Пограничные (и не только) проблемы у калининградцев с литовцами начались отнюдь не сегодня
В последнее время калининградский транзит через Литву – опять в топе новостей. Литва, конечно, отказывается признавать, что вместе с ЕС всё туже затягивает блокадную удавку вокруг самого западного региона России. И к чему всё это приведёт, сегодня, похоже, ещё никто не знает. А пока суд да дело, давайте вспомним, что было по этой теме раньше.
После войны на восток области часто наведывались литовские «лесные братья» (о том, как проходили их визиты, можно прочитать здесь). К середине 50-х большую часть этой нечисти перебили. Однако недобитки затаились, и в конце 80-х – начале 90-х активно раскачивали лодку в Литве. А так на протяжении десятилетий главной проблемой было то, что калининградцев в соседней «братской республике» называли «покупантами», и, завидев их в магазинах, литовские продавцы прятали ходовой товар или делали вид, что не понимают по-русски. Хочешь купить – спрашивай по-литовски!
Ухудшение началось в 1988 году, когда в Литовской ССР у компартии вдруг появился конкурент – «Саюдис». Даже далёкие от политики сразу смекнули: пошёл процесс, направленный на выход из Союза. А в конце лета – начале осени 1988-го поползли слухи, что калининградцам в Литве всё чаще достается. Дескать, в машинах с нашими номерами протыкают шины и бьют стёкла. А кому-то – и по физиономии бьют.
Было и такое. Через железнодорожный тоннель в Каунасе наши поезда следовали с опущенными шторами. Тот, кто впервые сталкивался с этим, выражал недоумение. «Так положено», – отрезали проводники. А потом бывалые пассажиры вполголоса объясняли, что задраенные шторы – мера предосторожности. Мол, по ярко светящимся в темноте тоннеля окнам проще камнем попасть. Или даже пальнуть – из какого-нибудь пугача. Кто это делает? Видимо, дети или внуки «лесных братьев»…
Всё это привело к тому, что 29–30 октября 1988-го в Калининграде произошли волнения молодёжи, которая «в ответ за всё» пошла громить литовских торговцев на рынке (подробности – здесь).
11 марта 1990-го Литва (первой из союзных республик) объявила о своей независимости. К слову, вскоре после этого из в/ч, расположенных в области, начали дезертировать срочники, призванные из Литовской ССР. Ведь было объявлено также и о том, что на территории Литвы Закон СССР о всеобщей воинской обязанности больше не действует. Так, не вернувшийся из отпуска рядовой Юозопавичюс прислал в родную часть телеграмму:
«В связи с выходом Литвы из состава СССР службу в Вооружённых Силах прекращаю».
6 сентября 1991-го независимость Вильнюса признала Москва. Однако уже почти за год до этого граница, незаметная раньше для советских людей, стала не такой прозрачной, как прежде. Там появились литовские пограничники и таможенники, которые принялись проверять всех, кто ехал в Литву, или, наоборот, выезжал.
Вот, например, что рассказывал калининградский журналист Юрий Кочкуров. В октябре 1991-го организованная группа поехала на автобусе в посёлок Морское на Куршской косе – за грибами. Но сперва решили доехать до Ниды. В тамошних магазинах удалось затариться колбасой и мясом. А потом ещё в районе Ниды пособирали грибов. Однако когда впереди показалась граница, водитель остановился и спросил пассажиров:
– Хотите вернуться домой с грибами и всем прочим? Тогда геть с автобуса и шагом марш по лесу, в обход таможенного поста. Поскольку там всё это могут запросто отобрать или взять пошлину.
– И за грибы?
– И за грибы.
Пробирались по лесу, боясь каждого шороха и чувствуя себя контрабандистами. И до чего ж нехорошо было на душе…
А в январе 1992-го случилось уже ЧП. Из Литвы в Советск следовала колонна грузовиков Балтийского флота. Четыре машины прошли таможню без проблем. Но ещё две, шедшие отдельно, литовцы вдруг отказались пропустить, запретив вывозить воинское имущество. Тогда наши, объехав шлагбаум, двинули дальше. А вслед им раздались выстрелы…
Трудно, короче, многие вчерашние сограждане привыкали к новым реалиям. И, скажем, в августе 1992-го на границе опять стреляли. Тракторист из Краснознаменского района на своей рабочей машине решил съездить к родне в близлежащий посёлок Славикай. Дело привычное. Только вот Славикай стал уже заграницей. И когда тракторист, возвращаясь, поехал вброд через реку Шешупе, засвистели пули. Литовские пограничники палили по трактору, пересекающему границу в неположенном месте. Но МТЗ-80 – машина надёжная, даже с простреленными колёсами преодолела реку, вынеся из-под огня. Водитель не пострадал. И, будучи сильно навеселе, даже не особо испугался.
Тогда же калининградцам начали выдавать вкладыши в паспорта – розовые такие. Они давали жителям области право пересекать литовские рубежи. Что-то вроде вечной визы, которая, впрочем, не избавляла от шмона. А порой и приводила к более тщательному досмотру. Потому что отдельные стражи границы Литвы не скрывали, что их раздражает эта якобы ничем не обоснованная пограничная льгота для калининградцев. Тем временем на более высоком уровне пугали то перекрытием газопровода, то отключением света – линия электропередачи тоже с советских времён шла по литовской земле.
17 января 1999-го последний рейс совершил поезд Калининград-Вильнюс. Ранее один из самых популярных, он в итоге стал ходить почти пустым. Показательный факт, о многом говорящий.
А в 2002 году стало совсем тревожно. Литва и Польша готовились войти в Европейский союз (попадут туда 1 мая 2004-го). Но как же самый западный регион России будет жить в «плену ЕС»? И прежде всего – что будет с нашим транзитом по литовской территории?
Кто только не приезжал в Калининград, чтобы всё разрулить. Так, премьер-министр РФ Михаил Касьянов* прилетал дважды – в марте и октябре. Бурную деятельность развил и ныне уже сенатор Дмитрий Рогозин, а тогда – председатель думского комитета по международным делам. 13 июля 2002-го президент ещё назначил его своим спецпредставителем по переговорам с Евросоюзом по проблемам, возникающим у области в связи с грядущим расширением ЕС.
А там настроены были решительно и жёстко: никаких им поблажек-исключений, визовые правила Евросоюза должны быть едины для всех. Хочешь пересечь Литву? Покупай визу! В те дни всё чаще звучало: Калининград ожидает блокада. В бывшем Ленинграде лучше, чем где бы то ни было, знают, что это такое. Неудивительно, что именно там появилось общественное движение «Блокадный Калининград». «Блокадники» выставляли в городе на Неве пикеты в самых людных местах, собирая подписи за то, чтобы калининградцы имели право на безвизовый проезд через Литву в «большую Россию» и обратно. Подписи собирали, чтобы затем представить их на саммит ЕС – РФ.
* С 24.11.2023 – иноагент.
Саммит, обсуждавший «калининградский вопрос», состоялся в Брюсселе 11 ноября 2002-го. Несмотря на осеннюю прохладу, там было жарко. Тем не менее наша сторона добилась того, чтобы в транзитных поездах россияне ездили без виз: по бесплатному упрощённому проездному документу. Который, правда, могут и не выдать.
Кроме того, с 1 января 2003-го в пассажирских составах, курсирующих между янтарным краем и другими регионами РФ, стоимость проезда была снижена до общероссийских тарифов. Ибо ещё и по международным тарифам ездили. И после снижения, скажем, цена за проезд в купе фирменного поезда «Янтарь» упала с 1600 рублей до тысячи. А тогдашние 600 рэ – совсем не те, что нынче…
Впрочем, это было давно. В последнее же время ситуация с тем же литовским транзитом становится только хуже. Так, в 2020 году в связи с пандемией Литва в числе прочего ввела лимит на численность пассажиров: в одном транзитном российском поезде – не более 250 человек. И хоть Европа давно живёт без коронавирусных ограничений, здесь драконовская мера до сих пор в силе. Единственное – с 1 августа 2022-го в поездах разрешили перевозить на 50 пассажиров больше. То есть 300 человек.
А затем эти поезда стали ещё больше напоминать ленинский пломбированный вагон. С 1 марта 2024-го запрещена посадка и высадка пассажиров на приграничных литовских станциях Кена и Кибартай.
Отметим, ограничения на это были уже давно. Покинуть поезд либо сесть в него в Литве могли только те, у кого есть гражданство одной из «правильных» стран, вид на жительство или виза. По литовским данным, в год этой лазейкой пользовалось до 13 тысяч человек. Причём среди них – страшно сказать! – встречались люди, имеющие гражданство РФ. Вот в бывшей братской республике и сочли, что подобные вольности угрожают национальной безопасности государства.
Был уже и такой случай. Очередной пассажирский поезд, направлявшийся из Москвы в Калининград пришёл в Литву с надписью «Вильнюс – город России» на одном из вагонов. Кроме того, той же аэрозольной чёрной краской были написаны буквы Z и ZOV. Литовские пограничники заявили, что не пропустят состав с «провокационным текстом». И нашим железнодорожникам пришлось всё оттирать. При этом заметим, что после начала СВО себе литовцы почему-то позволяют встречать российские поезда антироссийскими плакатами.
В общем, калининградцам не привыкать к дружбе народов по-литовски. Хотя, конечно, можно услышать: и когда уже всё это наконец закончится?
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»
Смотрите также: