Найти в Дзене

Страсти как бы по Донелайтису

Большой скандал вокруг маленького музея в Калининградской области

Кристионас Донелайтис – основоположник литовской литературы, который служил пастором в Тольминкемисе (ныне – Чистые Пруды Нестеровского района). 6 августа 1964-го там открыли мемориальную плиту в его честь. В церемонии приняла участие делегация из соседней республики. Белое полотнище спало с гранитной глыбы, на ней – надпись по-русски и по-литовски о том, что в этих местах жил и творил Донелайтис. Общие чувства собравшихся выразил академик Академии наук Литовской ССР Костас Корсакас: «Пусть всё шире становится народная тропа к могиле великого поэта!»

14 июня 1979-го в Чистых Прудах состоялось перезахоронение его останков. Урна с прахом была погребена в отреставрированной бывшей кирхе, где служил пастор Донелайтис. А 11 октября 1979-го в этом старинном здании и открылся музей – филиал областного историко-художественного музея.

И вот, значит, 45 лет на восточной окраине самого западного российского региона работал этот музей. А в конце 2024 года его переименовали. Новое название – Литературный музей в посёлке Чистые Пруды. Как пояснили в региональном министерстве по культуре и туризму, переименование произошло в связи с ростом количества проводимых здесь мероприятий, посвящённых творчеству российских писателей. Вот и было решено слегка подкорректировать название, чтобы оно соответствовало современному статусу музея.

«Калининградская правда», 12 октября 1979-го
«Калининградская правда», 12 октября 1979-го

При этом название самого объекта культурного наследия не изменилось, это по-прежнему «Мемориальный комплекс, связанный с жизнью и деятельностью классика литовской литературы Кристионаса Донелайтиса». Никуда не делась и посвящённая ему экспозиция, упоминается его имя и в экскурсиях.

Однако официальный Вильнюс переименование назвал попыткой переписать историю. И скандал вышел на высший уровень – ситуацию прокомментировал в том числе президент Литовской Республики (былой советский гражданин Гитанас Науседа).

«Что дальше? Сжигание книг?» – патетически написал он. Также родившийся в 1964 году в Литовской ССР бывший член КПСС и экс-товарищ Г. Науседа заявил, что необходимо сохранить наследие Малой Литвы, «которая сейчас является частью так называемой Калининградской области». И «как бы Россия ни старалась, Караляучюс никогда не станет Калининградом!»

На этот выпад пришлось ответить даже пресс-секретарю президента РФ. «Литва являетcя недружественным государством для нашей страны, враждебно настрoенным по отношению к нам государством, которое в том числе, как выяcняется, имеет территориальные притязания, – сказал Дмитрий Песков. – Это оправдывает наши глубoкие опасения и оправдывает все нынешние и будущие меры по обеcпечению безопасности нашего государства».

Разумеется, многие напомнили литовским деятелям о том, что в последние годы творится в их стране в отношении всего, что связано с СССР, Россией. И что иначе как русофобией это не назвать. А если кое-кого в Литве так уж тянет «назад к истокам», не пора ли тогда вернуть Вильнюс и Клайпеду?

Литературный музей в посёлке Чистые Пруды, он же – мемориальный комплекс, связанный с жизнью и деятельностью классика литовской литературы Кристионаса Донелайтиса
Литературный музей в посёлке Чистые Пруды, он же – мемориальный комплекс, связанный с жизнью и деятельностью классика литовской литературы Кристионаса Донелайтиса

Что касается калининградцев, старожилы области помнят, какое в конце 80-х оказывалось давление на жителей региона со стороны Литвы. Например, А. Масолас из города Шилуте Литовской ССР прислал в Калининград письмо, в котором выразил недоумение: дескать, почему у вас пишут, что «Донелайтис жил и учился в Кёнигсберге, а не в Каралявичюсе (так в тексте. – В. Р.)? Почему в печати рядом с нынешними названиями городов и посёлков в скобках вместо бывших немецких не пишутся их старые литовские названия?» Особенно же литовцев беспокоило название населённого пункта, в котором жил Донелайтис. Пример подобной риторики – см. фото письма В. Бакойтиса:

«Калининградская правда», 5 февраля 1989-го
«Калининградская правда», 5 февраля 1989-го

Наряду с «простыми литовскими товарищами» не оставались в стороне и известные персоны. Так, в Калининград тогда приехал на гастроли актёр Юозас Будрайтис. И среди прочего ответил на вопросы о том, что же на самом деле происходит в Литовской ССР. Как он рассказывал, в октябре 1988-го ему довелось быть участником учредительного съезда «Саюдиса» («Литовское движение за перестройку», которое на самом деле раскачивало лодку). И что там, в частности, «велись дискуссии о статусе литовского языка как государственного, но не препятствующего свободному развитию всех других языков, распространённых в Литве. И русского как языка межнационального общения».

Будрайтис признавал, что «и на нашем учредительном съезде прозвучали выступления экстремистского толка», однако они «не делали погоды» и «получили решительный отпор». Говорил, что там заявлялось: «Идеи, подогревающие национальную замкнутость, подозрительность и нетерпимость по отношению к другим национальностям, не будут поддержаны». Уверял, что «здравомыслящие литовцы их не разделяют». А «эксцессы, имевшие место в приграничных с другими республиками районах, – следствие того, что на волю оказались выпущены неразумные инстинкты, особенно у молодых, политически незрелых людей. Но нечто сходное происходит сейчас и у вас. Таким выходкам нет оправдания. Возрождение литовского национального самосознания не должно давать основания для недоверия к нам, внушать тревогу представителям других народов».

Судите сами, насколько всё это соответствовало (и соответствует) действительности.

«Калининградская правда», 6 ноября 1988-го
«Калининградская правда», 6 ноября 1988-го

Само собой, не обошлось и без ссылок на литовского классика. Будрайтис посокрушался, что, «наверное, мне стоило проводить творческие встречи не в Калининграде, а в Чистых Прудах, в местах, где жил и трудился наш выдающийся поэт Кристионас Донелайтис, чтобы объяснить, рассказать местным жителям, какую роль играет он в нашей культуре. Ведь для литовца Донелайтис значит столько же, сколько для русского человека Пушкин. Представьте себе, что места, связанные с Александром Сергеевичем, вдруг были бы переименованы совсем на иной лад? Чистые Пруды – название, возникшее случайно. Тольминкемис же – исторически сложившееся. Поэтому сердцу каждого литовца было бы отрадно, если бы посёлку в связи с приближающимся юбилеем поэта вернулось его прежнее название».

В свете сказанного интересно было бы узнать мнение Будрайтиса (тем более что он упомянул «наше всё», Александра Сергеевича) насчёт переименования Литературного музея А. С. Пушкина в музей-усадьбу Маркучяй (2023, Вильнюс). Или по поводу переименования в 2022 году гимназии имени Александра Пушкина в Каунасскую международную гимназию. Хотя, наверное, «это другое»…

А в 80-х напор выступавших за переименование Чистых Прудов «взад» был таков, что его жители однажды даже решили публично ответить сразу всем, кто неожиданно озаботился названием их посёлка. На снимке – фрагмент открытого письма, опубликованного в газете «Калининградская правда» 18 февраля 1989-го:

-6

Да, никаких переименований в угоду кому бы то ни было не случилось. В частности, при своих остались Чистые Пруды. Только, как говорится, и осадок остался…

А возвращаясь к Донелайтису – ещё два, так сказать, штриха к портрету.

5 мая 1997-го президент Борис Ельцин подписал Указ «Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального значения», на основании которого целому ряду из них был снижен статус – до «местного значения». В Калининграде, как выяснилось, до федерального уровня не дотягивают памятники Ленину и Калинину, бюст Маркса. А в области до «местного значения» понизили в статусе тот самый мемориальный комплекс в Чистых Прудах.

В день открытия к бюсту Донелайтиса приехала и свадьба…
В день открытия к бюсту Донелайтиса приехала и свадьба…

25 сентября 2004-го в Гусеве Калининградской области был открыт бюст Донелайтиса. Но в городе у него нашлись не только почитатели. И утром 26-го его образ пришлось чистить коммунальщикам – под покровом ночи кто-то облил памятник краской. Кстати, когда десять лет спустя с постамента вдруг с одной стороны посыпалась плитка, в администрации заявили, что это тоже явно дело рук вандалов. Однако в полиции сочли, что плитка сама отвалилась – из-за низкого качества работ.

Владислав Ржевский,

автор канала «Калининградская Пруссия»

Смотрите также:

Что в имени твоём? | Калининградская Пруссия | Дзен