Ирина: - Мы продолжаем курс разъяснений, что же происходит с нашими детками с моторной алалией на втором уровне речевого недразвития, ОНР-2. Сейчас стоит, пожалуй, рассказать о том, чем, когда, как, чему нужно учить ребенка с моторной алалией дома.
Мария: - Итак, наш ребеночек уже много чего может сказать. Ещё не всё хорошо, но уже много чего. Он уже почувствовал себя более окрепшим, более взросленьким. И вот здесь, для того чтобы коррекционная работа и дальше продолжалась эффективно - родителям нужно несколько перестроиться и перестать относиться к нашему ребёночку как к совсем маленькому малышу. И давать ему какие-то домашние обязанности, поручения. И таким образом мы будем изучать, что у нас есть дома. Это очень важный момент, потому что если вы не перестроитесь, то сама коррекционная работа тянет ребенка вверх. А если мы к нему продолжаем относиться как к маленькому ребенку, который ничего не умеет, ничего не знает дома, это тянет вниз. И мы остаемся в нуле. Мы даем ребенку сейчас какие-то поручения по дому, конечно, с учетом его возраста. Просто представьте себе, что если бы у вашего ребенка не было никаких проблем, никаких нарушений, как бы вы сейчас к нему относились? Может быть, если у вас есть более старшие детки, вспомните, что они уже умели делать в этот момент. Если нет старших деток, посмотрите на своих друзей, что делают их детки дома. Что может делать ребенок сейчас уже? Он может собирать игрушки, он может расставлять игрушки по своим местам. Он может приносить сам свою одежду и знать, где она лежит. Он может помогать маме развешивать белье, доставать его и вешать. И когда мы это делаем, безусловно, мы все проговариваем. И сюда же включаем нашу коррекционную работу. Всё то, что вы сейчас проходите с логопедом на занятиях, включаем дома. И вот вам вся лексика. Пока развешивали бельё, можно изучить лексическую тему одежды. Когда раскладывали бельё, можно закрепить лексическую тему одежды.
Ирина: - Моя, папина, мамина. Папе, маме. Самые простые слова. Сортировка, то же самое.
Последовательность изучения лексики
Ирина: - Существует определённая последовательность изучения лексики детьми раннего возраста по темам. Это было прописано давным-давно, ещё в Васильевской программе детского сада. И, в принципе, что по возрасту, что по речевому развитию, сейчас как раз проходят темы посуда, одежда, мебель, бытовая техника. Потому что все предыдущие вещи, типа зверушек, фруктов, овощей, он уже выучил при переходе с первого ОНР на второй. Разумеется, лучше всего это изучать не на картинках. Когда вы приходите к логопеду, и он, бедный ребенок, все это учит по картинкам, это не есть хорошо, это просто вынужденная мера, потому что логопед не может в свой кабинет принести весь предметный мир, который окружает любого человека в его жизни. А вот дома это будут как раз те самые вещи, которые ребенок видит каждый день, называет каждый день и называет их так, как называете вы. Я всегда уточняю, что когда вы занимаетесь ребенком называнием вещей, вы говорите ему так, как вы пользуетесь в вашей семье. Жилет или безрукавка, свитшот или футболка с длинным рукавом. Это необходимо, чтобы семья говорила на одном языке. Просто представьте, что вы говорите футболка с длинным рукавом, а логопед с ним выучил свитшот. Красиво, правильно, действительно, может быть, сейчас называется свитшот, но вы будете не понимать друг друга половину следующей жизни.
Мария: - А кто-то футболку называет просто майкой.
Ирина: - А футболку с коротким рукавом – майка, да. Кто-то рубашки как-то называет «поло». Вот у этих реальных предметов, которыми мы пользуемся в своей жизни, могут быть свои названия. Разные названия, синонимичные названия, ни одно, ни другое, ни хуже, ни лучше. Просто я всегда уточняю, как вы называете, так и продолжайте называть. Но для этого нужно, чтобы не вы ему показывали, это майка, это шорты, это штаны. Нет, он должен этим пользоваться. Что сегодня надеваем? На улице жарко. Что надеваем? Забыл. Ну давай подумаем, что мы наденем. Шорты или шубу? Шорты. Хорошо, тащи шорты. Молодец. А чьи ты мне принёс шорты? Закрепили? Замечательно. Мытьё посуды, уборка со стола, накрывание на стол. Все вот эти вот мелочи. Для нас мелочи. Для ребёнка это, во-первых, и в главных означает «Я бафой». А ему очень важно быть большим. Очень важно нам поднимать его на более взрослый уровень, чтобы он продолжал заниматься, чтобы его не охватывала эйфория. Во-вторых, в этом возрасте, вне зависимости от физического возраста, на уровне речевого развития, большинство детей с удовольствием занимаются домашними делами. Это в 14 вы не заставите его помыть свои грязные ботинки, кроссовки, а вот в 3-4 он с удовольствием, да, он заляпает, конечно, весь пол в коридоре, но тем не менее дайте ему этот тазик, дайте ему эту губку, и пока вы с ним сидите все мокрые, грязные, он вам выучит всю обувь и не будет называть сапоги тапочками, сандалии тапочками, ботинки тапочками, и все у него тапочки. Поэтому бытовая, трудовая деятельность для ребёнка с моторной алалией – это и развитие, и формирование взрослости, потребности в речи, и, собственно, само оречевление.
Что можно делать на кухне
Мария: - На кухне. Когда мама что-то готовит, можно привлечь ребёнка, замесить вместе тесто. Вот вам мелкая моторика.
Ирина: - Зачем лепить из пластилина, когда можно лепить из теста?
Мария: - Разложить хлеб или порезать хлеб на кусочки на столько частей, сколько дома человек будет садиться ужинать. Соответственно, всё это делаем так, как вам рассказывает специалист в процессе коррекционной работы. Так что изучайте, изучайте предлоги, изучайте количество. Соответственно, всё это мы и дома делаем. И ребёночку обязательно даём поручение. То есть не всё прям за него делаем и сидим просто ему показываем, рассказываем. Нет, а прям даём ему, чтобы он это сделал сам.
Ирина: - Не хватаем его за руки, даём ему поделать что-то самостоятельно. Получилось, не получилось, там исправим.
Мария: - Носочки грязные отнести куда? В корзину, в ванной комнате. Вот вам предлоги.
Ирина: - Довольно часто родители говорят, я не знаю, как это делать, с чем это делать, с какими предметами можно, с какими нельзя. Это логично, потому что в большинстве случаев у родителей 2-3 ребенка предел. А у специалистов таких детей, таких случаев было много. Поэтому я обычно в таких случаях говорю, это не я такая фантастически придумчивая фантазерка. Нет, я просто от многих родителей какие-то вещи слушаю, запоминаю, а потом хорошие идеи пересказываю другим. Поэтому работать со специалистом нужно хотя бы потому, что специалист вам придумает эти ситуации, подскажет, что ребенок должен есть ножом и вилкой. Вилками пользуемся.
Математические представления
Ирина: - Математические представления, соотнесение, количество предметов. Замечательно. Сколько нас в семье? Я буду называть, ты считай. Мама, папа, Вася. Сколько? Три. Замечательно! Сколько поставишь тарелок на стол? Не знаю. Ну давай. Маме поставишь? Да. Пальчик разгибаем. Один. Папе поставишь? Два. Васе поставишь? Да. Три. Отлично. Все, ставь три тарелки. Математические представления не на картинках и не на желудях надо отрабатывать, а на том, что ребенок крутой, маме помогает, без него она не справится, а вот он такой прям ответственный человек или я такая будущая хозяйка, мне нужно кукол покормить. Вот, пожалуйста, математические представления. Вот эти все штучки мы придумываем каждый день, мы коллекционируем каждый день, и мы пересказываем их для вас каждый день.
Мария: - И что немаловажно, ребёнок в этот момент не будет думать, что он сидит и занимается. Соответственно, ещё гораздо более качественно закрепятся все наши нейронные связи, которые мы с таким усилием формируем у наших деток с моторной алалией.
Игрушки и настоящие предметы
Ирина: - Еще один момент. Довольно часто родители, а иногда и логопеды, начинают с ребенком играть. Ну, играть, конечно, нужно. Рекомендую не забывать, что игра – это всего лишь жалкое подобие жизни. И ребёнку намного интереснее играть с реальностью, чем с похожими игрушечными предметами. Настоящая лошадка ест морковку. Ненастоящая игрушечная лошадка ничего делать не умеет. Ни ходить, ни игогокать, ничего она не умеет. Точно так же с посудой. Пластиковые тарелочки для кукол. А зачем? А вот для нашей семьи накрыть на стол – вот это круто. Обувь. Ну, с обувью в игрушках вообще тяжело. А вот разобрать с мамой обувную полку, расставить всё по парам и выучить много интересного – вот это вот замечательно. Поэтому не пытайтесь ребенку приобрести игрушечные кухни, игрушечные стиральные машинки. Возьмите его с собой в настоящую кухню. Возьмите его с собой постирать настоящие вещи. Ему это будет приятнее, действительно приятнее, чем игрушечная кухня. И полезнее, потому что это вызывает больше эмоциональный отклик, быстрее усваивается информация.
Мария: - Зато к концу коррекционной работы у нас будет не просто говорящий, а очень хорошо говорящий малыш, очень умный и очень способный. И ответственный.
Поручения для ребенка
Мария: - По поводу ответственности. Можно не только делать вместе с ним какие-то вещи, можно давать ему просто отдельные поручения. Что-то сделать, что-то отнести. С той же обувью. Самое простое, наверное, что может быть, попросить ребёночка красиво расставлять обувь. Он её будет мерить, ставить аккуратненько, чтобы она стояла, но будет это делать сам. Более того, если вы попросили ребёнка что-то сделать, то он должен удержать своё внимание. В памяти проговорить, что ему нужно сделать. Ему нужно будет дойти самому к этой обуви и выполнить то, о чем его просила мама. И не заиграться по дороге с какой-то игрушкой.
Ирина: - Это то самое внимание, устойчивость внимания, о котором мы все время беспокоимся, потому что, да, у наших деточек с нарушением речи это довольно частая проблема. Кроме того, можно просить «сходи к бабушке, спроси, будет ли она кушать кашу», «иди к папе, попроси его сделать то-то, то-то». Идёшь и держишь в памяти все эти слова, «папа, а мама сказала то-то, то-то, то-то». Да, это пока ещё звучит не так красиво, не очень правильно, но это очень хорошо тренирует речевую память. Она то самое, это потребность, есть необходимость это удержать в памяти. А не просто услышал, ну ладно, мне что-то сказали, я произнёс, повторил, не задумываясь. И оно смылось из памяти насовсем. Нет, здесь идёт удержание в памяти необходимых слов, которые ты должен донести, ну, не знаю, 10 метров до соседней комнаты. Так, что ещё по домашним делам?
Мария: - Просите ребёночка вытирать пыль. Можно ему сказать, где нужно вытереть пыль. И ребёнок туда опять же сам может дойти. Можно поговорить с ребёнком, чем мы будем вытирать пыль. Соответственно, правильное окончание мы здесь тоже будем использовать. Чем вытираем? Вытираем тряпкой. Почему вытираем? Потому что грязно. Зачем вытираем? Чтобы было чисто. С ребёнком можно много-много лексических каких-то слов здесь тоже изучить и попросить его. Когда мы вам говорим о том, чтобы вы дома привлекали ребенка к домашним делам, это не с целью того, что мы хотим на ребенка переложить какую-то домашнюю ответственность. И понятное дело, что маме всегда гораздо проще и быстрее сделать все самой и одной. Нет, это очень важная часть коррекционной работы.
Ирина: - Да, некоторые вещи просто невозможно изучить на картинках. Вот, например, тема, которую я ребёнку дать просто объективно не могу. Она называется «Строительные инструменты». Потому что на картинке непонятно, что эта штуковина должна делать. Вот для этого мы привлекаем пап, а иногда приходится дедушек или идти в гараж, ехать на дачу, чтобы посмотреть, что такое топор и что такое молоток. И что есть какие-то плоскогубцы. Нет, я-то знаю, что это плоскогубцы.
Мария: - А посмотреть, как гвоздь забивается и исчезает, это же безумно интересно, когда ребенок-то делает сам, удерживает это в руке.
Ирина: - Потому что ни одна картинка, ни один игрушечный инструмент не может дать ребёнку настоящее понимание, зачем нужны эти предметы. А пока ты не выучил все смыслы вокруг этого топора, ты не сможешь запомнить это слово, ты не сможешь им пользоваться, ты не сможешь его дальше где-то читать и понимать, о чём идёт речь. Поэтому папы снова нам помогают.
Мария: - А ещё можно заглянуть в холодильник и посмотреть, чего там нет. И что нужно купить в магазине.
Ирина: - Да, именно так мы начинаем составлять списки для похода в магазин. По-прежнему на этом уровне речевого развития не думайте о том, что «Ну ты же знаешь, что это такое. Мы с тобой уже три раза это трогали». Он действительно забыл это слово, скорее всего. Еще раз напоминаю, смотрим ребенку в лицо. И если он хитрюшничает, то давай вспоминай.
Мария: - Ну что, тема была очень интересная, хорошая, очень важная, какой бы она простой ни казалась. Поэтому, пожалуйста, прислушиваемся к своему специалисту и выполняем все рекомендации. И не забываем о том, что ОНР-2 – это далеко не норма. У нас впереди еще непростой этап коррекционной работы. Еще второй нужно ОНР закончить, на третий перейти, четвертый пройти полностью до самого конца. А вот потом уже будете выдыхать без нас.
Ирина: - Да, именно так. И еще раз напомню главную мысль нашего сегодняшнего рассказа. Реальная жизнь всегда лучше, чем игрушечная. Играйте дома.