Рассказываю о том, как небольшая группа философов повлияла на европейскую мысль.
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня хочется поговорить о чём-нибудь необычном, но в то же время относительно известным. Под эту характеристику как раз подходит философия киников или кинизм. Про Диогена, живущего в бочке и анекдоты, связанные с ним, знает любой образованный человек.
Однако кинизм — это не только он, но ещё и пару интересных имён. Самый же интересный аспект, сопряжённый с этой школой философии, кроется во влиянии на целый ряд феноменов культурных феноменов, вроде юродства в христианстве, понятие цинизма, на некоторые субкультуры второй половины XX века. Но обо всём по порядку. Начнём с основ.
Общие положения и предпосылки
Формирование и одновременный рассвет школы пришёлся на V — IV вв. до н. э. Кинизм относится к сократическим школам, то есть тем школам, которые создавали ученики Сократа.
Однако киники сильно отличались от своих собратьев по философскому перу. Во-первых, они не стремились к построению логичному и законченному учению, которое могло бы объяснить бытие и познание. Их больше интересовал философский образ жизни и следование ему. Киники были настоящими экспериментаторами. Во-вторых, всё, что мы знаем о кинизме и его представителях дошло до нас не в виде трактатов, а как анекдоты: бочка Диогена, свадьба Кратета и т. д.
Однако кажущаяся примитивность их учения, особенно в сравнении с диалектикой Платона, теориями Аристотеля, это всего лишь видимость. Мыслить как киник — это всего лишь средство, а настоящей целью является жить как киник.
Пожалуй, кинизм стал первой по-настоящему социальной философией. Она появилась во времена кризиса античного полиса. Люди, создавшие школу киников, не отличались высоким происхождением и порой даже малейшей интеграцией в современное им общество. Например, Антисфен (считается родоначальником школы киников) был незаконнорождённым, что сразу накладывало на него социальные ограничения. Поэтому кинизм можно назвать школой "униженных и оскорблённых".
Основная задача была достичь духовной свободы, по пути умерщвляя плоть и общественные связи. Знакомая формула, не правда ли? Подобное мы можем найти в христианстве, только духовная свобода там заменена на Бога и вытекающий из веры атрибуты.
Платон называл киников "Сократами, сошедшими с ума". И действительно, взяв за основу сократическую философию, кинизм доводит её до радикального абсолюта. Если Сократ ещё демонстрировал уважение к заповедям традиционной патриотической морали, то киники объявляли себя "гражданами мира". Именно им принадлежит авторство слова космополит.
Киники стремились к простоте и независимости, отвергая социальные связи и культурные навыки, считая их ненужными. Они шли к полной защите от внешних воздействий, полагая, что раскрытие истинной человеческой сущности требует уклонения от материального богатства и простоты жизни. Ну и постоянно критика коллег по философии. Особенно сильно доставало идеям Платона. Киники критиковали общепринятые понятия, включая пустыми и препятствующими непосредственному восприятию мира.
Подытоживая этот раздел, можно сказать, что школе киников присуща доминирование этики над остальными разделами философии. Эта особенность и повлияет в дальнейшем на то, что идеи кинизма окажутся очень заразными и будут кочевать из религий и идеологий вплоть до наших дней. Сформулируем этический идеал киников:
- Фундаментальная простота, граничащая с отрицанием высококультурных ценностей.
- Отношение презрения к любым потребностям, кроме самых основных, без которых невозможна жизнь.
- Ироничное отношение к условностям и нормам общества.
- Декларирование естественной и безусловной личной свободы.
Основные представители
А теперь внимательно рассмотрим персоны, которые внесли вклад в развитие философии киников. Конечно, здесь могло бы быть больше имён, но я решил остановиться на самых интересных представителях.
Антисфен (между 455 и 445 годами до н. э. — около 366 года до н. э.)
В основе философии Антисфена лежит этическое учение Сократа. Антисфен, непримиримый защитник самодостаточности, утверждал, что истинная независимость заключается в возможности обойтись без всего. Он отвергал зависимость от материальных благ и призывал людей овладеть искусством быть ни в чём не нуждающимся. В этом их величие — быть равными богам в их свободе. В то время как божества достигают независимости через избыток, для смертных счастье наступает тогда, когда им не требуются никакие материальные блага. Роскошь, слава и престиж — все эти внешние атрибуты лишают человека самодостаточности, основы и благородства, необходимых для настоящего счастья.
Блаженнее всего для человека — умереть счастливым
В сфере познания Антисфен сочетает подход софистов и своего учителя Сократа. Именно этому кинику принадлежит одно из первых определений логоса.
Логос есть то, что, поясняет, чем нечто бывает или есть.
Антисфен уделял большое внимание вопросу предиката. Он постоянно вёл полемику с Платоном, отрицая мир идей. Для Антисфена человек существует, а вот человечность — нет.
Религиозные же взгляды Антисфена сочетались соединением двух противоположностей — пантеизма и монизма. Однако то, что в глазах остальных людей кажется противоречием, Антисфен сумел синтезировать и гармонично обосновать. Он активно использует пантеон древнегреческих богов как иллюстрацию своих идей, оставаясь при этом верным принципам монизма. Его воззрения можно иллюстрировать так:
Согласно мнениям людей, существует множество богов, по природе же — один
В целом благодаря Антисфену и последующим киникам классическая греческая мифология стала трактоваться смелее и глубже. Именно Антисфен первым решил искать смысл во взаимоотношениях богов и людей. Так, древнегреческий философ предположил, что Зевс наказывает Прометея не из-за недоброжелательности к людям, а за то, что титан дал людям культуру, как основу испорченности и роскоши. Уже в трактовках Антисфена Зевс начинает приобретать черты всемогущего и всезнающего христианского Бога, хотя и видны они ещё довольно смутно.
Диоген Синопский (около 412 до н. э. — 323 до н. э.)
Пожалуй, самый известный представитель кинизма, от памяти которого сохранилось больше анекдотов и курьёзных историй, чем фактов. Но нас больше интересует его учения.
Если верить другому Диогену — Лаэртскому, то за свою недолгую жизнь философ создал около 21 сочинения, но до нас они не дошли. Как и его учитель Антисфен, Диоген в первую очередь уделял внимание вопросам этики. Однако его интересовали почти все институты современного ему общества.
Так, в античной политике он произвёл настоящую революцию, введя понятие космополита — гражданина мира. Диоген отвергал принадлежность к полису и законы, утверждая, что существуют только единые законы природы, которым и нужно следовать.
Здесь и кроется главное противоречие между киниками и платонизмом. Для Диогена мир идей схож с моральными и политическими законами: они не имеют собственного бытия, но при этом обладают властью. И всё идёт в противоречие с законами природы, ведь только они для киников существуют по-настоящему.
Киническое учение Диогена вошло в историю своеобразным вызовом морали и общественному мнению, эпатажностью форм выражения своего мнения. Киники пропагандировали аскетизм — полный отказ от земных благ. Диоген был воплощением требования кинической автаркии, а именно независимости и самодостаточности. Прямолинейно применяя антитезу «природа—закон» Диоген презирал условности, намеренно доводя до крайности своё бесстыдство.
Кратет Фиванский (около 365 до н. э. — около 285 до н. э.)
Самый известный ученик Диогена Синопского. Как и у предшественников, учение Кратета неотрывно от его образа жизни, полного аскетизма. Авторству Кратета принадлежит одна из первых литературных утопий, рассказывающая о городе Перу. Здесь жители занимаются честным трудом, производя всё необходимое самостоятельно, не контактируя с внешним миром, а значит, избегая войн и внутренней вражды. Кратет экстраполирует понятие автаркии уже не на человека, но на целое общество, во многом определяя форму будущих идеальных общин и государств, подспудно влияя на некоторые политические идеологии, вроде анархизма.
Кратет полагал главную пользу философии в "жизни без забот", а цель жизни – в разуме и природе, но не в удовольствии, ведь если бы счастливая жизнь состояла в обилии удовольствий, "никто никогда не был бы счастлив". Образ жизни Кратета отличалась от его учителя. Он в меньшей степени бросал вызов обществу эксцентричными поступками, предпочитая смирение и помощь нуждающимся. По свидетельствам современников философ примирял враждующих близких людей, входил в любой дом и учил добру.
Именно образ странствующего и отзывчивого старика нашёл своё первое явление в Кратете, а впоследствии будет воплощён в разных культурных явлениях: от стоиков и христианства до толстовцев.
Менипп Гадарский (около 300 до н. э. — около 260 до н. э.)
А этот философ и не собирался следовать кинической традиции на практике, хоть и активно проповедовал её принципы. В своей бытности Менипп прошёл через многие перипетии судьбы: был рабом, зарабатывал огромные деньги ростовщичеством, а когда разорился, даже и не думал пожить как настоящий киник, а потому покончил с собой.
Но Менипп оказал огромное влияние на будущих стоиков, особенно римских представителей. Ведь именно этот философ перевёл кинизм из философии в сферу литературы. И в качестве основного жанра взял, конечно же, сатиру. Содержание произведений Мениппа составляли кинические этические учения, критикующие людей и богов. Это содержание он излагал иронично, весело и юмористически, вводя в свои сочинения комедийные мотивы, пародии на эпос и трагедию. Он говорил весело о серьёзных вещах и именем Мениппа называются сатирические жанры — «мениппова сатира» и «мениппея» — первые образцы прозиметра, сочетание стихотворной и прозаической формы.
Влияние кинизма на философию, религию и идеологии
Мы уже немного затронули тему влияния киников на мировую культуру. Поэтому в конце статьи я просто тезисно перечислю: на что повлияла философия киников.
- Философия киников послужила непосредственным источником стоицизма. Смягчив кинические парадоксы и внеся конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, стоики, однако, сохранили характерный для киников перевес этики над другими философскими дисциплинами.
- Образ жизни киников оказал влияние на христианство и формирование аскетизма, монашества. На Руси продолжателями кинизма можно считать традицию юродивых и блаженных.
- Киники дали идеологический исток для многих движений, отрицающих общественные принципы и законы. Разнообразные духовные движений, сводящиеся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой (от йогов и дервишей до современных хиппи).
Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов.
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.