Если кто-то не в курсе, хотя это едва ли может быть так, «безусловный базовый доход» – новомодная социальная концепция, подразумевающая выплату некого минимального содержания каждому гражданину – без условий. Можно сказать, что речь о пенсии, назначаемой с рождения, – причём, равной для всех и не зависящей ни от чего. Ни от заслуг, ни от состоятельности.
И это действительно модная тема. Экспериментальные программы, преследующие цель определить влияние введение ББД на общество (и, в частности, на рынок труда) проводятся во множестве стран, – причём, не только европейских, но и в России, и даже в нескольких государствах Африки. Дважды, – во Франции и в Индии, – введение ББД в масштабах страны упоминалось в числе предвыборных обещаний (партии проиграли). В Швейцарии по вопросу целесообразности ББД проводился референдум, но идея не зашла.
В Монголии же ББД даже вводился и несколько лет выплачивался. Однако, ерунда получилась. Необходимые средства правительство планировало получить за счёт внешних займов, но денег много не дали, так что вместо обещанных 1200 долларов на лицо, за вычетом не доданного в долг и просто украденного, вышло только по семь. Слегка удивлённые такими раскладами монголы правительство сменили.
И это к вопросу о необходимых для выплаты ББД средствах. Они велики, но, на самом деле, не запредельны. Вполне посильны для бюджетов большинства стран… Ну, в крайнем случае вырастет внешний долг, но он и так вырастет, в этом плане терять давно уже нечего… Посильны же расходы на выплату ББД, поскольку, – это часто упускают из виду, – безусловный доход выплачивается не вместе с прочими социальными пособиями (включая пенсии), а вместо них. Чем объясняется тот факт, что ни одна из наций всерьёз пока идеей не соблазнилась. Уже получающие социальные выплаты слои населения наименее в ББД заинтересованы, – им нововведение увеличения доходов не сулит. Обеспеченные и богатые люди, тем более, не уверены, что им это нужно.
...А им это не нужно. Потому что, ББД себе и остальным платить будут работающие.
Данным же обстоятельством объясняется и география экспериментов по введению ББД, и неизменно благоприятные их результаты. В Африке и в Индии безусловный доход начислялся живущим в деревнях, обычно, не имеющим работы, кроме сезонной, беднякам не получающим в этих странах каких-либо пособий. И, – о чудо, – получатели становились куда благополучнее и счастливее. В странах же богатых добровольцы для участия в эксперименте вербовались из среднего класса (сидящие на пособиях бедняки не принимались, так как лишить их пособий нельзя). И там тоже всё выходило замечательно, – почти никто, кроме пожелавших получить образование и рассматривавших ББД, как стипендию, – не бросил работу, зато все с удовольствием поправили свои дела. Ведь доходы, без того достаточные, – увеличились.
И это всё интересно, но – не главное. Определённое отношение к концепции ББД трудно сформулировать. Я б не взялся. Важным представляется происхождение идеи. Очевидно, что она антикапиталистическая, ибо снижающая, – данный аспект, ввиду очевидности, не отрицается самыми горячими сторонниками, – мотивацию к труду. И таки да, попытки введения безусловного базового дохода ассоциируются в основном с «современными левыми» – доминирующими ныне на Западе социалистическими партиями. Однако, в классических трактовках социализма и коммунизма ничего подобного нет. Или, как минимум, схожий подход не декларировался.
«Каждому по потребности?» Нет. ББД должен покрывать минимальные, на грани аскетизма потребности и не более того. Причём, – что особенно чётко отграничивает ББД от коммунистической утопии, – уровень потребностей с сознательностью члена общества никак не связан. Размер выплаты устанавливается законодательно, вне зависимости от индивидуальных пожеланий.
«Каждому по труду?» Тем более, нет.
...Но то и другое, именно, декларации. Если же иметь в виду реальность, концепция ББД имеет много общего с подходом практиковавшимся в СССР. С одной стороны, обязывая под страхом уголовной статьи работать, советское государство некий базовый доход, даже если результат «работы» того не оправдывал, безусловно каждому гражданину обеспечивало. Возможность зарабатывать больше социального минимума существовала в обоих случаях… Хотя в советском законодательстве последнее тоже регламентировалось статьями.
То есть. Отличия были, но общим оказывалось главное, – то, о чём говорят и сторонники СССР, и сторонники ББД, – свобода и ощущение уверенности, безопасности.
Следуя тренду, современные левые, в основном, упирают на свободу. ББД позволяет рассматривать труд, как потребность, и не слишком беспокоиться о потере работы, – если покажется, что на тебе слишком много зарабатывают. И это моральные преимущества, которыми нельзя пренебречь. Как Пушкин говорил: «На свете счастья нет, но есть покой и воля».
...В целом же, рождение концепции ББД является следствием современных трансформаций западного общества, при которых интересы личности ставятся безусловно выше интересов общества.