- "...другу, сумевшему выстоять в этом мире трудных и переменчивых идей" (из эпиграфа к роману "Туннель" Эрнесто Сабато).
Экзистенциальная философия, экзистенциализм, как любая глобальная идея, в своё время захватила весь мир и оставила след во множестве книг, в разных уголках нашей планеты. Появившись и развившись в Европе (Хайдеггер, Шестов, Унамуно и другие), экзистенциализм растёкся по миру: от Японии (Кэндзабуро Оэ, Кобо Абэ во многом), до ЮАР (Кутзее во многих своих мотивах), от Северной Америки (Ялом, Мэй - создатели экзистенциальной психологии) до Южной. И именно о последней (в контексте экзистенциализма) сегодня и расскажу. А конкретно - об Аргентине.
...
В Аргентине экзистенциализм начал распространяться в середине XX века, во многом благодаря философам, получившим образование в Европе. Одним из первых мыслителей, привёзших эту философию домой, был Карлос Астрада, который учился в довоенной Германии у таких мыслителей, как Мартин Хайдеггер и Эдмунд Гуссерль. Вернувшись в Аргентину, Астрада занялся преподаванием и исследованием философии, адаптируя европейские экзистенциальные идеи к аргентинской реальности.
Интересно, что он критиковал абстрактный характер некоторых европейских концепций, стремясь к более практическому и конкретному подходу, учитывающему социальные и исторические условия Аргентины. Например, несмотря на влияние Мартина Хайдеггера, Астрада критиковал его концепцию бытия как слишком отвлечённую и оторванную от реальной жизни. Он утверждал, что такое понимание бытия затрудняет осмысление исторической и социальной реальности человека.
Кроме того, Астрада стремился соединить экзистенциальный акцент на индивидуальной свободе с марксистским анализом социальных и экономических структур. Он подчёркивал, что человеческое существование определяется как личным выбором, так и социальными условиями.
Астрада уделял внимание конкретным социальным и политическим проблемам Аргентины. Например, это проявилось в его работе "Миф о гаучо" ("Миф о Сизифе", слышите, да?), где он анализировал национальную идентичность через призму экзистенциальной философии. Другие его важные работы – „Судьба свободы“ и „Экзистенциалистская революция“.
Под влиянием идей Астрады в Аргентине появилось множество мыслителей и писателей. Одним из них стал Эрнесто Сабато, который своими произведениями способствовал распространению и укреплению экзистенциальной философии в стране.
...
Его роман "Туннель" (El túnel) - дебют писателя, и был опубликован в 1948-м году.
Интересна биография Сабато. До того, как посвятить себя литературе, Эрнесто Сабато был физиком и работал в научной сфере. Однако со временем он разочаровался в науке и обратился к писательству, стремясь исследовать глубины человеческого сознания и экзистенциальные вопросы. "Туннель" стал результатом этого перехода от науки к литературе.
Роман привлёк внимание не только в Аргентине, но и за её пределами. Французский писатель Альбер Камю, узнав о произведении, способствовал его изданию во Франции. Благодаря этому "Туннель" был переведён более чем на десять языков и получил международное признание.
Главный герой - художник Хуан Пабло Кастель - убивает свою подругу. Об этом мы узнаём в первых же абзацах этой "исповеди", написанной, как и полагается, от первого лица. Узнаём, как и то, что: "мир ужасен - вот истина, которую не нужно доказывать". Что ж, отличное начало, очень экзистенциальное.
Но если без шуток – художник через череду событий знакомится с поклонницей своих работ. Единственной женщиной, что понимает его (по признанию самого героя). И это знакомство - начало не чувства, нет, но одержимости. Любовью это сложно назвать - но именно одержимостью, болезненном и издёрганном чувстве одного человека к другому. Одержимость, ревность, неспособность к эмпатии - среди главных тем романа. Так же как герой "Постороннего" у Камю (эти книги часто сближают) поражает и пугает общество (и нас, читателей) прямотой, резкостью суждений и отсутствием иллюзий по отношению к жизни (и людям), так и герой "Туннеля" "вскрывает" пороки общества, людей, свои собственные. В этом плане, это типичный роман-идея в духе европейского экзистенциализма XX века.
И так же, как и герой "Постороннего", художник Хуан Пабло Кастель - незрелая личность, предпочитающая сухую рациональность и интеллект полному набору всех эмоций и чувств, что подвластны человеку. Не научившись ими пользоваться, Кастель становится убийцей. Это интересно - Сабато (в прошлом человек мира науки) не доверяет научному мировоззрению.
...
Другие важные темы, это, конечно - абсурд и одиночество. Кастель считает, что живет в туннеле, который отделяет его от мира - живёт в изоляции и не способен установить полноценную связь с другими людьми, не смотря на своё положение в обществе (а Кастель популярный и известный художник).
Характеризуя жизнь как "бесполезную комедию", герой не способен справиться с этой жизнью. И превращает её в кошмар, в абсурд, столь любимый европейскими философами. Хотя, может быть вина не в герое, но в национальной особенности аргентинского экзистенциализма? Ведь чем-то он и отличается, да?
...
Если у Камю герой "Постороннего" принимает абсурдность жизни, осознавая бессмысленность бытия, если герой Сартра, испытывая одиночество и тревогу, всё же делает выбор в пользу свободы и деятельности, то у Сабато его персонаж оказывается заложником (во многом) национальных травм. Туннель Кастеля — это не просто изоляция личности, а зацикленность Аргентины на своих проблемах, невозможность выбраться из политического и философского тупика.
XX век в стране - это перманентные кризисы, военные диктатуры и политическая нестабильность. Если во Франции экзистенциализм - это гордая и свободолюбивая философия Сопротивления (вспомним, в какое время расцветает творчество Камю и Сартра?), то в Аргентине - это вялотекущий кризис, упадок и разочарование (которые, по сути, длятся и сейчас). Потеря статуса богатого государства, бесконечный хаос в политической жизни и, не будем забывать - географическое положение. Оторванность континента (и страны в частности) от всего происходящего в мире. Те самые - "сто лет одиночества" (словами другого автора, из соседней страны). Аргентинский экзистенциализм не просто отражает кризис личности, но и осмысляет кризис общества, национальной идентичности. В отличие от французского экзистенциализма, где главная тема — это борьба за личную свободу, в Аргентине экзистенциальная тревога связана с потерянностью страны, её политической и культурной нестабильностью.
Неопределённость будущего, нестабильность и ненадёжность настоящего, отсутствие чёткого понимания "кто мы" (мы помним ведь, что Аргентина - ещё и страна эмигрантов) - эти мотивы дополнили экзистенциальную философию, пришедшую из Европы в Аргентину. Экзистенциализм в Аргентине оказался не просто интеллектуальным импортом из Европы, а трансформировался, дополнился местными реалиями и сюжетами. Сабато, Астрада, другие - внесли свой вклад в этот процесс, адаптируя идеи свободы, одиночества, отчуждения и абсурда к аргентинской действительности. Сегодня их произведения остаются актуальными, поскольку продолжают задавать те же вопросы, которые волновали экзистенциалистов XX века: что значит быть человеком в мире, полном неопределённости?
(Михаил Чебунин).
Ещё про экзистенциальную философию:
И Аргентину: