"В 1990-х годах Южная Африка по количеству серийных убийств занимала второе место в мире".
Смотрю сериал про первого профайлера в Южно-Африканской Республике. Это белая женщина по имени Мики Писториус. Кстати, тетя Оскара Писториуса - паралимпийского чемпиона и убийцы. Сериал 2024 года, отличный.
Но я хочу рассказать интересное про саму Мики, так сказать, по теме своего паблика. Она родилась в Претории и училась сперва на журналиста. Долго работала по профессии на радио и телевидении, чуть позже – руководителем в издательстве и пиарщицей зоопарка Претории.
Но потом – несколько неожиданно для окружающих – поступила в магистратуру университета Претории на психологию. Снова неожиданно, но заслуженно она оказалась в полиции: еще во время учебы ее профессору позвонили из управления полиции и попросили кого-нибудь рекомендовать для сотрудничества по психологической части. Поскольку Мики интересовалась психологией серийных убийц и писала об этом диплом, профессор предложил полиции именно ее кандидатуру.
Мики закончила университет, устроилась в полицию психологом, где организовала отдел следственной психологии, и тут все заверте... Дальше можно посмотреть сериал "Поймай мне убийцу" – он снят по ее одноименной книге, вышедшей аж в 2000 году. Между прочим, одной из нескольких: она написала пять профессиональных трудов и один исторический роман.
«Серийные убийцы воспринимают власть над жизнью и смертью как всемогущество. Поскольку они мало контролируют свою собственную жизнь и чувства, они становятся зависимыми от всемогущества, которое дает им контроль над чужой жизнью. Поэтому они будут убивать снова и снова. Это восстанавливает душевный дисбаланс, который они испытывают всякий раз, когда их самооценка подвергается сомнению...
Когда я допрашиваю серийного убийцу, я погружаюсь в черноту его души. Мне знакомы его чувства пустоты, одиночества, депрессии, смерти, всемогущества и страха. Я ныряю глубоко и понимаю его мучения...»
Тут надо отметить факт, что Мики никогда не болела «звездной болезнью» и всегда с благодарностью упоминала людей, оказывавших влияние на ее профессиональный рост. Например, в интервью она как-то рассказывала о знакомстве с агентами ФБР Робертом Ресслером и Роем Хейзелвудом, известными профайлерами, у которых она дополнительно обучалась.
Другой факт: о сотрудниках полиции, с которыми ей приходилось работать, она говорит с уважением. Хотя нетрудно догадаться об истинном отношении полицейских к ней в начале ее карьеры: 1990-е годы, мужской мир Южной Африки, только что победившей апартеид, белая девушка, только что закончившая университет… Вряд ли ей было легко.
Шесть лет она отдала полиции, расследованиям (удачным), исследовательской работе по профилю и подготовке детективов и двух профайлеров себе на смену. А уйдя из полиции, занялась научной работой по психологии преступников-серийников, включая телевизионные выступления, преподавание и частную практику.
Как-то ее спросили: «Какие мифы о серийных убийцах вы хотели бы развенчать?» Ее ответ был таков:
Они не монстры, созданные искусственным интеллектом, и не супергерои комиксов Marvel, как часто изображают в вымышленных сериалах. Большинство из них не больны психически. Они люди, они могли бы быть вашими соседями.
Многие люди предполагают, что серийные убийцы должны быть очень умными, но это не так. Это обычные люди со средним интеллектом; немногие умны, а большинство нет. Воображение писателей и режиссеров часто не знает границ, стирая грань между реальностью и вымыслом.
Места преступлений обычно изображаются сложными в вымышленных произведениях. В реальности они грязные, вонючие, с разлагающимися телами, покрытыми личинками, кровью и мухами...
Существует восприятие гламура работы профайлера, но в реальной жизни все совсем по-другому. В большинстве вымышленных произведений показано, что профайлеру снятся кошмары о серийном убийце, преследующем детектива или профайлера. Это чистая выдумка. На самом деле, они избегают нас, потому что мы преследуем их. Для них это не личная проблема, и у них есть очень конкретный тип жертвы, на которую они нацелены. Много лет назад у меня были ужасные кошмары о страданиях жертв, но никогда о серийном убийце. Еще одно часто поддерживаемое заблуждение заключается в том, что криминальные профайлеры арестовывают убийц. Мы этого не делаем...
Мне, как большому любителю криминальных сериалов, очень нравится ее ответ и оценка серийных убийц – без романтизации, героизации и флёра загадочности.
И вдруг в 2010 году оказалось, что она успела поступить снова в университет и, закончив его, стала... археологом. Специалистом в области библейской археологии. Но на самом деле ее больше привлекает бронзовый век Средиземноморья. Сейчас ей 65, она живёт на Маврикии и, вроде, в планах у нее книга о Троянской войне.
При этом на своем сайте она часто пишет об известных убийцах прошлого, рассказывая их истории и составляя их профайлы, а на ютубе ведет канал. Еще у Мики есть патреон с эксклюзивным контентом. Короче, весьма разумная, очень деятельная женщина и по-хорошему плодовитый автор!
Кстати, когда ее как-то спросили, не приносит ли такая работа ей самой психологических трав, она дала ответ, совместив в нем знания двух своих образований:
Знаете ли вы, что даже самые ранние ассирийские клинописные записи, датируемые почти 3500 годом до нашей эры, описывали посттравматический стресс? Он существовал тогда и сопровождал людей на протяжении всего развития человечества. … У меня это было, и я обращалась за помощью к психологу. Мы можем это преодолеть…
Такие дела.
Хочу напомнить, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!