Развитие технологий астрономических наблюдений и, особенно, спектрального анализа, в последние десятилетия склоняет лучшие, специально отобранные для решения подобных проблем, умы к мысли, что корни жизни следует искать в космосе. Ибо если в бурной первичной атмосфере и кратерных озёрах молодой планеты нужные вещества ещё синтезируются нет ли, – в протопланетной туманности сразу чего только нет. Собственно, всё есть. До готовых белков включительно. Комбинация метана, фосфина и аммиака, плюс космическая радиация буквально творят чудеса.
Проблема, однако, заключается в том, что между созревшей, – то есть, остывшей в достаточной мере, чтобы начать коллапсировать, туманностью и появлением первых водоёмов, – где уже в водном растворе химическая эволюция может перейти в биологическую (иначе никак), много всяких событий. Большей частью катастрофических. Планета образуется путём слияния планетоидов, причём верхние её слои многократно переходят в кремниевый пар. Естественно, органика при этом разрушается. Уцелеть могут только молекулы захваченные вместе с остатками газов уже готовым телом. Но пока планета созревает, звезда поливает ближайшие орбиты потоками солнечного ветра. То есть, возникают вопросы связанные с выживаемостью небулярной органики.
Теоретически – моделированием – такие вопросы не решаются. Однако современные средства позволяют наблюдать рождение планет в других системах. В частности, с помощью телескопа ALMA удалось изучить состав протопланетного диска в нескольких десятках световых лет от Земли на молекулярном уровне.
Вообще, рождение планет происходит на фоне сепарации вещества, при которой тяжелые молекулы концентрируются во внутренней части диска, а лёгкие, – чем легче, тем активнее, – выметаются излучением на периферию (или вообще покидают диск). Вопрос заключался в том, в какой мере это применимо к органике. Ибо с одной стороны, высокомолекулярные соединения – одна из самых тяжёлых фракций туманности. С другой стороны, они склонны разлагаться солнечным ветром на мобильные низкомолекулярные соединения.
И наблюдения показало, что на небулярную гипотезу происхождения «кирпичиков жизни» вполне можно полагаться… Рассмотреть в крутящейся воронке, разумеется, удалось не аминокислоты, а только хорошо видимые методами спектрального анализа формальдегиды и циклопропенилиден. Однако, – не суть, что именно. Речь же шла о физических свойствах тяжёлых молекул вообще. Удалось убедиться, что их концентрация не просто растёт к центру диска, а растёт экспоненциально. То есть, «падают» тяжелые молекулы в закрученной туманности намного быстрее, чем успевают разрушаться.
...Интересным аспектом данного открытия является, может быть, даже не более высокая, нежели ожидалось, концентрация органики в условных «окрестностях Земли», сколько быстрое её падение к периферии системы. Проблема возможности зарождения жизни в подлёдных океанах спутников гигантов усугубляется дефицитом небулярных соединений в нескольких астрономических единицах от Солнца.