Семейное образование — осознанный выбор родителей. Ведь ребёнок в школе и дома изучает одинаковые предметы, и ему дома, скорее всего, будет даже легче во всём разобраться. А вот участь родителей-«семейников» по сравнению с родителями школьников может показаться, наоборот, тяжелее. Ведь придётся самим преподавать все предметы.
Для начальной школы в этом ничего сложного нет. Поскольку родители обычных школьников часто сидят со своими детьми и помогают с домашней работой. Причём в последнее время задания в начальных классах становятся всё сложнее и не всегда соответствуют возрасту детей. По рассказам многих моих знакомых, выполняют их исключительно мамы или папы. Разные замысловатые поделки и презентации вызывают негатив и раздражение у родителей и детей: ведь результат нужен на завтра, а кто и когда будет это делать, школу не интересует.
На семейной форме обучения начальная школа проходит проще и позитивнее. Помню, как мы с детьми с огромным удовольствием мастерили поделки, рисовали, лепили… Все наши уроки были интересны и под силу моим ученикам! Потому что творили, когда было вдохновение, а не когда срочно требовалось сдать отчёт.
Основные предметы тоже не вызывали особых затруднений в изучении и преподавании. Даже английский, который я проходила в школе, но не использую в жизни и по работе, смогла вспомнить и преподавать своим детям.
Таким образом, предметы начальной школы может дома преподавать мама без высшего педагогического образования. И нагрузка, которую выбираю я (мама), соответствует способностям конкретного ребёнка.
Например, я не проводила технику чтения на скорость, а делала упор на понимание текста. Это в будущем очень пригодилось, а скорость со временем пришла сама. Также и изучение фонетики я перенесла в старшие классы, чтобы у ребёнка в голове не возникло путаницы «звучание-написание».
И уже в то время я задавала себе вопрос: «Смогу ли осилить преподавание предметов средней школы?».
Это также интересовало моих друзей и знакомых. Особенно остро и страшно звучало «А как же физика и химия? Неужели ты и эти предметы будешь преподавать сама?».
Действительно, в средней школе уже не так и просто. Любимые в школе науки вспоминались легко. И в их преподавании у меня никаких затруднений не возникло. Я свободно могу объяснить дочке и сыну любую тему, например, по алгебре.
А вот предметы, дававшиеся тяжело или которые я не до конца понимала, преподавать непросто.
Но физика и геометрия (в них я как раз несильна) у нас появились только в 7-м классе. А к этому возрасту дети уже имеют навыки самообучения и многое могут проходить самостоятельно.
Если же я сама не разбираюсь в теме, и ребёнку самостоятельно тоже трудно её понять, мы обращаемся к Всемирной паутине. Здесь огромное количество платных и бесплатных ресурсов, на которых разбираются любые темы по разным предметам. Мы всегда можем вместе посмотреть уроки и разобраться даже со «страшными» физикой и химией.
Поэтому с увеличением количества и повышением сложности предметов, нагрузка на маму не возрастает, а, наоборот, убывает.
Во всех классах особую роль играет обучение навыкам самостоятельной работы и поиска информации, а также организации своего времени. Чем раньше ребёнок их освоит, тем проще будет ему и родителю-преподавателю.
Также смотрите бесплатный видеокурс “5 шагов к альтернативному образованию”.
Подводя итог, могу сказать, что заранее бояться старших классов не стоит. Учиться дома с мамой, когда она объясняет все предметы, можно и в начальной школе, и в средней. Навыки, приобретённые ребёнком на домашнем обучении, обязательно пригодятся ему в будущем — в вузе и на работе.
Автор статьи: Татьяна Нушич, мама двоих погодков. Оба ребёнка с первого класса на СО.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: