Найти в Дзене

Все хотят сделать «это» быстро

Оглавление

«Это» — не то, что вы могли подумать. «Это» люди растягивают во времени. Удовольствие всегда растягивают, страдание же...

К чему стремится человек, испытывая неудобство, дискомфорт, страдания? Не «к чему», а «от чего». Человек страдающий стремится прочь от состояния, которое испытывает, автоматически его избегает.

Эта фраза сама по себе — оксюморон, «горячий лёд», «сухая вода». Избегание и стремление — две вещи несовместные. Кажется, даже г-жа Бербок (та, что «на 360 градусов в противоположном направлении») должна бы это понять.

И вот, даже в таком режиме «лайт», слегка порассуждав, прояснив слова, мы подходим к пониманию, которое не «на 360», а на 180, как и положено на Руси, когда имеют в виду противоположное направление. То есть правильное направление, в полном соответствии с даосским принципом: «Только неправильный метод даёт правильный результат».

Кот Васька, питомец мужика Сани, спасается от чужака, запрыгнув на забор. Почему не за забором? Да потому, что там другой питомец Сани — злая собака Тузя.
Кот Васька, питомец мужика Сани, спасается от чужака, запрыгнув на забор. Почему не за забором? Да потому, что там другой питомец Сани — злая собака Тузя.

О развитии

Указательное местоимение «это» в первой строчке статьи — это «развитие», которое мы ассоциируем с улучшением.

Таковым оно и является в конечном итоге. Но чтобы попасть из точки А, из не устраивающего состояния жизни, в конечную, «лучшую» точку Б, нужно пройти немало промежуточных станций и полустанков. И не все они пахнут розами, но почти все — с шипами.

Отсюда наш ум делает вывод: «Нужно побыстрее всё это проскочить, желательно — одним махом. Раз, два — и в дамки».

Любой из нас хочет развиваться быстрее (даже пишущий эти правильные строки — и тот хочет).

Дети хотят быстрее стать взрослыми; юноша хочет, только познакомившись с девушкой, быстрее развить отношения до желаемой глубины; молодой программист, а фактически — малограмотный «кодер», хочет быстрее стать «синьором» — чтобы работать меньше, командовать больше и чтобы зарплата с шестью нулями (после значащей циферки).

Но «быстрее» предполагает сравнение, мерку, эталон.

В сравнении с чем/с кем мы хотим быстрее развиваться? Нам что — известно будущее, путь, который необходимо преодолеть, прежде чем оказаться в состоянии «хорошо»? И, наконец, главное.

Откуда нам знать, что такое хорошо, если нам плохо?

Мы думаем, что хорошо — это когда не плохо. Но думать и знать, то есть иметь опыт, — два разных тапка, один левый, другой правый. Беда человеку, который, отправляясь в дальнюю дорогу, перепутает их местами.

Чувствуете?

Мы действительно знаем только то, что имеем. Остальное мы додумываем - либо отрицая, либо увеличивая («еще лучше»).

Развитие — это не вопрос скорости. Развитие — это вопрос неудовлетворённости текущим состоянием, желание избавиться от того, что есть, в пользу того, чего нет. Да побыстрее!

Но избегание и есть причина дискомфорта, страдания, причина «негативных», то есть отрицаемых человеком собственных восприятий, чувств, эмоций!

Не так страшно, если «поспешишь — людей насмешишь». Действительно страшно, если, «развиваясь», мы ухудшаем жизнь.

В каком мире мы живем?

Мы живём не в мире объективных вещей, а в мире восприятий и интерпретаций воспринятого.

О существовании вещей мы узнаём, воспринимая. Нетрудно догадаться, что существование "вещей" — это гипотеза, догадка, предположение, фантазия, мысль, слух, сплетня.

Сознание создаёт картину реальности на основе доступной информации, поступающей и зависящей от органов чувств. Но всегда остаётся вероятность, что эта картина неполна или искажена. Фактически гарантируется, что наша картина мира искажена. Мы можем либо принять её как есть, либо пытаться изменить, добавляя то, чего нам не хватает ("желания"), или отвергнув то, что кажется нежелательным (все те же "желания" с другим знаком).

Развитие не является самоцелью.

Развитие - это процесс, который начинается с неудовлетворённости текущим положением дел. Мы хотим избавиться от того, что есть, и заменить это чем-то новым ("пойти туда, не знаю куда"). Но в стремлении к переменам мы забываем о причинах нашего недовольства.

Избегание — это не просто попытка уйти от проблемы, это способ защитить себя от боли и страданий, которые мы сами и создаем, отрицая свои чувства и эмоции, избегая столкновения с миром. Именно это отрицание и приводит к дискомфорту и страданию. Невозможно "столкнуться" с тем, чему не сопротивляешься. Третий закон Ньютона в психологии до сих пор - в силе.

Развитие предполагает не только желание измениться, но и готовность принимать то, что есть, открытость новому опыту, готовность учиться на своих ошибках-болячках.

Только тогда становится возможным развитие как обретение гармонии с самим собой и с окружающим миром, а в пределе - осознание отсутствия различий между "я" и "они".

Метафора развития

Когда человек голоден, он стремится избавиться от голода, перестать ощущать неприятные ощущения, бурчание в желудке — всякое такое.

Но избавиться от голода возможно, только принимая пищу, никак не отрицая голод.

Избавиться от страданий возможно, только принимая страдания, осознавая чувства, отрицание которых и есть причина страданий.

Но у человека голодающего, как и у человека эмоционально страдающего, есть ограниченные возможности принятия — как пищи, так и чувств.

Выше определенного предела "быстрее" значит не лучше, а хуже. Выше определенного предела способности человека принимать и переваривать пищу происходит не насыщение, не избавление от голода, а несварение. Или того хуже.

Знаете, какими были последние слова великого баснописца Крылова? «А говорят, что гусиная печенка легка...».

Как развиваться быстрее

Ну и как развиваться быстрее? Как быстрее удовлетворять потребности желудка и души?

Попытка «ускоренного принятия», осознания «негативных», самим собой отрицаемых собственных же чувств ведёт к ещё большему отрицанию. «Быстрее — значит хуже».

Технически работает замедление, а не ускорение.

В быстро мчащемся поезде трудно рассмотреть возникающие за окном пейзажи, детали которых не видны. Поэтому скорость приводит к «ассоциативному мышлению», неполному восприятию реальности, подмене того, что есть, тем, чего нет. Подмене реальности тем, что додумал, потому что не смог, не успел воспринять воспринять.

"Ласточка" летает между Смоленском и Москвой не так быстро, как "Сапсан" между Москвой и Питером. Но все-таки достаточно быстро для того, чтобы иллюстрировать идею статьи.
"Ласточка" летает между Смоленском и Москвой не так быстро, как "Сапсан" между Москвой и Питером. Но все-таки достаточно быстро для того, чтобы иллюстрировать идею статьи.

Скорость приводит к подмене осознанного восприятия - автоматическим реагированием, а человеческого мышления — животными рефлексами.

Как увеличение скорости поезда «смазывает», делает менее понятными пейзажи за окном, так и спешка в жизни «смазывает» жизнь, подменяет живое восприятие, чувствование — думанием.

И это вы называете «улучшением», когда стремитесь «развиваться быстрее»?

И наоборот — замедляясь, человек начинает яснее видеть жизнь и лучше её понимать. Чувствовать глубже, воспринимать конкретнее — живее.

И тогда конкретная Истина («Истина всегда конкретна, если истина не конкретна — это не истина», Гегель) начинает проглядывать сквозь тени ложных ассоциаций.

Сильные, глубокие, быстрые изменения возможны — но только при соответствующем, очень глубоком осознании — расслаблении. Спешка же, стремление к скорости вызывает усилие, создает напряжение — сужает сознание.

Для ускорения развития необходима не скорость как таковая, не напряженность или количество «упражнений», но способность осознавания - «расширение сознания».

***

Если статья показалась вам фрагментарной, вырванной из более широкого контекста, непонятной — так и должно было случиться.

Ведь это черновик одной из глав книги «Даосская дневниковая самотерапия», которую я продолжил писать, вернувшись из «творческого отпуска» в деревне, где были и мороз, и солнце, и каждый день был чудесный, где я таскал воду, колол дрова и топил баню. И всё это делал «не торопясь, а с чувством, с толком, с расстановкой», то есть со смыслом («смысл» и есть не более чем полное восприятие жизни).

Поэтому и чувствовал я себя не просто хорошо, а великолепно.

-4

---------------------------------------------------------------

Приглашаю в свою группу ВК - там чуть больше показов, а, значит, чуть выше вероятность увидеть статьи.

Здесь же каждая опубликованная статья уменьшает количество показов (подписчиков). Нужно суметь пройти между Сциллой и Харибдой - до опубликования книги постараться не свести количество показов к пренебрежимо малой величине :)

На комментарии отвечаю.

-------------------------------------------------------