Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке
Перемирие между Салах ад-Дином и аль-Маликом ас-Салихом Исмаилом, которое было заключено в мае 1175 года при посредничестве багдадского халифа, продлилось недолго. Хотя окружающие и приближенные продолжали титуловать наследника великого Нур ад-Дина Махмуда Занги султаном Сирии, все отчётливо понимали, что реальная полнота власти от Каира до Хомса принадлежала Саладину.
В мечетях подконтрольных Салах ад-Дину городов имя ас-Салиха было изъято из текста молитв и традиционной пятничной хутбы. Имя, титул и профиль юного султана, за исключением Алеппо, более не чеканилось на монетах. Сирийские монетные дворы повсеместно штамповали на золотых и серебряных динарах изображения египетского султана.
Багдадский правитель – Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Юсуф аль-Мустади Биамриллах явно благоволил Саладину, оказывая ему знаки своего высочайшего расположения и внимания. Видя и ощущая эту ценнейшую для себя поддержку самого влиятельного владыки Ближнего Востока, расчётливый Салах ад-Дин решился на следующий важный шаг.
В предыдущих публикациях рассказывалось о том, что первоначально Саладин показательно отказался от своего титулярного превосходства и сюзеренитета по отношению к аль-Малику ас-Салиху Исмаилу. Египетский правитель всюду постоянно всячески позиционировал себя исключительно как верный и преданный сподвижник Нур ад-Дина. Своей главной целью Салах ад-Дин объявил беззаветное служение династии Зангидов (прямым потомкам и наследникам Имад ад-Дина Занги и его сына Нур ад-Дина Махмуда).
Теперь, видя нежелание юного правителя Алеппо идти на компромиссы, Саладин в одночасье избавился от прежнего образа преданного вассала дома Занги. Отныне в своих публичных речах и дипломатических посланиях он жёстко заявлял о том, что сделал всё, возможное для честного и бескорыстного служения ас-Салиху Исмаилу, но тот предпочел довериться другим советникам – подлым, бесчестным и алчным, отринув его помощь.
Таким образом, по глубочайшему убеждению Саладина, в этих новых крайне осложненных и запутанных геополитических условиях, ему не осталось иного выбора, как взять на себя обязанности правителя Сирийского султаната. Как того и ожидал Салах ад-Дин, багдадский халиф вполне спокойно и даже одобрительно отнёсся к подобным заявлениям египетского султана.
Аль-Мустади Биамриллах милостиво разрешил Саладину взять на себя управление державой Нур ад-Дина Занги. Багдадский халиф отослал в Каир официальную грамоту, в которой официально подтвердил, что жалует Салах ад-Дину титул султана Египта и Сирии. По такому торжественному случаю владыка Аббасидского халифата прислал в дар новоявленному сирийскому султану несколько роскошных одеяний из раззолоченного шёлка и парчи высшего качества.
В свою очередь местные египетские сановники, чтобы польстить своему господину, обласканному самим халифом, отчеканили большую партию монет из золота высшей пробы, на которых была выгравирована надпись следующего содержания: «Праведный султан и защитник, Юсуф сын Айюба; да вознесется его знамя!»
Подобное стремительное возвышение Саладина беспокоило не только 12-летнего аль-Малика ас-Салиха Исмаила, у которого ненавистный египетский султан отнял ¾ отцовского наследия. Поводы для серьёзных опасений за своё нынешнее положение и будущие перспективы появилось у Сейф ад-Дина Гази – правителя Мосула. Он не сомневался, что как только Салах ад-Дин полностью подчинит своей власти Алеппо и северо-западные провинции Сирии, он вскоре протянет свои руки к Джазире[1] – его собственным владениям.
Сейф ад-Дина Гази принял решение действовать без промедления, пока могущество и военная мощь Саладина не достигли непреодолимой отметки. Эмир Мосула знал о том, что египетский султан всю прошедшую зиму провёл в Хаме и Хомсе, занимаясь обустройством административных дел в этих городах, контроль над которыми он получил совсем недавно.
Взяв с собой личную гвардию, а также отборную конницу сельджуков и туркмен, Сейф ад-Дин во второй половине марта 1176 года направился в Алеппо. Обрадованный ас-Салих Исмаил и его визирь – евнух Амир Гюмюштекин (Гумуштигин) предоставили в распоряжение правителя Мосула свою конницу. Союзники намеревались внезапным ударом разгромить немногочисленное войско Саладина, пленив его, или вынудить бежать прочь из Сирии.
Как уже неоднократно отмечалось, служба внешней и военной разведки у Саладина была налажена на самом высочайшем для Средневековья уровне, а потому работала бесперебойно и весьма эффективно. Благодаря своим шпионам, осведомителям, соглядатаям и доброхотам, Салах ад-Дин был своевременно оповещён о намерениях Сейф ад-Дина Гази, ас-Салиха Исмаила и Амира Гюмюштекина.
Салах ад-Дин решил навязать своим противникам сражение на максимально выгодных для себя условиях, а ещё лучше – внезапно атаковать их на марше. Решающая битва произошла 22 апреля 1176 года в 25 километрах южнее Алеппо – у урочища Талль-ас-Султан («Холм Султана»).
По одним сведениям, коалиционеры имели восьмикратный численный перевес: у Саладина было лишь 700 всадников, а у его врагов – 6000[2]. Согласно данным других авторов, незадолго до сражения в стан Салах ад-Дина прибыла египетская кавалерия, а потому численное превосходство объединенных сил Сейф ад-Дина и ас-Салиха Исмаила был не столь явным и многократным[3].
К большому сожалению, подробности и детали битвы в первоисточниках не сообщаются. Нам известно лишь, что сражение длилось несколько часов и отличалось особым упорством, яростью и бескомпромиссностью с обеих сторон. Переломным моментом противостояния стала масштабная кавалерийская атака, которую предпринял Музаффар ад-Дин – наиболее талантливый и перспективный военачальник мосульского эмира.
В результате натиска сельджукской кавалерии левый фланг Саладина был опрокинут. Если бы Сейф ад-Дин или Амир Гюмюштекин, командовавший войсками Алеппо от имени ас-Салиха Исмаила, своевременно поддержали бы порыв Музаффара ад-Дина, то, скорее всего, Саладин потерпел бы поражение. Однако союзники упустили благоприятный момент и самый реальный шанс переломить побоище в свою пользу.
Салах ад-Дин, напротив, действовал решительно, энергично и хладнокровно, оперативно реагируя на изменяющуюся стратегическую обстановку. Заметив катастрофу, грозившую его левому крылу, он тотчас со своей гвардией помчался к месту намечавшегося вражеского прорыва и организовал контратаку. Мосульская конница была опрокинута и обращена в бегство.
Преследуя отступающих всадников Музаффара ад-Дина, гвардейцы Саладина, поддержанные египетской кавалерией, ворвались в боевые порядки противника, полностью нарушив их строй и тактическое взаимодействие. Видя, что во вражеском стане воцарились замешательство, неразбериха и хаос, Салах ад-Дин повёл всю имевшуюся у него в наличии кавалерию в решительную атаку. Разгром объединенных сил Джазиры и Алеппо был полным.
Характеризуя полководческое мастерство Саладина, проявленное в битве у «Холма Султана», современный израильский автор, специализирующийся на истории Ближнего Востока – Пётр Ефимович Люкимсон отмечал следующие главные моменты: «…он [Салах ад-Дин] проявил себя и как полевой командир, умеющий в течение нескольких минут словом и личным примером переломить ход боя, и как выдающийся полководец, командующий сражением в целом и способный оперативно менять диспозицию сражения»[4].
От полнейшего уничтожения уцелевшие в битве войска Сейф ад-Дина Гази и ас-Салиха Исмаила спасло лишь милосердие Саладина. Он не стал организовывать преследование улепётывавших беглецов, стремясь к их полнейшему истреблению. Эмир Мосула первым достиг Алеппо. Он забрал свою казну, оставшуюся часть обоза и гарем, после чего с максимальной поспешностью направился на северо-восток.
Разгромное поражение так напугало Сейф ад-Дина, что он, примчавшись в Мосул, стал спешно готовить свою столицу к осаде, со страхом ожидая известий о приближении армии Саладина. После того, как Сейф ад-Дин Гази покинул Алеппо, объятые паникой и ужасом ас-Салих Исмаил и Амир Гюмюштекин также начали лихорадочно готовиться к скорой осаде своего города.
Сведений о потерях, которые понесли противоборствующие армии в сражении у «Холма Султана», в первоисточниках не содержится. Зато все ближневосточные авторы подробно повествуют о том, насколько милостиво обошёлся Саладин со своими многочисленными пленниками. Всех знатных военачальников и вельмож, захваченных на поле боя, султан Египта и Сирии велел отпустить на свободу без уплаты выкупа. Самым знатным сановником, которого Салах ад-Дин освободил безвозмездно, оказался Фахр ад-Дин Абд ал-Масих – великий визирь Сейф ад-Дина Гази.
Всем раненым и покалеченным вражеским воинам Саладин распорядился оказать надлежащую медицинскую помощь. За свой счёт он организовал полевой лазарет для лечения бойцов, которые совсем недавно сражались против него. Так же на свои деньги султан-победитель нанимал повозки, чтобы развозить по домам раненых из числа выздоравливающих и поправляющихся.
Стоит ли говорить, что подобные поступки, совершенные в духе истинного исламского милосердия, подняли на небывалую высоту популярность и авторитет Саладина, окончательно ставшего непогрешимым образцом благочестивого мусульманского правителя. Имя Салах ад-Дина с благоговейным трепетом и подобающим пиететом произносили имамы во время молитв и проповедей, а поэты и сочинители слагали многочисленные хвалебные оды в его честь.
Всё захваченное в брошенном вражеском лагере имущество – шатры, палатки, кухонную и походную утварь, сундуки с одеждой и скарбом, домашний скот, повозки, табуны лошадей, оружие и доспехи Саладин отдал своим воинам, командирам и военачальникам. После подобного поистине царского подарка многие простые бойцы и младшие офицеры стали богачами применительно к меркам уровня жизни незнатных слоёв населения средневекового Ближнего Востока.
Нет необходимости говорить о том, что подобные щедрые вознаграждения за верную и доблестную службу, воспитывали и формировали в армии Саладина коллективную всецелую и безмерную преданность своему султану. Военная служба в войске Салах ад-Дина стала не только почётной и престижной, но и крайне выгодной даже для самых простых воинов и вчерашних рекрутов.
Щедрость Саладина, его благородство, милосердие – не показное, а идущее от глубины души, справедливое воздаяние для своих подданных и противников не могли не вызвать симпатию у многочисленных представителей сирийской знати, которые волею судеб оказались на стороне врагов египетского султана. Неудивительно, что многие из знатных пленников, отпущенные по приказу Саладина без каких-либо условий и выкупа, пожелали отныне служить благородному правителю Сирии, принеся ему присягу на верность и послушание.
Упомянутый мосульский военачальник – отважный Музаффар ад-Дин оказался в числе тех, кто по собственной воле и убеждениям перешел на службу к Салах ад-Дину. Пройдёт время, и Саладин, оценив преданность своего нового вассала, его доблесть, отвагу и пользу, которую он принёс своими делами Сирийской державе, отдаст в жёны Музаффару ад-Дину одну из своих младших сестёр, назначив его на должность наместника и коменданта двух северо-западных своих форпостов – Эдессы и Самосаты (Сумейсаты).
После своей знаменательной победы, одержанной над вражеской коалицией, Саладин двинул в сторону Алеппо своё войско, численность которого значительно возросла за счёт притока сирийских добровольцев, желавших служить в армии всемилостивого, щедрого и благородного султана. Последней преградой на пути Салах ад-Дина стала небольшая крепость Азаз (Изаз), защищавшая подступы к Алеппо с северного направления.
24 июня наместники Азаза капитулировал, а спустя всего два дня войско Саладина появилось под стенами Алеппо. После поражения в битве у «Холма Султана» гарнизон Алеппо значительно сократился и ослаб. В городе не имелось достаточного запаса провизии на случай длительной осады. Местные жители не верили в то, что подросток ас-Салих Исмаил и евнух Амир Гюмюштекин сумеют организовать достойный отпор Салах ад-Дину.
Однако, как и два года тому назад, Саладин предпочёл действовать дипломатическим путём, а не силой оружия. Его армия, безусловно, могла взять Алеппо приступом, учинив городе показательную расправу в назидание остальным противникам египетского султана. Салах ад-Дин также легко мог взять Алеппо в удушающие тиски блокады, вынудив гарнизон и местных жителей капитулировать посредством жестокого голода.
Но такого рода победы в корне противоречили внешнеполитической стратегии Саладина. Он вовсе не собирался подобными методами запятнать свою безупречную репутацию благочестивого исламского правителя. Завоевание Алеппо ценой жизни тысяч его жителей – правоверных мусульман не входило в планы султана Сирии и Египта. Вот почему Салах ад-Дин, имея неоспоримые военно-стратегические преимущества, первым предложил своим оппонентам сесть за стол переговоров.
29 июля 1176 года между Саладином и представителями аль-Малика ас-Салиха Исмаила был заключён итоговый мирный договор. В нём были окончательно закреплены условия аналогичного соглашения двухлетней давности. За ас-Салихом Исмаилом оставался Алеппо и прилежащие к нему земли. Он признавал Салах ад-Дина султаном Сирии и обещал впредь более не злоумышлять против него, не воевать и не вступать в союзы с его врагами.
Примечательно, что по сведениям ближневосточных авторов одним из представителей делегации ас-Салиха Исмаила была его младшая сестра. Среди историков существуют две версии того, как она оказала влияние на исход переговоров. В частности известный британский профессор-арабист Стенли Лейн-Пул озвучивает следующую – наиболее популярную и распространенную историю о том, как дочь Нур ад-Дина Занги встречалась с самим Салах ад-Дином:
«Когда договор был заключен, к Саладину подошла маленькая девочка, сестра ас-Салиха. Он принял ее с честью и спросил ее: "Какое твоё желание?" – "Крепость Аазас", – ответила она. И Саладин отдал крепость ее прежним владельцам, одарил принцессу подарками и сопроводил ее к воротам Алеппо во главе своего ближайшего окружения»[5].
Один из ведущих исторических консультантов сегодняшней публикации – Пётр Люкимсон приводит несколько иную интерпретацию этого же самого события: «…Гумуштикин направил к нему [Саладину] в качестве посла дочь Нур ад-Дина, которой на тот момент едва исполнилось 14 лет. Смысл этого дипломатического хода был ясен: правители Алеппо хотели показать Салах ад-Дину, что он воюет, в сущности, с детьми.
Больше того – с сиротами, которых Коран объявляет находящимися под особым покровительством Аллаха и грозит Небесной карой тем, кто попытается ущемить их права. Этот расчет оказался верным: сердце Салах ад-Дина при виде девушки дрогнуло. Он не осмелился обидеть сироту и не только согласился снять осаду, но и без всяких условий вернул под власть Алеппо крепость Изаз, заявив, что возвращается в Сирию»[6].
Впрочем, как бы то ни было на самом деле, Салах ад-Дин вполне мог позволить себе столь широкий жест доброй воли – возвращение под власть эмира Алеппо крепость Азаз. Благодаря новым дипломатическим успехам Саладина его главный конкурент – ас-Салих Исмаил был навсегда выведен из большой игры ближневосточных правителей и судьбоносных геополитических раскладов.
Теперь статус единственного сына и наследника великого Нур ад-Дина Махмуда Занги снизился до фактического положения среднестатистического атабека. Хоть честолюбивый аль-Малик ас-Салих Исмаил и продолжал титуловать себя султаном, он более не имели никаких даже теоретических шансов составить какую-либо военно-политическую конкуренцию Салах ад-Дину.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Джазира (иначе – Бадият-эль-Джазира, Джезире или Эль-Джазира) – историческая средневековая область, занимавшая северную часть Древней Месопотамии (междуречья Тигра и Евфрата). Географически Джазира занимала современные территории Северо-Восточной Сирии, Северного Ирака и юго-восточной части Турции. В переводе с арабского языка «джазира» означает «остров».
[2] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 115.
[3] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 90;
- Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 70;
- Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 354.
[4] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 90.
[5] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 117.
[6] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 91-92.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».
Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.
Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.
Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.
Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.
Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.
Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).
Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Саладина. Тернистый путь к заветной цели» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Борьба за наследие Нур ад-Дина Занги
Часть 2-я. Новый хозяин Дамаска
Часть 3-я. Правильный расчёт и эффективная стратегия
Часть 4-я. Новый и опаснейший враг «Защитника Веры»
Часть 5-я. Легендарные ассасины крупным планом
Часть 6-я. Схватка с Орденом всемогущих убийц
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)