Найти в Дзене

Всех покорило аниме «Ван-Пис. Письмо от поклонника». Как оно создавалось?

Одной из ярчайших премьер 2024-го, оказавшейся в нашем мега-топе, по праву можно назвать короткометражный фильм «Ван-Пис. Письмо от поклонника», которым Toei Animation отметила 25-летие франшизы. Постановщицей выступила Мегуми Иситани, ранее снявшая 1050 эпизод оригинального сериала, сценарий написала Момока Тоёда («Мой счастливый брак»), а за дизайн персонажей и режиссуру анимации отвечал Кэйсукэ Мори («Иллюзия рая», «Сонни Бой»). На ANN опубликовали перевод интервью с этой троицей, которое вышло в японском журнале Newtype. Внутри — о знакомстве, дебюте в индустрии, необычном командном подходе и, конечно, любви к «Ван-Пису». Подобно той весточке, что отправляет Наоми безымянная фанатка, короткий метр — это любовное письмо франшизе и всем её поклонникам, насчитывающее более 500 кадров и 24 минут хронометража. «Покебол с предсказанием» рад поделиться с читателями его переводом! — «Ван-Пис. Письмо от поклонника» действительно потрясающая работа. Что послужило толчком к созданию этой аним

Одной из ярчайших премьер 2024-го, оказавшейся в нашем мега-топе, по праву можно назвать короткометражный фильм «Ван-Пис. Письмо от поклонника», которым Toei Animation отметила 25-летие франшизы. Постановщицей выступила Мегуми Иситани, ранее снявшая 1050 эпизод оригинального сериала, сценарий написала Момока Тоёда («Мой счастливый брак»), а за дизайн персонажей и режиссуру анимации отвечал Кэйсукэ Мори («Иллюзия рая», «Сонни Бой»). На ANN опубликовали перевод интервью с этой троицей, которое вышло в японском журнале Newtype. Внутри — о знакомстве, дебюте в индустрии, необычном командном подходе и, конечно, любви к «Ван-Пису». Подобно той весточке, что отправляет Наоми безымянная фанатка, короткий метр — это любовное письмо франшизе и всем её поклонникам, насчитывающее более 500 кадров и 24 минут хронометража. «Покебол с предсказанием» рад поделиться с читателями его переводом!

«Ван-Пис. Письмо от поклонника»
«Ван-Пис. Письмо от поклонника»

— «Ван-Пис. Письмо от поклонника» действительно потрясающая работа. Что послужило толчком к созданию этой анимационной короткометражки?

Иситани: Идея пришла мне как-то прошлым летом, типа: «Скоро 25-летие «Ван-Пис». Может, сделаем что-то?» Так проект и начался. Я знала, что нам нужно создать видео, но не имела ни малейшего представления, о чем. Даже не была уверена в хронометраже: это мог быть и пятиминутный музыкальный клип, кто его знает. Мы втроем собрались, чтобы придумать план.

— Так вы пригласили (Кэйсукэ) Мори и (Момоку) Тоёду, верно?

Иситани: Мори работает невероятно быстро. Я знала, что мне понадобится его помощь, поскольку я медленная, а он еще очень серьезно относится к раскадровке. Он ценит раскадровку даже больше, чем я, а я-то как раз за нее отвечала. Например, если я получала черновой набросок, который отличался от раскадровки, то могла пойти на компромисс, мол, «ну ладно, пусть будет так», но Мори исправлял всё так, чтобы в точности совпало с раскадровкой, не делая никаких уступок. Что касается Тоёды, мы продолжали общаться даже после её ухода из Toei Animation, и я слышала, что она начала заниматься сценариями. Я прочитала один из них и поняла, что она — идеальный человек для этой работы.

«Ван-Пис. Письмо от поклонника»
«Ван-Пис. Письмо от поклонника»

— Что вам понравилось в тексте Тоёды?

Иситани: Каждый может придумать историю, но немногие сценаристы способны так её выстроить, чтобы донести самые важные темы до зрителя. Ей же это удалось. Вообще одно из хобби Тоёды — замерять продолжительность каждой сюжетной линии в фильмах, которые она смотрит, чтобы анализировать их структуру.

— Вы трое были коллегами в Toei Animation, верно? Когда вы впервые познакомились друг с другом?

Мори: На самом деле я впервые встретил Иситани еще до того, как начал работать в Toei. Мы участвовали в Animation Boot Camp.

Иситани: Я как раз собиралась это сказать. Помню, что я подумала о Мори: «Этот парень действительно хорош».

Мори: А я подумал то же самое о тебе. Я участвовал в программе с коллегой-аниматором Ицуки Цутигами и помню, как мы обсуждали, когда ехали домой на автобусе, насколько крутой была Иситани.

Иситани: Правда? Первый раз это слышу. Я думаю, что поначалу была довольно плоха, так что, может быть, ты просто был впечатлен моим стремительным прогрессом?

Мори: Нет, я ничего не знаю о твоем прогрессе (Смеется.) Я просто подумал, что ты действительно хороша.

Мегуми Иситани
Мегуми Иситани

Иситани: Мне наконец-то понадобилось художественное образование, когда я начала рисовать, но Мори, который был самоучкой, делал это гораздо лучше меня. Это заставило меня осознать, чего мне не хватало как аниматору. После этого мы снова встретились совершенно при других обстоятельствах и немного поговорили. Увидев, что у него есть альбомы для рисования, я попросила их показать. Когда я спросила, сколько времени ему потребовалось, чтобы их заполнить, он сказал, что сделал это довольно быстро.

Мори: Я никогда не был тем, кто мучается, стоит делу дойти до рисования.

Иситани: Я поняла, что мне пришлось бы действительно полюбить рисование, чтобы стать аниматором. Именно тогда я решила заняться режиссурой, а не анимацией.

— А как вы познакомились с Тоёдой?

Иситани: Я встретилась с ней после того, как меня приняли в Toei Animation. Когда я занималась выпускной выставкой для магистратуры, мне нужна была помощь с оцифровкой, и я попросила о помощи в Твиттере (теперь X). Тоёда должна была присоединиться к компании в то же время, что и я, и она откликнулась. Я была впечатлена её легкой поступью и смелостью перед неизведанным... но также поняла, что она может быть неосторожной. (Смеется.)

Тоёда: Упс... (Смеется.)

Иситани: Тогда я рисовала карандашом и очень аккуратно. Когда Тоёда сканировала мои работы, она каждый раз случайно терла руками поверхность бумаги. Я не могла сдержаться, чтобы не сделать ей замечание.

Тоёда: Помню, как я была напугана. (Смеется.) Еще до того, как я пришла в компанию, коллеги предупреждали меня... что я, вероятно, не выживу в анимации, если буду продолжать в том же духе (Смеется.) Изначально я пришла в Toei с намерением стать постановщицей, но, увидев выпускной проект Иситани, я поняла, что для меня это совершенно невозможно. С тех пор я стала посещать множество встреч по сценарному искусству внутри компании и выбрала для себя этот путь.

«Ван-Пис. Письмо от поклонника»
«Ван-Пис. Письмо от поклонника»

— Похоже, вы трое оказали влияние друг на друга. А как прошло первое знакомство Мори и Тоёды?

Тоёда: Мы начали работать [в Toei] одновременно, так что стали коллегами. Мы часто обедали вместе.

Мори: Когда мы только пришли в компанию, вся наша группа новобранцев часто собиралась, чтобы поесть вместе.

Тоёда: Я всегда думала, что Мори довольно тихий человек, но, когда мы впервые начали работать вместе, то поняла, что на самом деле он много смеется. Мы никогда не работали вместе за время в Toei Animation, так что это была моя первая возможность действительно поговорить с ним.

Мори: Да.

Иситани: Когда мы собирались втроем, то старались лучше понять друг друга, обсуждая разные фильмы. Если один что-то видел, то другие смотрели тоже, а потом мы подробно обсуждали увиденное.

Мори: Так мы стали понимать вкусы друг друга. Мы обсуждали не только то, что нам понравилось в фильме или что делало его хорошим, но и те моменты, которые нам не нравились или вызывали отторжение. Было особенно важно понять, что мы не готовы принять и чего точно хотели бы избежать.

Иситани: Именно. Мы часто соглашались по поводу тех моментов, которые нам казались неудачными в просмотренных фильмах, поэтому я почувствовала, что нам троим удастся сработаться.

«Ван-Пис. Письмо от поклонника»
«Ван-Пис. Письмо от поклонника»

— Какие у вас были идеи по поводу 25-летия аниме «Ван-Пис»?

Иситани: Кто-то предложил сделать анимационную версию романа «Ван-Пис. Истории о Соломенной Шляпе». Мори раньше говорил, что ему интересна история «Ван-Пис» с точки зрения обычного человека, и мы с Тоёдой были согласны с ним. Мне также всегда нравились ансамблевые истории, в которых участвует много персонажей, и я почувствовала, что с романом «Истории о Соломенной Шляпе» мы могли бы сделать и то, и другое. Поскольку со следующей недели* должна была начаться специальная версия арки «Остров рыболюдей», было бы отличной привязкой, что в конце Луффи с друзьями отплывают с архипелага Сабоуди.

*Премьера «Письма от поклонника» состоялась 20 октября, а трансляция сокращенной арки «Остров рыболюдей» стартовала 27 октября.

— Оригинальный роман — это серия коротких рассказов, которые вы объединили в единую анимацию. Как вы структурировали сюжет?

Иситани: Мы использовали приложение для совместной работы Miro, которое нашел Мори. Прежде, чем садиться за раскадровку, я всегда создаю график, чтобы представлять эмоциональный маршрут история. В этот раз я хотела, чтобы мы сделали это втроем, поэтому мы использовали онлайн — интерактивную доску, где каждый мог свободно делиться мнением во время мозгового штурма. Я попросила Тоёду сначала выложить события оригинальной истории в хронологическом порядке, а затем составить список всего, что происходит между.

«Ван-Пис. Письмо от поклонника»
«Ван-Пис. Письмо от поклонника»

Тоёда: В этом аниме истории нескольких персонажей развиваются синхронно, а затем сходятся в одну точку. Мы с самого начала решили, что всё закончится «отплытием Пиратов Соломенной Шляпы», поэтому я записала все события до этого момента на нашей доске в Miro. Когда главная героиня, молодая девушка, убегает, что делают братья из морского дозора? Где находится Доброжелательный Король Волн? И так далее. Мы отмечали, где находится каждый из Пиратов Соломенной Шляпы, на графике.

Иситани: А потом мы начали переставлять события... Это походило на головоломку, не так ли?

Тоёда: Это история, где дороги множества людей пересекаются, так что мы обозначили индивидуальные действия разными цветами. Каждый раз, когда несколько персонажей объединялось, они меняли окрас. Я стремилась к тому, чтобы с первого взгляда было легко понять, кто с кем взаимодействует и каковы их отношения.

Иситани: Мы постарались, чтобы каждый персонаж хотя бы раз взаимодействовал с другим. Еще были два захватывающих момента из оригинальной истории, которые мы хотели включить. Первый — это «Сага Великой Войны», а второй — «Луффи, одолевший Пасифисту». Я спросила мнение продюсера (Тэцудзи) Акахори, который просто обожает «Ван-Пис», и мы решили остановиться на том, что есть.

«Ван-Пис. Письмо от поклонника»
«Ван-Пис. Письмо от поклонника»

— И после вы могли структурировать историю, учтя мнения каждого.

Иситани: В обычной ситуации мы бы перешли к написанию сценария, но сначала я попросила (Тоёду) составить таблицу с описанием каждой сцены. Чтобы она пронумеровала сцены и кратко изложила, что происходило в каждой из них. Как только мы завершили доработки, я попросила её закончить непосредственно сценарий.

Тоёда: Получилось, что после формирования общей структуры я детально, сцена за сценой разрабатывала сюжет. Я никогда не работала таким образом и многому научилась.

— И тогда Иситани приступила к раскадровке?

Иситани: Мы раскадровывали сцены по отдельности и в произвольном порядке. Потом я собирала их в видеораскадровку и показывала остальным [Тоёде и Мори], чтобы получить их мнение о диалогах, ритме и художественном оформлении, а заодно проверить, всё ли в порядке. Я попросила Мори разработать экшн-сцену для кульминации, где девушка проскакивает под ногами Доброжелательного Короля Волн. Перед этим ей нужно преодолеть лестничный пролет. Помню, как я держалась за голову, не представляя, как это реализовать, а потом Мори предложил суперчеткую видеораскадровку. Аниматоры действительно знают, как создавать экшн-сцены, не так ли?

«Ван-Пис. Письмо от поклонника»
«Ван-Пис. Письмо от поклонника»

— Как вы подошли к дизайну оригинальных персонажей?

Мори: Сначала Иситани сделала для них Mii-аватары.

— Mii... аватары, которые вы создаете в играх Nintendo?

Мори: Всё верно. Я сказал Иситани, что годится любой формат: простые наброски или что-то из игр, главное — чтобы просматривался какой-то образ персонажа. И она показала мне несколько Miis.

Иситани: Сработало действительно отлично. Если с рисованием можно переборщить, то с Mii ты просто собираешь готовые фрагменты, что сужает число элементов дизайна. Так легче понять, какие черты делают персонажа уникальным.

Мори: Расположение деталей и форма лица дали мне общее представление о персонаже, так что я легко мог ухватить образ. Затем я взял Miis и «ванписофицировал» их. Постарался сделать это как можно ближе к оригинальному стилю (Эйитиро) Оды.

«Ван-Пис. Письмо от поклонника»
«Ван-Пис. Письмо от поклонника»

— Как вы определили стиль анимации для проекта?

Мори: Сначала я хотел воспроизвести резкий и угловатый стиль Оды из арки «Эниес Лобби», но понял, что это сделает анимацию слишком жесткой. В конце концов, я решил ориентироваться на более округлые рисунки Оды, которые можно увидеть начиная с первых глав и до арки «Алабасты». Еще мне очень понравился вытянутая манера раннего аниме «Ван-Пис», поэтому я заставил всех посмотреть видеоролики, где сочетались анимационные стили Нобору Коидзуми* и Хидеаки Манивы*. Я также обращался за вдохновением к упрощенному стилю и скорости движений из анимации Хаяо Миядзаки в «Великом детективе Холмсе».

*/** — один отвечал за дизайн персонажей в первых 402 сериях, второй — за ключевую анимацию и её режиссуру в эпизодах 16, 23, 30, 37 etc.

— На проекте работало много молодых и талантливых аниматоров. Что помогло собрать такую команду?

Иситани: Думаю, что работа Мори как режиссера анимации и дизайнера персонажей сыграла в этом большую роль.

Мори: Я бы сказал, что это благодаря тебе и твоей работе, Иситани, так много внешних [для студии] аниматоров собрались вместе.

Иситани: Что-то я сомневаюсь... Этот проект был довольно необычным в том смысле, что в нем участвовало много стажеров и студийных аниматоров.

Мори: Думаю, что стажеры помогали нам отчасти потому, что это 25-летний юбилей, плюс ради обучения, а еще в какой-то степени — поскольку над телесериалом работала отдельная команда.

«Ван-Пис. Письмо от поклонника»
«Ван-Пис. Письмо от поклонника»

Иситани: Я также была удивлена, когда (Юки) Хаяси* присоединился к проекту. Он нарисовал 24 сцены для кульминации.

*Делал ключевую анимацию для 13-го и 15-го опенингов.

Мори: Я не мог поверить, что он взял на себя в нашем проекте так много ключевых кадров. Не только их, но и роль постановщика анимации для вступительной сцены, несмотря на жесткие сроки. Раскадровки не были завершены до самого конца, а их содержание было очень насыщенным...

Иситани: Извини за это.

Мори: Хаяси — одна из причин, почему я изначально пришел в Toei Animation. Однако он ушел почти сразу после этого, так что наши пути особо не пересекались, и я был очень рад поработать с ним теперь. К тому же он понимает, что такое «Ван-Пис», и это придало мне уверенности.

«Ван-Пис. Письмо от поклонника»
«Ван-Пис. Письмо от поклонника»

— «Ван-Пис: Письмо от поклонника» стал мощным хитом, когда вышел в эфир, ожидали ли вы такой отклик?

Иситани: История в этот раз сосредоточена на безымянных эпизодических персонажах, а не на главных героях... Я думала, чтобы проникнуться, зрителям потребуется знакомство с миром «Ван-Пис», и только фанатам удастся сразу воспринять это.

Мори: Я помню, как подумал: «О, боже, мы облажались».

Тоёда: Мне было немного грустно, когда я услышала, что Мори назвал это ошибкой. Хотя, признаюсь, я тоже беспокоилась, поймут ли люди наш ход, поскольку информации было очень много.

  • Подпишитесь на бусти или патреон — там дополнительные обзоры, интервью и стримы

Мори: Было столько персонажей, и всё происходило так быстро, что я занервничал, вдруг никто не сможет за всем уследить.

Иситани: Всё так. Они постоянно твердили, что нужно уменьшать количество информации. Уже на этапе раскадровки у нас было свыше 500 кадров, так что было неясно, удастся ли вообще урезать материал до длины стандартного эпизода «Ван-Пис». Продюсеры упорно работали, чтобы нам разрешили лишнюю минуту. И даже тогда я не была уверена, что получится вписать всё.

«Ван-Пис. Письмо от поклонника»
«Ван-Пис. Письмо от поклонника»

Тоёда: Я переживала, что диалоги не поместятся, когда Иситани пригласила меня на запись озвучания. Мы обсуждали, как можно будет сокращать или корректировать реплики по ходу дела, но в итоге всё получилось, и корректировок не понадобилось.

Иситани: У Тоёды идеальный слух и безупречное чувство музыки. Она написала сценарий так, чтобы смысл реплик четко передавался при произнесении, а также учитывала звук и ритм.

  • Или разово поддержите канал, если нравится, что мы делаем

Тоёда: Есть определенный, приятный для уха темп, помогающий лучше воспринимать диалоги на слух. Иситани уделяла этому большое внимание. Я очень ценю, что она консультировалась со мной каждый раз, когда реплики менялись в процессе создания раскадровки, и позволила мне доработать их, пока я останусь довольна результатом.

«Ван-Пис. Письмо от поклонника»
«Ван-Пис. Письмо от поклонника»

— Когда ваше короткометражное аниме вышло в эфир, его также начали транслировать на различных сайтах, он получил признание по всему миру.

Иситани: После трансляции в эфире люди говорили вещи в духе «Хочу вернуться и прочитать оригинал». Это делало меня очень счастливой. Сейчас я чувствую такое облегчение.

— Итак, что дальше на горизонте? У вас троих есть какие-то цели на будущее?

Иситани: Я не думаю о будущем. Над чем бы я ни работала, мысленно представляю, что это мой последний проект. Впрочем, если я возьмусь за новый проект, то мой интерес связан с полным метром. Я давно говорю, что хотела бы поработать над проектом для кинопроката, но у меня не было такой возможности. Хотя бы раз было здорово попробовать.

Мори: Я тоже хотел бы поработать над полнометражным фильмом. И, конечно, дальше совершенствоваться как художник ключевой анимации.

Иситани: Мори всегда анализирует свою работу и размышляет над каждым проектом. Он такой человек, который последовательно ставит новые цели. Я чувствую, как он уверенно выстраивает карьеру, и он никогда не перестает меня вдохновлять.

Тоёда: Я тоже хотела бы попробовать силы с более длинным сценарием. Я никогда не писала для полнометражного фильма, так что хочу бросить себе вызов.

«Ван-Пис. Письмо от поклонника»
«Ван-Пис. Письмо от поклонника»

— Мы с нетерпением ждем, что вы сделаете дальше.

Иситани: О, я только что вспомнила еще кое-что. В последней сцене есть кадр, где девушка рвет фанатское письмо. Сначала я хотела, чтобы она порвала его на мелкие кусочки, как конфетти, потому что мне очень нравятся сцены, где в воздухе летят лепестки сакуры или цветов. Когда я думала об этом кадре, то получила первое фанатское письмо от зрителя.

— Ого!

Иситани: Прочитав его, я изменила сцену: девушка рвала письмо лишь пополам. И в конце я аккуратно склеила его. Я поняла, что такие ценные вещи следует бережно хранить.