Найти в Дзене

Волшебник светотени: РЕМБРАНДТ. Часть третья: Стиль и техника. Мастер «золотого века»

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Рембрандт был настолько талантлив, что его признают не только самым выдающимся голландским живописцем XVII века, но и одним из величайших художников всех времен. Основу творчества Рембрандта составляли портреты и религиозные сюжеты. Однако это далеко не полный спектр всех его работ. Среди них были мифологические и аллегорические картины, пейзажи, жанровые картины и натюрморты. Некоторые картины Рембрандта были настолько оригинальны, что противоречили традиционным жанровым системам. Кроме того, Рембрандт был искусным скульптором и рисовальщиком. В количественном отношении он оставил после себя около 400 картин, 300 гравюр и более 1 000 рисунков.

Святой Петр в тюрьме, 1631
Святой Петр в тюрьме, 1631

У своего первого наставника, Якоба ван Сваненбюрга, Рембрандт научился лишь основам. Настоящим его учителем стал Питер Ластман (1583-1633). В молодости Ластман посетил Италию и влюбился в работы мастеров эпохи Возрождения. Он считал, что великая картина прежде всего должна иметь важный исторический или мифологический сюжет. В отличие от большинства своих голландских современников, Рембрандт также предпочитал картины на темы, связанные с окружающей жизнью. Он особенно любил библейские сюжеты и знал их наизусть.

Воскрешение Лазаря, 1630-1632
Воскрешение Лазаря, 1630-1632

В своих ранних работах Рембрандт следовал стилю Ластмана, предпочитая небольшие холсты, используя единственный (но очень интенсивный) источник света и тщательно прорисовывая детали, позы и жесты, иногда до преувеличения. Это явная стилизация. Нельзя игнорировать и итальянское влияние. У художника была большая коллекция гравюр, в том числе репродукции шедевров эпохи Возрождения и античной скульптуры (как подготовительные рисунки, так и гипсовые репродукции). Рембрандт явно считал себя последователем мастеров Возрождения. Например, в начале 1830-х годов он начал подписывать свои работы только собственным именем, сравнивая себя с такими художниками, как Рафаэль и Тициан.

Портрет мужчины в тюрбане, 1628
Портрет мужчины в тюрбане, 1628

Однако Рембрандт никогда не был подражателем. Временами он черпал вдохновение у великих итальянцев и творчески воссоздавал их. В то же время художник наблюдал за миром любопытным взглядом, остро ощущая реалии современной жизни. Рисунки Рембрандта лучше всего отражают это. Богатство сюжетов набросков Рембрандта поражает воображение: экзотические животные, нищие, тела преступников на виселице, аптекарь, раздувшийся от осознания важности своего дела, ребенок, делающий первые шаги.... Эти грубые наброски не похожи на тщательно проработанные изображения на картинах Рембрандта. Однако тщательная отделка не иссушила его холсты - они по-прежнему поражают зрителя своей удивительной свежестью. Художник всегда старался увидеть предметы и людей в новых и уникальных ракурсах. Из-за этого исследователи не смогли выработать единую, приемлемую для всех интерпретацию некоторых его работ, хотя и признают, что они, несомненно, являются шедеврами.

Философ в раздумьях, 1632
Философ в раздумьях, 1632
Жертвоприношение Авраама, 1635
Жертвоприношение Авраама, 1635

В ранних работах Рембрандта сочетались острое восприятие окружающего мира и смелый живописный стиль. Это стало причиной огромного успеха Рембрандта как портретиста в Амстердаме. Его любовь к деталям, изысканное мастерство и умение передать фактуру материалов впечатляли его богатых клиентов. Однако Рембрандт давал себе больше свободы, когда писал не на заказ, как в случае с его многочисленными автопортретами. Эта техническая широта, отстраненность и недифференцированность в использовании различных техник была зафиксирована с 1640-х годов и стала стандартом в его поздних работах.

Автопортрет, 1652
Автопортрет, 1652

Отношение Рембрандта к цвету претерпело аналогичные изменения. Ранние картины Рембрандта были холодными по цвету и сосредоточены на мазках; начиная с 1640-х годов, цвета Рембрандта стали более теплыми, а доминирующим оттенком стала сепия. В более поздних работах палитра Рембрандта сместилась в сторону красного и золотого. В то же время распределение света и тени на холсте, кажется, нарушило границы прежних рамок. Рембрандт отказался от использования единственного источника света. Он усложнил свет, сделав его ярким и темным загадочным образом. В результате получились мягкие тени, которые идеально сочетаются с фоном картины.

Артаксеркс, Аман и Эсфирь, 1655-1665
Артаксеркс, Аман и Эсфирь, 1655-1665

Это далеко не все, что характеризует эволюцию Рембрандта. Сам мир искусства постоянно меняется, и вся система искусства в целом постоянно эволюционирует. Приведем еще несколько примеров. Если ранние картины Рембрандта основаны на принципах позитивного действия и борьбы, то его поздние полотна в основном созерцательны. На ранних автопортретах художник изображает себя в живописных позах и ярких костюмах, в то время как его поздние работы лишены этого драматизма. Со временем Рембрандт стал меньше интересоваться поверхностной трактовкой своих картин и больше сосредоточился на характере и внутренних эмоциях своих фигур.

Отречение Петра, 1660
Отречение Петра, 1660

Все это ставит Рембрандта в один ряд с ведущими художниками XX века. Его современники были однако эстетически слепы. Известность Рембрандту принесли его портреты и гравюры. Они были в почете, но не все считали Рембрандта великим мастером. Некоторые критики считали его зрелый стиль слишком грубым. Они были озадачены тем, что Рембрандт работал без образцов классического «высокого искусства», и недоумевали по поводу его полного отказа от изысканных техник ранних лет. В одной известной статье картины Рембрандта были описаны как «фекалии, капающие с холста через раму». Еще в XIX веке Майкл Брайан в своем классическом на тот момент «Руководстве для живописцев и граверов» (1816) так отзывался о Рембрандте: «Его фигуры примечательны, прежде всего, не своей красотой, а искажениями; они выглядят скорее вульгарными, чем грациозными».

Урок анатомии доктора Деймана, 1656
Урок анатомии доктора Деймана, 1656

Однако в XIX веке репутация Рембрандта неожиданно изменилась. Его способность к самовыражению сделала его наиболее подходящей фигурой для эпохи романтизма. Фактически, он стал флагом романтизма. Флаг, который не потускнел и по сей день. С каждой сменой эпох открывается новый Рембрандт - верный признак его величия в мире искусства.

Архангел Рафаил покидает Товита и его семью, 1637
Архангел Рафаил покидает Товита и его семью, 1637

Жанровые картины и натюрморт

При склонности Рембрандта к изображению современности, он избегал использования в своих картинах популярных в то время социальных анекдотов. Действительно, некоторые из его работ (часто называемые жанровыми картинами) на самом деле являются гибридами, которые пересекают границы жанра или вообще не являются социально узнаваемыми. Например, в начале своей карьеры Рембрандт рисовал в основном головы стариков.

Голова старика, 1630
Голова старика, 1630

Эти рисунки - одновременно и портреты, и жанровые этюды. В зрелые годы художник написал серию портретов молодых девушек и женщин. Они одеты как служанки и часто держат в руках щетку или выглядывают из окна, как эта «Девушка, облокотившаяся на подоконник», 1645.

Девушка, облокотившаяся на подоконник, 1645
Девушка, облокотившаяся на подоконник, 1645

Натюрморты Рембрандта можно пересчитать по пальцам, но среди них есть общепризнанные шедевры - на одном из них изображена туша быка («Освежеванный бык»).

Туша быка, 1655
Туша быка, 1655

Рисунки

За исключением последнего десятилетия своей жизни, Рембрандт часто рисовал. Иногда эти рисунки были эскизами для будущих картин или гравюр, но некоторые были совершенно самостоятельными: до 1640-х годов художник предпочитал красный и черный мел, но позже перешел на тушь («Эскизы голов», 1666).

Эскизы голов, 1666
Эскизы голов, 1666

В ранние годы Рембрандт использовал для своих картин птичьи перья, которые позже были заменены тростниковыми, более мягкими и широкими, приближенными к кисти. Художники часто использовали разбавленные чернила, нанося их на картины, как, например, на представленную ниже картину «Шах Джехан с соколом на лошади». На этой картине изображен правитель Великих Моголов, построивший знаменитый Тадж-Махал.

Шах Джехан с соколом на лошади
Шах Джехан с соколом на лошади

Портреты

Около двух третей сохранившихся картин Рембрандта - портреты, и около четверти его гравюр - портреты. Пик творчества Рембрандта как портретиста пришелся на 1630-е годы, когда богатые и знаменитые жители Амстердама выстраивались в очередь перед его мастерской. «Портрет Йоханнеса Юттенбогерта» - один из таких заказных портретов.

