Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Саладина. Тернистый путь к заветной цели. Часть 2-я. Новый хозяин Дамаска

Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке В конце октября 1174 года Салах ад-Дин, оставив Каир и всю Египетскую державу на попечение своего толкового, преданного и распорядительного младшего брата – Аль-Адиля ибн Наджм ад-Дин Айюба[1], во главе семитысячного конного войска отправился кратчайшей дорогой к Дамаску. Египетская кавалерия без труда и каких-либо препятствий со стороны иерусалимской пограничной стражи миновала Трансиорданию[2], вступив в южные провинции Сирии. Семи тысяч самых отборных гвардейцев («аскаров») – отлично вооруженных и экипированных, лично преданных египетскому султану, было явно недостаточно для захвата Дамаска – этого крупнейшего мегаполиса средневекового Ближнего Востока. Кроме того, у Саладина не было осадных приспособлений, орудий и метательных машин. Его конная армия вообще не везла за собой обоза. У наместника сирийской столицы – самопровозглашенного эмира Шамс ад-Дина Ибн ал-Мукаддама, казалось, были все шансы
Оглавление

Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке

В конце октября 1174 года Салах ад-Дин, оставив Каир и всю Египетскую державу на попечение своего толкового, преданного и распорядительного младшего брата – Аль-Адиля ибн Наджм ад-Дин Айюба[1], во главе семитысячного конного войска отправился кратчайшей дорогой к Дамаску. Египетская кавалерия без труда и каких-либо препятствий со стороны иерусалимской пограничной стражи миновала Трансиорданию[2], вступив в южные провинции Сирии.

Семи тысяч самых отборных гвардейцев («аскаров») – отлично вооруженных и экипированных, лично преданных египетскому султану, было явно недостаточно для захвата Дамаска – этого крупнейшего мегаполиса средневекового Ближнего Востока. Кроме того, у Саладина не было осадных приспособлений, орудий и метательных машин. Его конная армия вообще не везла за собой обоза.

У наместника сирийской столицы – самопровозглашенного эмира Шамс ад-Дина Ибн ал-Мукаддама, казалось, были все шансы отстоять Дамаск. Однако местное население, знать, воины гарнизона и их командиры симпатизировали Салах ад-Дину, считая его образцом правоверного мусульманского правителя, который в кратчайшие сроки превратил шиитский Египет в образцово-показательную суннитскую провинцию державы покойного Нур ад-Дина Махмуда Занги.

Жители Дамаска также были извещены о том, что малолетний султан аль-Малик ас-Салих Исмаил вместе с матерью и свитой тайно бежал и города, предпочтя защиту и покровительство со стороны евнуха Амира Гюмюштекина (Гумуштикина), объявившего себя верховным наместником Алеппо. Это поспешное бегство сильно подорвало и без того крайне слабый авторитет наследника Нур ад-Дина, ещё более возвысив образ благородного Салах ад-Дина, который в глазах простых сирийцев не добивался поста регента, а лишь стремился сохранить в стране порядок и территориальную целостность.

Понимая, что гарнизон и жители Дамаска не станут сражаться с Саладином и оказывать ему какого-либо сопротивления, Шамс ад-Дин Ибн ал-Мукаддам предпочёл распахнуть перед египетским государем главные столичные ворота, преподнеся символические ключи от города, а также сдав ему цитадель. Салах ад-Дин торжественно вступил в Дамаск 27 ноября 1174 года.

Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим – духовный наставник, доверенный советник и наиболее известный личный биограф Саладина в лаконичном стиле поведал о том, какой была программа первого дня пребывания египетского султана в сирийской столице: «Первый дом, в который он вошел, был дом, который ранее принадлежал его отцу. Горожане собрались, чтобы посмотреть на него и оказать ему радостный прием. В тот день он раздарил большую сумму денег и показал жителям Дамаска, что он так же рад видеть их, как и они – приветствовать его в своем городе. Затем он занял свои апартаменты в замке и тем самым установил свою власть над городом»[3].

Здесь и далее по тексту размещены изображения Салах ад-Дина, сделанные в XIX-XX веках и в более позднее время, а также созднаные при помощи искусственного интеллекта. Источник: https://yandex.ru/images
Здесь и далее по тексту размещены изображения Салах ад-Дина, сделанные в XIX-XX веках и в более позднее время, а также созднаные при помощи искусственного интеллекта. Источник: https://yandex.ru/images

Альбер Шамдор – видный французский специалист по исследованию истории, культуры и религии средневекового Ближнего Востока, известный своим пристрастным подходом к изложению биографии Саладина, очень ярко и эмоционально описывает те чувства и эмоции, которые, по его мнению, испытал египетский султан, вновь оказавшись в любимом городе своей юности:

«…он [Салах ад-Дин] въехал в Дамаск под приветственные крики народа, в глазах которого он уже был героем. Какова была его радость снова увидеть Священный город с двумястами пятьюдесятью мечетями, где он провел свое детство, еще раз испытать на себе очарование этого оазиса, который в арабской литературе считался одним из четырех самых прекрасных мест на земле, раем для поэтов и кочевников, орошаемым поющими водами Барады, «золотой реки», питающей бани, мечети, фонтаны, уютные дворики, встречающиеся на каждом шагу.

Он вспомнил о знаменитом медресе, куда часто ходил на занятия, о тихих библиотеках при мечетях, где усердно изучал роскошные списки Корана, украшенные миниатюрами. Он вновь увидел свой родной город, кишащий разношерстным людом, неторопливое движение караванов, груженных земными сокровищами на местных рынках, куда стекалась продукция всех стран... Будучи курдом по национальности, Саладин не чувствовал себя чужим в этом городе. Поскольку Бог привел его на вершину славы и могущества, поскольку Он вложил в его руки меч Ислама, Саладин принял твердое решение объединить Сирию, сплотить ее племена ради священной войны»[4].

Если Салах ад-Дин и предавался приятным ностальгическим воспоминаниям, то не очень долго, поскольку важные и неотложные дела торопили его. Разумеется, в рамках собственной пиар-кампании Саладин в сопровождении восторженных толп местных жителей посетил все священные для правоверного мусульманина святыни Дамаска.

Вполне вероятно, что вид площадей, улиц, рыков и мечетей города, ставшему ему родным с юных лет, пробудили в нем искренние сердечные воспоминания. Скорее всего, являются правдивыми сообщения арабских авторов о том, что во время шествия по главным улицам Дамаска султан время от времени смахивал слёзы, вызванные душевной ностальгией и радостью долгожданного момента.

Помня о том, насколько недолговечны и переменчивы сиюминутные порывы толпы, её предпочтения и устремления, Салах ад-Дин в первые дни своего пребывания в Дамаске не забывал щедро одаривать местных жителей, которую повсюду следовали за ним, выражая свои бурные восторги. Специальные помощники султана, не скупясь, раздавали серебряные монеты почитателям и сторонникам Саладина.

-3

Известие о неслыханной щедрости египетского правителя мигом облетели сирийскую столицу и её окрестности. Вскоре Саладину стало очень трудно передвигаться даже по самым широким улицам города, поскольку нового хозяина Дамаска отныне сопровождали сотни и тысячи людей, надеявшихся разжиться в моменты раздачи милостыни.

В конце концов, людям Салах ад-Дина приходилось просто разбрасывать серебряные динары и более мелкие монеты, пригоршнями кидая их возбужденную, бурлящую и ликующую толпу. Неудивительно, что подобные акции «милосердия» и массовых подаяний в кратчайшие сроки позволили Саладину завоевать симпатии и полное доверие со стороны простого народа.

Однако Салах ад-Дин отлично понимал, что одной только поддержки толпы недостаточно, чтобы обеспечить себе на ближайшее будущее спокойное пребывание в Дамаске требовалось привлечь на свою сторону знать, торговцев и духовенство. Что касается имамов и авторитетных дамасских богословов, то практически все они единогласно поддержали Саладина, широко известного своим благочестием, приверженностью к аскетизму и ревностным служением распространению ислама суннитского толка.

За представителями дамасской знати на первых порах египетский султан сохранил все имевшиеся у них привилегии, земельные наделы, недвижимое имущество и накопленные богатства. Чтобы заручиться всемерной поддержкой местных торговцев и ремесленников, Саладину оказалось достаточно только отменить все налоги и пошлины, которые противоречили канонам шариата.

Чтобы ещё раз публично и конкретно обозначить свой внутриполитический курс, Саладин распорядился, чтобы дамасские имамы во время хутбы[5] непременно упоминали имя аль-Малика ас-Салиха Исмаила, как единственного и законного правителя Сирии. Салах ад-Дин в своих речах, обращенных и к градоначальникам Дамаска, и к представителям истеблишмента, к простому народу неизменно подчёркивал, что он стремится не к захвату верховной власти, а к наведению мира и порядка во владениях державы покойного Нур ад-Дина Махмуда Занги.

Себя Саладин называл не регентом, а воспитателем и наставником отрока-султана, который оказался в руках алчных и амбициозных слуг Нур ад-Дина, присвоивших себе титулы эмиров и незаконно захвативших власть в крупнейших городах Сирии. В подтверждение правоты и искренности своих слов Салах ад-Дин приказал чеканить монеты с именем аль-Малика ас-Салиха Исмаила.

Быстро уладив дела в Дамаске, предприимчивый и последовательный Саладин со своим войском выступил в поход против Амира Гюмюштекина. Египетский правитель понимал, что действовать необходимо предельно быстро, чтобы коварный евнух не имел времени для увеличения своих сил и создания коалиции, направленной против Салах ад-Дина.

Города и государства Ближнего Востока в конце 1174 года. Белым цветом обозначены территории латинских государств Утремера. Зелёным цветом заштрихованы владения Византийской империи и Киликийского армянского царства. Розовым цветом обозначены территории мусульманских государств. Источник: Хаттин, 1187 // 100 битв, которые изменили мир, 2012. – № 67. С. 11
Города и государства Ближнего Востока в конце 1174 года. Белым цветом обозначены территории латинских государств Утремера. Зелёным цветом заштрихованы владения Византийской империи и Киликийского армянского царства. Розовым цветом обозначены территории мусульманских государств. Источник: Хаттин, 1187 // 100 битв, которые изменили мир, 2012. – № 67. С. 11

9 декабря 1174 года войско Саладина, пополнившееся за счёт контингентов, которые любезно предоставил в полное распоряжение египетского султана Шамс ад-Дин Ибн ал-Мукаддам, появилось под стенами Хомса. Большое разочарование постигло Саладина, когда градоначальник и командир гарнизона отказались впускать его в крепость, без овладения которой дальнейший поход на Алеппо становился слишком рискованным.

Городские кварталы Хомса были без труда захвачены воинами Саладина. Бойцы гарнизона и ополченцы из числа местных жителей заперлись в цитадели, осада которой могла растянуться на несколько недель. Оставив отряд для блокирования осажденных, египетский правитель повёл свои главные силы на север – в направлении Алеппо. По пути войско Саладина захватило Хаму – стратегически важный город, защищавший южные рубежи владений, подконтрольных власти Амира Гюмюштекина.

30 декабря передовые отряды Салах ад-Дина достигли предместий Алеппо. Стремясь уладить текущие разногласия при помощи дипломатии, Саладин направил послание, адресованное аль-Малику ас-Салиху Исмаилу и его ближайшему окружению. В письме своём новый властитель Дамаска многократно заверял и убеждал юного султана в своей преданности, озвучивая в восточном витиеватом стиле искреннее желание стать для сына Нур ад-Дина Занги добрым наставником, желающим оградить царственного отрока от пагубного влияния его советников.

Если верить арабским первоисточникам, чьи авторы не являлись адептами, поклонниками и сторонниками политического курса Саладина, то 11-летний ас-Салих Исмаил категорически отверг настойчивую просьбу египетского султана, просившего впустит его в Алеппо. Отрок-султан собрал местных жителей на главной площади и обратился к ним с взволнованной речью: «Посмотрите на этого лжеца и неблагодарного человека, который хочет отобрать у меня мою страну, не боясь ни людей, ни Аллаха. Я – сирота и рассчитываю, что вы защитите меня из благодарности и уважения к памяти моего отца, которого так любили!»[6]

Хронология и трактовка последующих событий имеет разночтение и у средневековых биографов Саладина, и у современных. Так, уже упоминавшийся в сегодняшней публикации Баха ад-Дин на страницах своего сочинения рассказывает о том, что Саладин в первых числах января 1175 года находился в Алеппо. При этом никаких подробностей и уточнений не приводится.

Был ли город взят силой или его жители впустили Салах ад-Дина добровольно, из текста Бахи ад-Дина ибн Рафии неизвестно. Узнав, что эмир Мосула – Сейф ад-Дин собрал огромное войско и направил его к стенам Алеппо, осторожный и дальновидный Саладин предпочёл оставить город, намереваясь встретить противника на максимально выгодных для себя условиях[7].

По мнению известного медиевиста и британского профессора истории Стивена Рансимена, а также современного российского автора Александра Владимировича Грановского, отступить от стен осажденного Алеппо египетского султана заставили тревожные известия. Разведка донесла Саладину о том, что Раймунд III – граф Триполи и по совместительству регент Иерусалимского королевства с большим войском прибыл по просьбе Амира Гюмюштекина на выручку гарнизону цитадели Хомса.

-5

Свернув осадные работы, совершив стремительный марш, Саладин со своим войском неожиданно вернулся к предместьям Хомса. Граф Триполи не рискнул в открытом поле сражаться с многочисленной армией Салах ад-Дина, имевшей весомое преимущество в кавалерии. Крестоносцы отступили без боя. Стремясь покончить с гарнизоном Хомса, засевшим в цитадели, Салах ад-Дин решил довести осаду до логического конца, на время отказавшись от захвата Алеппо[8].

Наконец, современный израильский историк Пётр Ефимович Люкимсон считает, что Саладин преднамеренно отказался от осады Алеппо. Египетский султан надеялся, что жители и градоначальники Алеппо отворять ему ворота своего города без боя и сопротивления по примеру Дамаска. Увидев, что гарнизон и местные ополченцы преисполнены решимости до последней крайности защищать аль-Малика ас-Салиха Исмаила от посягательств «узурпатора», Салах ад-Дин снял осаду с Дамаска, поскольку «меньше всего ему нужны были обвинения в том, что он пролил кровь своих братьев-мусульман, защищавших законного наследника Нур ад-Дина»[9].

Что касается эмира Мосула, то действительно он собрал многотысячную армию, поручив командование над нею своему брату – Абу-ль-Фатху Абу ль-Музаффару Изз ад-Дину. Мосульское воинство достигло окрестностей Алеппо, где к Изз ад-Дину присоединилась сирийская и сельджукская кавалерия, присланная Амиром Гюмюштекином.

Брат мосульского правителя не сомневался, что теперь, имея явное численное преимущество, он легко и быстро расправится с «египетским выскочкой». Однако в решающей битве, состоявшейся 13 апреля 1175 года на холмистой равнине, расположенной к северу от Хомса, войско Саладина, используя фактор внезапности, разгромило и рассеяло объединенные силы Изз ад-Дина и Гюмюштекина.

Одержав полную и безоговорочную победу над превосходящими силами вражеской коалиции, Салах ад-Дин вернулся под стены Алеппо. Однако он не собирался вновь начинать осадные работы. Владыка Египта и Дамаска предложил решить противоречия за столом переговоров. Посредником в мирном урегулировании конфликта выступил сам багдадский халиф.

Согласно итоговым условиям мирного договора, под властью аль-Малика ас-Салиха Исмаила оставались северо-западные провинции Сирии, центром которых был Алеппо. Халиф Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Юсуф аль-Мустади Биамриллах официально признал за Саладином право единолично владеть и править от своего имени в Египте и юго-западной части Сирии. Под контроль Саладина отходили города Дамаск, Хомс и Хама. Кроме того, Салах ад-Дин оставил за собой три дальних предместья Алеппо, которые он успел захватить до начала мирных переговоров, города – Умм-эль-Марру, и Кафр-Таб (Кафартаб), а также крепость Барин.

Представители аль-Малика ас-Салиха Исмаила от его имени принесли клятву, что впредь юный султан не будет искать союза с «нечестивыми и неверными франками», а напротив, совместно с Салах ад-Дином он станет сражаться против них. Отныне во время хутбы во всех трёх городах – Каире, Дамаске и Алеппо первым надлежало произносить имя багдадского халифа.

Далее во всех городах, подконтрольных Саладину, после упоминания аль-Мустади Биамриллаха, имамы имели полное право воздавать должное Салах ад-Дину. Соответственно имя ас-Салиха Исмаила звучало лишь в Алеппо и близлежащих к нему городах. Как тут не вспомнить, что негласное правило, продиктованное особенностями торжественной пятничной молитвы, гласило, что чьё имя чаще и больше поминается имамами под сводами мечетей, тот и есть истинный правитель.

Зато владыка Багдада милостиво позволил обоим примирившимся султанам чеканить монеты со своим именем. Поскольку монетные дворы Каира и Дамаска намного по мощности производства и качеству драгоценных металлов превосходили аналогичные показатели Алеппо, то очень скоро золотые и серебряные динары с изображениями Саладина наполнили казну и рынки ближневосточных городов. Монеты с оттиском аль-Малика ас-Салиха Исмаила получили крайне ограниченный тираж и область распространения.

-6
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - полное имя его на арабском языке звучало следующим образом – Аль-Адиль I Сайф ад-Дин Абу Бакр Ахмад ибн Наджм ад-Дин Айюб.

[2] - Трансиордания – историческое название обширного ближневосточного региона, лежащего к востоку от реки Иордан. В средние века сеньория Трансиордания, входившая в состав Иерусалимского королевства, занимала территории, лежавшие на 50-70 км восточнее и северо-восточнее Мёртвого моря – центральные районы западной части современной Иордании.

[3] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 66.

[4] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 83.

[5] - Хутба – это проповедь, которую читают во всех мечетях мира во время полуденной общей молитвы каждую пятницу – в священный для всех мусульман день. Правильная – суннитская хутба читалась исключительно на арабском языке. В пятничной проповеди должны были обязательно содержаться аяты и суры из Корана, молитвы о Пророке Мухаммеде и его ближайших сподвижниках. В заключительной части средневековой хутбы имам непременно восхвалял праведные деяния правящего халифа, а также упоминал имя и достижения местного правителя.

[6] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 87.

[7] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 68.

[8] - Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 413.

[9] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 87-88.

-7
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».

Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

-8

ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Саладина. Тернистый путь к заветной цели» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Борьба за наследие Нур ад-Дина Занги

Часть 2-я. Новый хозяин Дамаска

Часть 3-я. Правильный расчёт и эффективная стратегия

Часть 4-я. Новый и опаснейший враг «Защитника Веры»

Часть 5-я. Легендарные ассасины крупным планом

Часть 6-я. Схватка с Орденом всемогущих убийц

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)