встрече на персональной выставке Юкина в Доме художника во Владимире, организованной в 1982 году: именно на этой выставке спустя 37 лет после войны Владимир Яковлевич увиделся с Константином Арсеньевичем Симеоновым, народным артистом СССР, главным дирижером Ленинградского государственного театра оперы и балета. Симеонов признался, что обязан Юкину жизнью: «Он подкармливал меня в лагере и буквально спас, когда я умирал от истощения. В условиях лагеря художники могли хоть немного заработать. Владимир Яковлевич написал там портрет штабного врача, писал также пейзажи. За это он получал кусочки хлеба, картошку. Этим он всегда делился с нами. Я помню это всю жизнь».
Военные годы не только не сломили художника, но обострили его чувство прекрасного. Вернувшись в родные края, он начал с упоением заниматься пейзажной живописью и стал преподавать в местной художественно-промышленной школе. Одной из характерных работ мстерского периода можно назвать картину «Сено везут» (1950 г.). Несмотря на отсутствие на этом раннем холсте свойственного в последующие годы Юкину яркого колорита, уже по данной работе можно судить о сложении особенного стиля художника, который в совокупности с манерой других владимирских живописцев — Кима Николаевича Бритова, Валерия Григорьевича Кокурина, Валерия Сергеевича Егорова — советские искусствоведы назовут Владимирской школой. О сложении школы поначалу говорили очень осторожно: сказывалось довлеющее положение соцреализма, от которого полотна владимирцев были далеки как по форме, так и по содержанию.
Истоки сложения Владимирской школы, которую часто обвиняли в формализме, что для советского художника было практически равно анафеме, видели в лаковой росписи Мстеры и местной иконописи. Уходящие корнями в народную узорчатость и религиозную тематику работы владимирских мастеров впечатляли, но в то же время и вызывали негодование своей декоративностью. Уже в начале 1980-х годов Юкин вспоминал: «Нас, более 20 лет не переставая, бьют. У власти люди часто меняются. Посадят на искусство нового чиновника, он сгоряча, ретиво начинает долбить. Сколько их сменилось за это время, а мы все те же... И никто не гладил нас по головке».
Но критика не останавливала Юкина — живопись была делом его жизни и он никогда не стремился к государственным наградам, подчеркивая, что такого рода признание художника скорее важно для его родственников и учеников. К тому же, Владимир Яковлевич понимал, что к нему, как бывшему военнопленному, отношение и вовсе особенное: «У нас людей, оказавшихся во время войны в немецком плену, считают неполноценными, будто они совершили такое преступление, что его ни загладить, ни смыть нельзя никак». Поэтому Юкин просто продолжал творить. С 1970-х годов его живопись становится смелее, что видно на картинах «Пора цветения» (1977 г.) и «Бабье лето» (1979 г.). По жанру эти работы становится сложно отнести к пейзажу, так как уровень стилизации форм, использование ярких контрастных красок и завышенный или, наоборот, слишком низко опущенный горизонт часто превращали плоскость полотна в пестрый ковер. Сказывалось и использование особенного грунта на клеемеловой основе, который не только придавал холсту интересную объемную фактуру, но и впитывал излишки масла, оставляя на поверхности картины максимум пигмента.
К 1980-м годам талант Юкина оказывается признан общественностью — он получает должность Председателя правления Владимирской организации Союза художников РСФСР, проводит ряд персональных выставок. В работах мастер словно перестает стесняться силы всех тех чувств, которые испытывал к Мстере и Владимирскому краю. На картине «Март» (1985 г.) Юкин изображает деревню, но классический сюжет преисполнен глубокой лирики: насыщенная синева небольшой полоски неба градиентом опускается на алеющие в пламенном закате приземистые домики, снег испещрен не только проталинами, но и кучерявыми тенями стоящих позади зрителя деревьев. Художник не только ясно обнажает перед глазами зрителя свою любовь к этим местам, но и приглашает разделить с ним переполняющее и трепетное чувство.
Жизненный путь Владимира Яковлевича вопреки войне был полон тепла и радости. Выпустив целое поколение талантливых студентов, ласково прозванных «юкинятами» и получив к 1990-м годам все возможные титулы и награды — звание заслуженного художника РСФСР (1989 г.), серебряную медаль Академии художеств (1991 г.), звание лауреата Государственной премии Российской Федерации (1991 г.), звание народного художника России (1995 г.) — Юкин вписал свое имя не только в локальную историю развития Владимирской школы пейзажной живописи, но и в историю всего советского искусства, которое, несмотря на официально утвержденный стиль, оказывается весьма разным.
Литература
- Манин В. С. Русская пейзажная живопись. Возвращение примитивизма. М.: Белый город, 2000.
- Коромыслов Б. И. Лаковая миниатюра Мстеры. Л.: Художник РСФСР, 1972.
- Севастьянова Н. И. Владимир Юкин. М.: Белый город, 2010.
Ана-Марина Кузнец, 1 курс магистратуры (выпускница бакалавриата ТИИ)
#наука
#история
#искусство
#Строгановка