В школе я не любила уроки литературы и, как следствие, не любила читать. Это объяснялось несколькими причинами:
1. Я ужасно боялась техники чтения в начальных классах. До дрожи в коленках и руках. Смысла в этом «истязании» не было — скорость чтения у меня не увеличивалась, а вот любовь к уроку убавлялась.
2. Три свободных летних месяца омрачались немаленьким ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ списком по литературе, из-за чего читать ещё больше не хотелось. И многое так и оставалось непрочитанным.
3. По многим произведениям приходилось писать сочинения — с ПРАВИЛЬНЫМИ мыслями, а не так, как думаешь на самом деле. А иногда так хотелось сказать, что мне не понравилось то или иное произведение, и не искать в нём смысл и моральные уроки!
4. Стандарты давили своей непоколебимостью, поэтому даже всеми любимый и уважаемый Пушкин у меня начинал вызывать неприятие.
Своим детям я не хотела такой же «стандартной» школьной участи, поэтому определила их на семейное образование.
Я помнила своё отношение к литературе и ни в коем случае не хотела отбить у них любовь к чтению какими-то правилами, условиями и сроками.
Книги, подходящие по возрасту, просто стояли на полке, и дети в любое время могли сами выбрать, что почитать. И никаких списков не потребовалось! Как только они научились самостоятельно читать, то поглощали книгу за книгой. Приходилось покупать или брать в библиотеке всё новые и новые. Какие-то из них становились любимыми и зачитывались до дыр, какие-то были прочитаны один раз, и к ним больше не хотелось возвращаться.
Расскажу о конкретных произведениях, которые, по моему мнению, подходят для детей постарше.
1. Мистические сюжеты
Эта рекомендация не распространяется на всех детей, но особо впечатлительным я советовала бы ознакомиться с ними в более позднем возрасте. Мой сын, например, спокойно относится к разным ужастикам — литературным и кинематографическим. А вот дочка остро реагирует на всякую нечисть. Ей хватало мельком пробежаться по страницам с жутковатым сюжетом, чтобы до сих пор вспоминать «этот ужас» с некоторым волнением.
В школьной программе 5–6-х классов несколько таких произведений. Это сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» и повести Николая Гоголя: «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Майская ночь, или Утопленница», «Вий».
Все эти произведения несут в себе добрый посыл. Показывают, что нужно добиваться желаемого и поставленных задач своими силами и собственным трудом. Не предавать людей и помогать им, ценить то, что имеешь. Что очень опасно связываться с нечистой силой.
Почему я не рекомендую их особо впечатлительным детям?
Потому что в «Чёрной курице» мораль подана под соусом такой мистической загадочности, что после прочтения остаётся не очень приятное послевкусие. Сама курица, хоть и косвенно, может ассоциироваться с дьяволом, так пугающим восприимчивых детишек. Грустная концовка сказки оставляет тяжёлое впечатление: мальчик бредит, и жар создаёт нереальные образы в его голове.
Также смотрите бесплатный видеокурс “5 шагов к альтернативному образованию”.
Повести Гоголя ещё конкретнее описывают связь с нечистой силой. Есть довольно-таки красочные словесные иллюстрации чертей и прочих страшных персонажей: «Чудится деду, что из-за неё мигает какая-то харя: у! у! нос — как мех в кузнице; ноздри — хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей-Богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и ещё и язык высунула и дразнит!».
Но сильнее пугает в его повестях смытая грань между вымышленным и реальным, из-за чего сказка начинает казаться былью. Множественные встречи героев с дьяволом (колдуном), чертями и потусторонними силами, на мой взгляд, могут нанести вред нежной психике ребёнка.
Такие мистико-магические темы я бы предлагала детям не ранее 12 лет.
2. Философские изыскания
В 6-м классе проходят «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. С этой притчей разные люди знакомятся в разное время. Некоторым детям-дошкольникам родители читают её как сказку на ночь. И малыши воспринимают повесть как историю о добром мальчике, не понимая сути большей части произведения.
Другие знакомятся с книгой только во взрослом возрасте, и вместе с главным героем ищут смысл жизни и себя самого.
А в 6-м классе (12–13 лет) далеко не все дети понимают это произведение. Подростки могут прочесть его очень поверхностно. Не вникая в проблемы, которых у них ещё, возможно, и нет, а есть другие, «намного важнее». Как вариант, «скучная философия» может вызвать отвращение вообще к чтению и книгам.
Кроме того, конец произведения каждый может понять по-своему. Совершил ли главный герой самоубийство, чтобы вернуться обратно? Не появится ли у подростка ощущение, что с помощью такого же поступка можно сделать что-то хорошее или решить какие-то проблемы?
Как известно, подростки — народ противоречивый. Никогда не знаешь, к чему приведёт хороший/плохой пример героя рассказа, — к подражанию или отрицанию.
Поэтому считаю, что «Маленький принц» — книга для взрослого человека. Знающего по своему жизненному опыту, что такое дружба, любовь, ответственность за близких и весь мир. Тогда эта философская сказка даёт почву для размышлений и открывает новые стороны самопонимания и секреты бытия.
3. Общество и человеческие отношения
Повесть «Станционный смотритель» изучают в 7-м классе. Александр Пушкин, кроме прочего, пишет о том, что нужно ценить время, когда наши близкие рядом, живые и здоровые. Что нельзя забывать и бросать родителей, нужно уважать чувства других людей. Но показывает это на примере сбежавшей дочери, девочки 14 лет, как раз ровеснице тех, кто проходит это произведение в школе.
Некоторые источники поступок Дуни ещё и одобряют, говоря о «храбрости в стремлении к любви и счастью вопреки взглядам окружающих». И «сказка» заканчивается вроде бы хорошо: хотя девочка потеряла отца, однако она обеспечена и, возможно, любима.
Такой хэппи-энд, вероятно, и мог случиться во времена дворян, но даже по тем временам это скорее было бы исключением из правила. И в прошлые века, и тем более в настоящее время, вероятен другой, худший вариант развязки. Минский наигрался с девочкой и выгнал бы её, отправив в публичный дом.
Согласитесь, дурной пример для подростков: в реальной жизни такие события вряд ли закончатся радужно.
Пушкин описал историю, не предполагая, что её будут изучать тринадцатилетки. Считаю, что «Станционного смотрителя» лучше читать в возрасте от 18 и старше. Чтобы чтить и любить своих родителей, а после их смерти не чувствовать себя неблагодарным.
Основная причина, по которой я не рекомендую этот список литературных произведений к изучению, — несоответствие возрасту.
Конечно, моё мнение субъективно и основано на восприятии книг моими детьми и нашей семьей. Отсюда ещё один вывод: важно учитывать темперамент ребёнка. Одному будет страшно читать о чертях, а другому нет. Кто-то с удовольствием переживёт историю Маленького принца, а другим она будет непонятна. Одни воспримут действия Дуни как пример для подражания, не задумываясь о последствиях. А другие, более чувствительные и осторожные натуры, пожалеют отца и осознают, что никогда бы так не поступили.
Как видно, в школе нет индивидуального подхода к ребёнку: нормы и стандарты усреднены. А благодаря семейной форме обучения, мы имеем возможность выбирать, что и в каком возрасте читать нашим детям.
Автор статьи: Татьяна Нушич, мама двоих погодков. Оба ребёнка с первого класса на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: