Найти в Дзене

3-й Закон Ньютона в психологии. Сила метафоры

Оглавление

Фраза "ученые доказали" производит магическое воздействие на людей, которые не занимались наукой. Парадокс, казалось бы, но это так. Есть исключение - под гипноз этой фразы попадают и представители т.н. "аксиологических" наук, к которым относится и психология.

Само слово гипноз и означает "повышенную способность реагировать на внушение из-за снижения рациональной составляющей мышления". Научная деятельность развивает эту составляющая, посему она сильнее развита у учёного, в сравнении со средним гражданином и представителем "аксиологических" наук.

Люди, занимающиеся наукой, прекрасно знают, что доказать буквально - так, как это понимается на бытовом (и "аксиологическом") уровне, ничего невозможно. Возможно лишь установить какую-то повторяющуюся закономерность наблюдаемого мира. Но к Истине это не имеет никакого отношения - наука не занимается выяснением Истины.

Более того, мы вообще не способны воспринимать Реальность непосредственно, но лишь её тени, явления, феномены.

Заканчиваем умствовать, переходим к примерам.

Метафоры

Вы не задумывались, почему ведические, даосские. буддийские, суфийские, христианские тексты, то есть тексты, касающиеся больше человека, его внутреннего мира, нежели мира вещей, написаны в форме метафор, притч, историй, аналогий?

Почему лучшие представители "аксиологических" наук, такие, как великий Милтон Эриксон, работали более с метафорами и историями, чем с алгоритмами или формулами?

Ответ таков.

Метафора, история притча обладают способностью, выражаясь метафорически, по тени восстанавливать предмет, ее отбрасывающий.

Через видимое, воспринимаемое, "объективное" сделать доступным человеческому пониманию невидимое. То, к чему у человеку доступа нет в принципе, но что в определенной степени, и является самим человеком.

* * *

Что-то сегодня чересчур занаученно получается - видно такой день. Дядя Коля уехал (писал про "Эффект дяди Коли" тут), погода стала резко меняться к лучшему, пришлось доставать шланги для полива. Знакомый мужик Саня принес электропилу - завтра нужно начать пилить завезенные намедни дрова ...

И. к тому же, кажется, полнолуние. Ничего не поделаешь.

Вот этим художественным безобразием, за зиму скрючившемся в некоторых местах шлангом, буду завтра поливать, когда он оттает на солнышке.
Вот этим художественным безобразием, за зиму скрючившемся в некоторых местах шлангом, буду завтра поливать, когда он оттает на солнышке.

* * *

Сила метафоры

Метафора решает еще одну серьезную задачу. Она очень индивидуальна. Возьмите любую притчу - христианскую, суфийскую, даосскую - дайте прочитать ее двум человекам - и получите два разных толкования.

Но интересно не это, это очевидно.

Замечательное свойство метафор в том, что разные толкования одного и того же приведут разных людей к одному и тому же пониманию - своим, индивидуальным путем.

Это критически важно в работе с человеком и человека с самим собой. Это снимает главный барьер понимания, которое всегда исключительно личностное.

Прямо диалектика получается - многообразие в единстве, единство сути в многообразии форм.

Получается практически алгоритм при полном его отсутствии.

Получается наука совершенно другого рода. Естественные науки, имеющие дело как бы с объективным, осязаемым миром, вдруг становятся полезными в работе с миром невидимым, к которому нет никакого доступа.

Кто-нибудь из вас видел душу?

Не "чувствовал что-то такое, что точно существует!" - чувства вполне материальны, если что, а именно воспринимал душу напрямую. Нет? Вот и я об этом же.

И, при этом, определенные манипуляции с умом и сознанием позволяют по теням, которые отбрасывает душа в объективный мир, кое-что о ней узнать.

(Да, есть практики, позволяющие получить опыт души непосредственно - я очень даже в курсе, но много ли вы знаете людей, которые такой опыт имеют? А если знаете, то откуда - из их рассказов? Тогда "и вы рассказывайте" - как в старом неприличном анекдоте.)

Именно такие манипуляции производят над человеческим умом метафоры - и вот еще одна. И именно по этой причине я называю свой подход к психологии "физической психологией" - конечно, с долей шутки. Я вообще склонен ёрничать над новыми названиями старых горшков. (Вот уже и не так научно стало получаться)

Третий закон Ньютона

Звучит он просто:

"Сила действия равна силе противодействия".

Ньютон добавлял, что при этом силы не уравновешены, потому что приложены к разным телам, но об этом я говорил в прошлой статье.

Как это применить в психологии, как этот всеобщий принцип распространяется на человеческую душу?

Например, так.

Что такое "негативные" эмоции?

"Негативный" по определению означает "отрицательный", точнее - "отрицаемый".

Вы уже догадались, думаю.

Видите, насколько эффективным является прояснение смысла слов, особенно, когда в рукаве имеется пятый туз, подходящая метафора? (Видите - еще менее занаученно получается, значит завтра все будет хорошо).

Негативные эмоции "давят" на психику, "делают нервы", не будь их, жизнь оказалась бы Раем. Буквально. Но они есть, они давят и не пускают в Рай.

Но на что давят эмоции, как не на то, что есть у нас "внутри", что создаем мы сами, отрицая, сопротивляясь!?

Кто реагирует на абсолютно нейтральные внешние события, разговоры, ситуации? Мы и реагируем. "Бессознательно" как выражаются представители "аксиологических" наук.

Не будь у нас внутри основы, зацепок, колючек - никакая "Отрицательная" эмоция, противодействующая сила не смогла бы возникнуть даже теоретически.

Я знаю и по своему опыту, и по опыту работы с людьми, что, будучи действительно осознана, эта идея становится освобождающей силой огромной мощности.

Без противодействующей :-)

Метафоры - как раз тот инструмент, который помогает этому осознанию произойти.

Как вам третий закон Ньютона в "аксиологическом" исполнении?

-2

--------------------------------------------------------------------------

На комментарии отвечаю. Группа ВК.

--------------------------------------------------------------------------