Найти в Дзене

Почему некоторые книги из школьной программы по литературе не стоит читать

Оглавление

В школе я не любила уроки литературы и, как следствие, не любила читать. Это объяснялось несколькими причинами:

1. Я ужасно боялась техники чтения в начальных классах. До дрожи в коленках и руках. Смысла в этом «истязании» не было — скорость чтения у меня не увеличивалась, а вот любовь к уроку убавлялась.

2. Три свободных летних месяца омрачались немаленьким ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ списком по литературе, из-за чего читать ещё больше не хотелось. И многое так и оставалось непрочитанным.

3. По многим произведениям приходилось писать сочинения — с ПРАВИЛЬНЫМИ мыслями, а не так, как думаешь на самом деле. А иногда так хотелось сказать, что мне не понравилось то или иное произведение, и не искать в нём смысл и моральные уроки!

4. Стандарты давили своей непоколебимостью, поэтому даже всеми любимый и уважаемый Пушкин у меня начинал вызывать неприятие.

Своим детям я не хотела такой же «стандартной» школьной участи, поэтому определила их на семейное образование.

Я помнила своё отношение к литературе и ни в коем случае не хотела отбить у них любовь к чтению какими-то правилами, условиями и сроками.

Книги, подходящие по возрасту, просто стояли на полке, и дети в любое время могли сами выбрать, что почитать. И никаких списков не потребовалось! Как только они научились самостоятельно читать, то поглощали книгу за книгой. Приходилось покупать или брать в библиотеке всё новые и новые. Какие-то из них становились любимыми и зачитывались до дыр, какие-то были прочитаны один раз, и к ним больше не хотелось возвращаться.

Расскажу о конкретных произведениях, которые, по моему мнению, подходят для детей постарше.

1. Мистические сюжеты

Эта рекомендация не распространяется на всех детей, но особо впечатлительным я советовала бы ознакомиться с ними в более позднем возрасте. Мой сын, например, спокойно относится к разным ужастикам — литературным и кинематографическим. А вот дочка остро реагирует на всякую нечисть. Ей хватало мельком пробежаться по страницам с жутковатым сюжетом, чтобы до сих пор вспоминать «этот ужас» с некоторым волнением.

В школьной программе 5–6-х классов несколько таких произведений. Это сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» и повести Николая Гоголя: «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Майская ночь, или Утопленница», «Вий».

Все эти произведения несут в себе добрый посыл. Показывают, что нужно добиваться желаемого и поставленных задач своими силами и собственным трудом. Не предавать людей и помогать им, ценить то, что имеешь. Что очень опасно связываться с нечистой силой.

Почему я не рекомендую их особо впечатлительным детям?

-2

Потому что в «Чёрной курице» мораль подана под соусом такой мистической загадочности, что после прочтения остаётся не очень приятное послевкусие. Сама курица, хоть и косвенно, может ассоциироваться с дьяволом, так пугающим восприимчивых детишек. Грустная концовка сказки оставляет тяжёлое впечатление: мальчик бредит, и жар создаёт нереальные образы в его голове.

Также смотрите бесплатный видеокурс “5 шагов к альтернативному образованию”.

Повести Гоголя ещё конкретнее описывают связь с нечистой силой. Есть довольно-таки красочные словесные иллюстрации чертей и прочих страшных персонажей: «Чудится деду, что из-за неё мигает какая-то харя: у! у! нос — как мех в кузнице; ноздри — хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей-Богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и ещё и язык высунула и дразнит!».

Но сильнее пугает в его повестях смытая грань между вымышленным и реальным, из-за чего сказка начинает казаться былью. Множественные встречи героев с дьяволом (колдуном), чертями и потусторонними силами, на мой взгляд, могут нанести вред нежной психике ребёнка.

Такие мистико-магические темы я бы предлагала детям не ранее 12 лет.

2. Философские изыскания

В 6-м классе проходят «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. С этой притчей разные люди знакомятся в разное время. Некоторым детям-дошкольникам родители читают её как сказку на ночь. И малыши воспринимают повесть как историю о добром мальчике, не понимая сути большей части произведения.

Другие знакомятся с книгой только во взрослом возрасте, и вместе с главным героем ищут смысл жизни и себя самого.

А в 6-м классе (12–13 лет) далеко не все дети понимают это произведение. Подростки могут прочесть его очень поверхностно. Не вникая в проблемы, которых у них ещё, возможно, и нет, а есть другие, «намного важнее». Как вариант, «скучная философия» может вызвать отвращение вообще к чтению и книгам.

Аттестация на семейном обучении

Кроме того, конец произведения каждый может понять по-своему. Совершил ли главный герой самоубийство, чтобы вернуться обратно? Не появится ли у подростка ощущение, что с помощью такого же поступка можно сделать что-то хорошее или решить какие-то проблемы?

Как известно, подростки — народ противоречивый. Никогда не знаешь, к чему приведёт хороший/плохой пример героя рассказа, — к подражанию или отрицанию.

Поэтому считаю, что «Маленький принц» — книга для взрослого человека. Знающего по своему жизненному опыту, что такое дружба, любовь, ответственность за близких и весь мир. Тогда эта философская сказка даёт почву для размышлений и открывает новые стороны самопонимания и секреты бытия.

3. Общество и человеческие отношения

Повесть «Станционный смотритель» изучают в 7-м классе. Александр Пушкин, кроме прочего, пишет о том, что нужно ценить время, когда наши близкие рядом, живые и здоровые. Что нельзя забывать и бросать родителей, нужно уважать чувства других людей. Но показывает это на примере сбежавшей дочери, девочки 14 лет, как раз ровеснице тех, кто проходит это произведение в школе.

Некоторые источники поступок Дуни ещё и одобряют, говоря о «храбрости в стремлении к любви и счастью вопреки взглядам окружающих». И «сказка» заканчивается вроде бы хорошо: хотя девочка потеряла отца, однако она обеспечена и, возможно, любима.

Такой хэппи-энд, вероятно, и мог случиться во времена дворян, но даже по тем временам это скорее было бы исключением из правила. И в прошлые века, и тем более в настоящее время, вероятен другой, худший вариант развязки. Минский наигрался с девочкой и выгнал бы её, отправив в публичный дом.

Согласитесь, дурной пример для подростков: в реальной жизни такие события вряд ли закончатся радужно.

Пушкин описал историю, не предполагая, что её будут изучать тринадцатилетки. Считаю, что «Станционного смотрителя» лучше читать в возрасте от 18 и старше. Чтобы чтить и любить своих родителей, а после их смерти не чувствовать себя неблагодарным.

Основная причина, по которой я не рекомендую этот список литературных произведений к изучению, — несоответствие возрасту.

Аттестация на семейном обучении

Конечно, моё мнение субъективно и основано на восприятии книг моими детьми и нашей семьей. Отсюда ещё один вывод: важно учитывать темперамент ребёнка. Одному будет страшно читать о чертях, а другому нет. Кто-то с удовольствием переживёт историю Маленького принца, а другим она будет непонятна. Одни воспримут действия Дуни как пример для подражания, не задумываясь о последствиях. А другие, более чувствительные и осторожные натуры, пожалеют отца и осознают, что никогда бы так не поступили.

Как видно, в школе нет индивидуального подхода к ребёнку: нормы и стандарты усреднены. А благодаря семейной форме обучения, мы имеем возможность выбирать, что и в каком возрасте читать нашим детям.

Автор статьи: Татьяна Нушич, мама двоих погодков. Оба ребёнка с первого класса на СО

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

ентр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
ентр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.

Читайте другие статьи автора: