Введение
Вся информация на моём канале была бы не полной, если бы я не упомянул хотя бы немного о "школе научного управления", которая является фундаментальной концепцией менеджмента. Эта концепция была сформулирована в конце XIX и начале XX веков в США и странах Западной Европы. Этот направление в менеджменте основано на убеждении в существовании оптимального способа организации труда и рационализации использования трудовых ресурсов с целью повышения эффективности производства.
История научного управления
Период конца XIX - начала XX веков в США и странах Западной Европы был отмечен бурным ростом промышленного производства и усилением конкурентной борьбы между предприятиями. Успехи науки и техники в этот период создали веру в возможность использования научных подходов для нахождения единственно правильных решений всех проблем, связанных с организацией производственных процессов и управлением ими.
Публикация книги инженера Фредерик Уинслоу Тейлор "Принципы научного управления" в 1911 году положила основу для целого ряда исследований в области новой науки - менеджмента.
Тейлор предлагал следующие основные положения для системы научного управления:
- Изучение процесса осуществления трудовых операций
- Отбор и обучение персонала на основе определения научно обоснованных критериев их деятельности
- Организация процесса взаимодействия руководителя и работника с целью достижения максимальной производительности труда
- Необходимость четкого распределения ответственности и обязанностей между руководителями и работниками.
Возникновение школы научного управления
Согласно представлениям Тейлора, эффективное управление предприятием должно осуществляться системно, на основе научно обоснованных методов и принципов управления. Организационная структура предприятия должна быть функциональной, и каждый менеджер должен нести ответственность за результативность работы своего функционального подразделения.
Гант и принципы научного управления
В основе представлений Ганта лежало понимание важности детального анализа стоящих перед предприятием задач, основанного только на научных подходах.
Гант разработал диаграмму, которая помогает планировать трудовой процесс исходя из всех материальных, финансовых, трудовых и временны́х ресурсов, необходимых для его осуществления.
Разделяя некоторые рекомендации Тейлора по методам создания эффективной организации, особое внимание Гант уделял вопросу социальной ответственности бизнеса и предлагал систему оплаты труда, делая акцент на большой заботе о рабочих, которые следовали инструкциям и вносили свои предложения по рационализации производственных процессов.
Применение научного управления
Школа научного управления была широко применена в различных отраслях промышленности, включая сталелитейную, химическую, текстильную и другие. Система научного управления помогла повысить производительность труда, снизить затраты и улучшить качества продукции.
Школа научного управления можно классифицировать следующим образом:
- Тейлор: Изучение процесса осуществления трудовых операций, отбор и обучение персонала, организация процесса взаимодействия руководителя и работника с целью достижения максимальной производительности труда.
- Гант: Разработка диаграммы для планирования трудового процесса и внимание к социальной ответственности бизнеса.
- Фрэнч и Лилия Гилбреты: Хронометрирование рабочих процессов, стандартизация операций и использование наук о поведении человека.
Школа научного управления также имеет свои недостатки:
- Привязанность к конкретной технологии и отсутствие гибкости при изменении технологии.
- Необоснованные предположения о человеческой природе и поведении.
- Пренебрежение важностью человеческого фактора и мотивации работников.
- Сложность внедрения системы научного управления, особенно в сложных организационных структурах.
Новаторство школы научного управления
Школа научного управления является новаторской за счет ее внимания к рационализации использования трудовых ресурсов, повышению производительности труда и улучшению качества продукции.
Она предлагает новую парадигму, в которой организация становится инструментом для достижения общественных благ, а не просто средством для достижения личной выгоды.
Заключение
Школа научного управления, представленная именами Тейлора, Гантта и других выдающихся мыслителей, стала подлинным прорывом в области менеджмента. В эпоху, когда преобладала интуитивная и эмпирическая практика управления, они выступили новаторами, предложив систематизированный, научно обоснованный подход к организации труда и повышению производительности. Их идеи о стандартизации, оптимизации процессов, мотивации персонала и функциональной организации заложили прочный фундамент для развития современных принципов управления. Несмотря на критику и эволюцию взглядов, наследие этих пионеров продолжает оказывать существенное влияние на бизнес-практику, напоминая нам о важности анализа, планирования и постоянного стремления к совершенству в управлении организациями.