Найти в Дзене

"Логика обезьяны". Обреченные на неуспех

Ходят разговоры, что в обезьян Индии ловят весьма экономичным способом (страна-то небогатая).

Привязывают к пальме всамделишной веревкой выдолбленный из кокосового ореха сосуд, внутрь кладут апельсин или другую вкусняшку. Обезьянка, заметив халяву, просовывает лапку в узкую дырку ореха, но вытащить зажатый в кулачке апельсин не может. Потому что не хочет разжать кулачок и отпустить законную добычу. Так и сидит, бедолага, ожидая возвращения охотника.

Не ручаюсь за точность, поскольку не присутствовал, но метафора "в десятку".

Вокруг на деревьях полно фруктов, но почему-то именно этот плод кажется обезьяне особенно важным и ценным. Что приводит мартышку к потере и апельсина, и свободы (если не самой обезьяньей жизни).

Неспроста человеческий ум в индуистских текстах сравнивается с обезьяной ...

Если человек что-то получил: воспринял, обратил внимание, запомнил - он немедленно к этому привязывается, начинает считать неотъемлемой частью себя. Делает "карту территории" - со всеми атрибутами, которые счел в момент восприятия важными - частью своего ума. Что по-другому и называется "делает собой" или "привязывается".

Представим логику незадачливой обезьяны.

"Апельсин - это хорошо, он питательный. Поэтому, если подфартило не по-детски, шанс упускать нельзя.
Апельсин - это еда, еда - это жизнь, без еды нет жизни. Держаться за апельсин - значит держаться за жизнь. Согласно "закону исключенного третьего", держаться за жизнь - значит избегать смерти".

Логика безупречная. Но не единственно возможная.

Когда появляется охотник, вместе с ним в обезьяньем уме появляется и противоречие.

"Вот идет человек. Человек - это опасность, согласно "закону исключенного третьего", человек - это не жизнь, следовательно, смерть, по крайней мере, для обезьяны. Следовательно, нужно убегать.
Но убежать не получается, кокос с дыркой держит меня за лапу, сволочь! Кокос с дыркой - враг, следовательно, нужно его победить. Победить врага - значит спасти свою жизнь. Только победив врага, кокос с дыркой, избавившись от его цепкой хватки, можно спастись от врага-охотника, то есть спасти свою жизнь!"

Пытаясь победить врага "кокос с дыркой" и спастись от врага-охотника, чтобы спасти свою жизнь, не потеряв при этом апельсин, то есть, опять же - спасти свою жизнь, избежав голодной смерти, обезьяна, действуя логически, теряет и апельсин, и жизнь. По крайней мере свободную жизнь.

Обезьяна не изучала диалектику, она и сформулировать-то противоречие не способна, не то, что его разрешить.

Вот насколько вырастаешь в собственных глазах, если начинаешь писать книгу!
Вот насколько вырастаешь в собственных глазах, если начинаешь писать книгу!

Парадокс индийской обезьяны описан в русской сказке про Илью Муромца (вопрос о приоритете метафоры остается открытым).

  • «Направо пойдёшь — коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь — себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь — и себя, и коня потеряешь».

Есть другой, ещё более метафоричный вариант формулировки противоречия, которое разрешал русский мудрец-богатырь.

  • «Направо пойдёшь — в Тридесятое царство попадёшь, налево пойдёшь — в Сороковое царство попадёшь, а прямо пойдёшь — ни за что пропадёшь».

Выбирай на вкус!

Но что бы вы ни выбрали - противоречия не избежать. Потому что такие вопросы выборами не решаются. (Ведь и "политика - это искусство возможного", а не кидание из одной крайности в другую).

***

Это была присказка-метафора ко второй части моей книги, которая сейчас находится на предпоследней стадии. Как сказать? - сотворения, написания, подготовки?

Почему человек, пытаясь избежать повторения инцидента, его увековечивает, а то и создает новый?

Но что еще парадоксальнее - даже зная (как ему кажется), где подстелить соломку, человек подстилает ее, но падает мимо пучка травы. То есть в том же самом месте, которого хотел избежать. Наступает на одни и те же грабли дважды, но чаще - многожды.

Формально ответ таков: потому что в момент первого инцидента человек нарисовал в уме (запечатлел ситуацию) вовсе не ту "карту территории", которую хотел, поэтому во второй раз пользуется не "картой спасения", но "картой повторения инцидента".

Ум обычного человека не натренирован видеть и разрешать противоречия, он действует прямолинейно - правильно.

Поэтому даосы и говорят: "Только неправильный метод дает правильный результат".

-2

---------------------------------------------------------------

Приглашаю в свою группу ВК - там чуть больше показов, а, значит, чуть выше вероятность увидеть статьи.

На комментарии здесь пока отвечаю.

-------------------------------------------------------