Портрет Йоханнеса Уотенбогарта, 1633
Портрет Йоханнеса Уотенбогарта, 1633

Большинство портретов - поясные, как, например, «Портрет Николаса ван Бамбека».

Портрет Николаса ван Бамбека, 1641
Портрет Николаса ван Бамбека, 1641

Однако Рембрандт написал и несколько портретов в полный рост («Сюзанна ван Коллен, жена Жана Пелликорна, и ее дочь», 1632-1634). Однако самыми популярными заказами были групповые портреты. К ним относятся шедевры «Урок анатомии доктора Тюльпа», «Ночной дозор» и «Синдики».

Сюзанна ван Коллен, жена Жана Пелликорна, и ее дочь, 1632-1634
Сюзанна ван Коллен, жена Жана Пелликорна, и ее дочь, 1632-1634

Автопортреты

Сохранилось около 30 автопортретов Рембрандта. В этом жанре выполнены следующие картины: «Автопортрет», 1629;

Автопортрет, 1629
Автопортрет, 1629

«Охотник на выпей», 1639;

Охотник на выпей, 1639
Охотник на выпей, 1639

«Автопортрет», 1656-1658.

Автопортрет, 1656-1658
Автопортрет, 1656-1658

Сам Рембрандт изображен на двенадцати рисунках и двух гравюрах. Наконец, Рембрандт часто включал автопортреты в свои картины на библейские сюжеты. Особенно много автопортретов в ранний период творчества Рембрандта (конец 1630-х годов), но в целом автопортреты «запечатлевают» почти всю жизнь художника.

Гравюры

Рембрандт был блестящим гравером. Техника гравюры возникла в начале XVI века, и он был первым художником, осознавшим ее огромный потенциал. Гравюра «Доктор Фаустус» демонстрирует зрителям потенциал гравюры, способной соперничать с «настоящей» живописью. Чтобы сделать гравюру на металлической пластине, на нее сначала наносится слой кислотостойкого лака, который затем процарапывается иглой. Затем металлическую пластину окунают в кислоту и вытравливают процарапанное изображение. Выгравированная область защищается слоем лака. Затем лак удаляется, и пластина окунается в типографскую краску, после чего помещается в печатный станок и печатается на бумаге. Другой метод гравировки предполагает нанесение изображения непосредственно на металл, не покрывая его лаком. Эта техника известна как «сухая гравюра». Рембрандт часто совмещал обе техники в одной работе.

Доктор Фаустус, 1652
Доктор Фаустус, 1652

Религиозные образы

В наследии Рембрандта религиозные картины занимают второе место после портретов. Что касается гравюр и рисунков, то они превосходят по количеству портретные наброски художника. Интерес Рембрандта к религиозной живописи был обусловлен его личными предпочтениями, а в преимущественно протестантских Нидерландах того времени религиозная живопись не пользовалась особым спросом. За исключением художников Утрехта, католического центра Нидерландов, Рембрандт, похоже, был единственным голландским художником, регулярно работавшим над библейской историей. Именно она вдохновила Рембрандта на создание «Пира Валтасара» (1636-1638), а также ряда картин, изображающих другие важные события Библии (в том числе нескольких «портретов» Христа).

Пир Валтасара, 1635
Пир Валтасара, 1635
Голова Христа, 1648
Голова Христа, 1648

Классическая история и мифология

В картинах Рембрандта редко встречаются сюжеты из античной истории или мифологии, хотя некоторые из них очень известны (например, «Даная»). В последние годы жизни Рембрандт написал три портрета (Александра Македонского, Аристотеля и Гомера) для сицилийского коллекционера Антонио Руффо.

Гомер, диктующий стихи, 1663
Гомер, диктующий стихи, 1663

В 1661 году Рембрандт написал для амстердамской ратуши картину «Заговор Юлия Цивилиса», изображающую событие голландской античности - антиримский заговор 69 года до нашей эры. По неизвестным причинам картина была удалена из ратуши в 1663 году, причем в сильно обрезанном виде. Впрочем, возможно, это сделал сам Рембрандт, поскольку в таком виде картину было легче продать.

Заговор Юлия Цивилиса, 1661-1662
Заговор Юлия Цивилиса, 1661-1662

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: