Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы начнем обзор творчества одного из величайших мастеров Золотого века - Рембрандт был невероятно успешен как художник, но его личная жизнь была полна потерь и разочарований.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене, одном из крупнейших городов Нидерландов. Его отец, Хармен, был богатым мельником. Фамилия художника «ван Рейн» означает «с Рейна», то есть с реки, на которой находилась мельница отца. Мать Рембрандта, Корнелия, была дочерью пекаря. Она вышла замуж за Хармена в 1589 году, когда им обоим был 21 год. В семье было 10 детей, Рембрандт был самым младшим. Родители Рембрандта вели тихую трудовую жизнь. Отец умер в 1630 году, а мать - в 1640.
Трое оставшихся братьев Рембрандта продолжили семейную традицию и стали мельниками и пекарями. Рембрандт, ставший впоследствии художником, был единственным в семье, кто получил образование в Латинской школе Лейдена; в мае 1620 года, в возрасте 13 лет, он поступил в Лейденский университет, одно из старейших учебных заведений Европы. Столь юный студент никого не удивил в то время. Однако ученые расходятся во мнениях относительно того, чему Рембрандт научился в университете. Есть предположение, что он даже не приступал к учебе, а звание студента было необходимо лишь для получения отсрочки от военной службы. Примерно в это же время Рембрандт начал осваивать искусство живописи.
Основным источником информации о ранней жизни Рембрандта являются труды Йоханнеса Орлерса, тогдашнего мэра Лейдена: Орлерс включил краткую биографию Рембрандта во второе издание своего уникального справочника, вышедшего в 1641 году. Из примечаний следует, что сначала Рембрандт учился у местного художника Якоба ван Сваненбюрга. Рембрандт пробыл в его мастерской три года, после чего в 1624 году переехал в Амстердам, где в течение шести месяцев учился у знаменитого мастера исторической живописи Питера Ластмана.
В 1625 или 1626 году Рембрандт вернулся в Лейден. Здесь он подружился с Яном Ливенсом, еще одним перспективным художником (и учеником Ластмана). В течение нескольких лет они часто писали вместе, но иногда их работы были настолько похожи, что определить авторство одного из живописцев было практически невозможно.
Позже, в конце 1631 - начале 1632 года, Рембрандт переехал из Лейдена в Амстердам (тогдашнюю столицу Нидерландов). К этому времени Амстердам стал крупным центром мировой торговли: за 30 лет (1610-1640) население города увеличилось втрое - с 50 000 до 150 000 человек. В таком городе было гораздо легче заниматься серьезной художественной карьерой.
В Лейдене Рембрандт в основном работал над небольшими тематическими картинами (например, религиозными сюжетами, портретами, автопортретами и характерными сценками). Почти два года он прожил в доме крупного торговца произведениями искусства Хендрика ван Эйленбюрха, с которым подружился вскоре после переезда в столицу.
В июне 1633 года Рембрандт обручился с Саскией, двоюродной сестрой Эйленбюрха, и через год женился. Родители Саскии умерли, когда она была совсем юной, оставив дочери большое наследство. Рембрандт стал самым значительным голландским художником своего времени, и он не был бедным человеком. Но это был не брак по расчету. Рембрандт и Саския страстно любили друг друга. Сначала молодые люди жили вместе в доме Хендрика ван Эйленбюрха, а затем купили собственный дом.
В период с 1635 по 1640 год Саския родила троих детей, все они умерли в течение нескольких недель после рождения; в 1641 году Саския родила четвертого (и последнего) ребенка. Родители назвали сына Титусом. Титус выжил, но сама Саския вскоре умерла. Ей было 29 лет.
В год смерти Саскии художник завершил свой величайший шедевр и самую известную картину - «Ночной дозор». Однако жизнь Рембрандта уже была разбита. Глубоко опечаленный смертью любимой жены, Рембрандт не мог сосредоточиться на своей основной работе - заказе портретов - и вскоре потерял богатых клиентов.
Он сосредоточился на других сюжетах - библейских историях. Рембрандт всегда находил утешение в религии в трудные периоды своей жизни, но сейчас ему пришлось думать еще и о своем маленьком сыне.
Художник нанял няню, вдову Гертье Диркс, которая стала любовницей Рембрандта. Через несколько лет ее сменила другая молодая женщина, Хендрикье Стоффельс. Поначалу она также была няней Титуса. Гертье подала в суд на Рембрандта за нарушение брачного контракта. В результате Гертье была обвинена в ложном свидетельствовании и отправлена в исправительное заведение на пять лет. Она была освобождена в 1655 году и умерла в следующем году. Тем временем у Хендрикье и Рембрандта родились сын (который умер младенцем) и дочь Корнелия. Корнелия была единственным ребенком Рембрандта, которая пережила своего отца.
Тем временем финансовое положение Рембрандта стремительно ухудшалось. Однако, несмотря на скудные доходы от заказов портретов, Рембрандт продолжал тратить значительные средства на свою коллекцию. Его коллекция была очень интересной. В ней были картины итальянских мастеров эпохи Возрождения, оружие, бюсты римских императоров, старинные костюмы, восточные диковинки, сотни рисунков и гравюр.
В период 1652-1654 годов голландцы находились в состоянии войны с Англией, и казна сильно пострадала. Доходы от торговли резко упали, и это отразилось на ценах на предметы искусства. Ситуация ухудшилась, и Рембрандт продал некоторые из своих тщательно собранных работ. Но даже это не помогло, и он едва сводил концы с концами.
В 1656 году художник не смог расплатиться с долгами и едва не был заключен в тюрьму для должников. Ему удалось спастись благодаря юридической мере под названием «Cessio bonorum» (что означает «переуступка долга»). Согласно этому закону, должников не отправляют в тюрьму, если они могут доказать в суде, что их затруднительное положение вызвано объективными причинами. Продав все свое имущество, Рембрандт даже получил разрешение жить в доме, которым владел ранее. Он прожил там до 1660 года, когда новые владельцы отменили разрешение.
С тех пор Рембрандт жил в скромной квартире в бедном районе города. К этому времени подрос и Титус, и в 1660 году Титус и Хендрикье основали компанию по торговле произведениями искусства, чтобы защитить Рембрандта от материальных лишений. Однако художник так и не расплатился со своими кредиторами до конца жизни.
Несмотря на это, он оставался уважаемым человеком и почитаемым мастером в глазах публики, и в 1661-1662 годах он получил два самых крупных и престижных заказа: «Заговор Юлия Цивилиса» для Новой ратуши в Амстердаме
и групповой портрет «Синдики» для здания гильдии суконщиков.
Несмотря на выдающиеся творческие достижения, закат Рембрандта был печальным: в 1663 году умерла его спутница Хендрикье, затем сын Титус и невестка. Осенью 1669 года настал черед самого Рембрандта - 4 октября величайший голландский живописец всех времен и народов ушел из жизни.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: