Найти в Дзене
Горы. Камни. Люди

В бронзе и латуни: 23 метра истории

В 2015 году в Екатеринбурге завершилась реконструкция Широкореченского мемориала. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войны он не только обрёл новый современный облик, но и обзавёлся эпичным барельефом "Вехи Великой войны". Об этой монументальной скульптурной композици я уже однажды рассказывал на страницах своего канала, ссылку на публикацию вы обязательно найдёте ниже. Эпичный барельеф, содержащий в прямом смысле слова "вплавленные" в него исторические реликвии военных лет, произвёл впечатление на жителей и гостей города. После такого успеха появление ещё одной схожей по замыслу работы было, признаться, лишь вопросом времени. Лично для меня загадкой оставались только место её размещения – и, конечно же, тема будущего произведения. В 2018 году Свердловская железная дорога готовилась отметить свой 140-летний юбилей. К этой замечательной дате ветераны-железнодорожники выступили с просьбой создать памятник или скульптурную композицию, посвящённую истории и достижениям СвЖД. Действи

В 2015 году в Екатеринбурге завершилась реконструкция Широкореченского мемориала. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войны он не только обрёл новый современный облик, но и обзавёлся эпичным барельефом "Вехи Великой войны". Об этой монументальной скульптурной композици я уже однажды рассказывал на страницах своего канала, ссылку на публикацию вы обязательно найдёте ниже. Эпичный барельеф, содержащий в прямом смысле слова "вплавленные" в него исторические реликвии военных лет, произвёл впечатление на жителей и гостей города. После такого успеха появление ещё одной схожей по замыслу работы было, признаться, лишь вопросом времени. Лично для меня загадкой оставались только место её размещения – и, конечно же, тема будущего произведения.

В 2018 году Свердловская железная дорога готовилась отметить свой 140-летний юбилей. К этой замечательной дате ветераны-железнодорожники выступили с просьбой создать памятник или скульптурную композицию, посвящённую истории и достижениям СвЖД. Действительно, памятников железнодорожной тематики в Екатеринбурге, как ни странно, не так уж и много (довольно "попсовые" фигуры у здания старого вокзала, естественно, не в счет). И вот, в июле 2018 года у здания Управления Свердловской железной дороги на улице Челюскинцев появился барельеф, который называется "Железные дороги в истории России". О нём я и хочу поведать вам сегодня.

Здание Управления Свердловской железной дороги на улице Челюскинцев. Памятник-барельеф, о котором пойдёт речь, расположен подле него в сквере имени Бабыкина
Здание Управления Свердловской железной дороги на улице Челюскинцев. Памятник-барельеф, о котором пойдёт речь, расположен подле него в сквере имени Бабыкина

Новый памятник "притаился" в глубине сквера, который прилегает к зданию Управления СвЖД в границах улиц Челюскинцев, Гражданской и Печерской. В 2017 году это общественное пространство на средства РЖД реконструировали, привели в порядок и немного "осовременили": здесь уложили тротуарную плитку, установили новые скамейки, организовали освещение, высадили десятки новых деревьев и кустарников, разбили газоны и цветники. Сквер, который до этого был безымянным, получил имя Константина Бабыкина – выдающегося уральского архитектора, благодаря которому в городе появились не только уже упомянутое выше здание Управления СвЖД, но и многие другие образчики советской архитектуры, без которых город в наши дни представить уже сложно. Об этом человеке я обязательно расскажу подробнее как-нибудь в другой раз в рамках цикла статей "Они построили Екатеринбург", который начал ещё три года назад. Ну а сейчас мы отвлеклись от основного рассказа.

Один из создателей барельефа, художник Сергей Титлинов, рассказывает о изображённых на нём деталях на церемонии открытия 20 июля 2018 года. Фотография с сайта "Екатеринбург Онлайн" (https://www.e1.ru/text/gorod/2018/07/20/65172581)
Один из создателей барельефа, художник Сергей Титлинов, рассказывает о изображённых на нём деталях на церемонии открытия 20 июля 2018 года. Фотография с сайта "Екатеринбург Онлайн" (https://www.e1.ru/text/gorod/2018/07/20/65172581)

Авторами нового барельефа стали художник Сергей Титлинов и архитектор Александр Медведев – тот самый творческий "тандем", который до этого работал над обновлённым Широкореченским мемориалом. Барельеф на железнодорожную тематику, конечно, не столь эпичный, но все-таки весьма впечатляющий – его длина составляет 23 метра, высота – 4 метра. На его изготовление ушло более 15 тонн латуни. По уже сложившейся традиции барельеф изобилует множеством мелких деталей. Сам я не проверял, но утверждают, что одних только человеческих фигур здесь можно насчитать более восьмисот, причём 118 из них имеют проработанные лица и изображают вполне конкретных исторических личностей, сыгравших значительную роль в становлении и развитии отечественных железных дорог. Немудрено, что на вдумчивое изучение барельефа уйдет не меньше получаса. Специально для этого в РЖД даже разработали мобильное приложение "ПроЖД. Виртуальная экскурсия", скачать которое можно по QR-коду, размещённому на барельефе. Приложение содержит подробный интерактивный гид по памятнику: наводя камеру смартфона на отдельные детали, можно получить историческую справку о тех или иных событиях, персоналиях и объектах техники.

Общий вид барельефа. Летом здесь красивее, сейчас клумбы и газоны скрыты под слоем снега
Общий вид барельефа. Летом здесь красивее, сейчас клумбы и газоны скрыты под слоем снега

Первое, что бросается в глаза, когда видишь барельеф – это то, что состоит он из трёх больших частей. Каждая из них символизирует один из этапов развития железных дорог в нашей стране. Левая – во времена Российской Империи, центральная, самая большая – во времена Советского Союза, правая – в современной России. Вся история как бы расколота на части широкими трещинами, одна из которых символизирует крушение царской России и лихолетье Гражданской войны, а другая – развал СССР с последовавшим за ним хаосом и позором ельцинских девяностых. Единственное, что объединяет эти "осколки" – стальные рельсы железнодорожных путей. Фрагменты рельсов, кстати, подлинные, относящиеся ко вполне определенным историческим эпохам, о чём свидетельствуют клейма. Тут и демидовская уральская сталь, и продукция Кузнецкого металлургического завода имени Сталина, и более современные образцы.

Все рельсы на барельефе подлинные и имеют соответствующие клейма. На этом фрагменте, например, клеймо Надеждинского завода (ныне город Серов) и дата – 1877 год
Все рельсы на барельефе подлинные и имеют соответствующие клейма. На этом фрагменте, например, клеймо Надеждинского завода (ныне город Серов) и дата – 1877 год

Начнём с левой, "царской" части барельефа. Что здесь притягивает внимание в первую очередь? Конечно же, центральная фигура, изображающая императора Николая I. Именно при нём в России зародилось и начало стремительно развиваться железнодорожное сообщение: в 1837 году император подписал указ о строительстве Царскосельской железной дороги, а уже в 1842 году – о строительстве магистрали между Петербургом и Москвой, которую долгое время называли Николаевской железной дорогой. Считается, что именно по указанию Николая I для отечественных железных дорог была выбрана ширина колеи 1524 мм – чтобы затруднить их использование потенциальным противником во время войны. Левее самодержца изображён первый паровоз механиков Черепановых – один из "брендов" Урала, а правее – паровоз Гаркворта, курсировавший по Царскосельской железной дороге. Здесь же, за разведённым Дворцовым мостом через Неву в Петербурге, можно увидеть вагон императорского поезда – именно в таком вагоне в 1917 году Николай II прибыл во Псков, где подписал отречение от престола, положив начало череде событий, впоследствии привёдших его в дом Ипатьева в Екатеринбурге.

Чуть выше фигуры Николая I паровоз на фоне Свято-Троицкого собора в Перми и крестьянина, идущего за плугом, мчится в сторону старого екатеринбургского вокзала. Как несложно догадаться, эта сценка символизирует Горнозаводскую железную дорогу – первую на Урале. Долгое время она была автономной, и лишь в 1896 году соединилась с основной железнодорожной сетью страны, получив выход на Транссиб в Челябинске. Уходящие вдаль пути с толпами рабочих символизируют бум железнодорожного строительства, который пришёлся на конец XIX – начало XX века. Здесь же можно увидеть семью железнодорожника, паровоз серии Г на фоне дымящих заводских корпусов и фигуры трёх виднейших исторических деятелей той эпохи. Сергея Юльевича Витте и Петра Аркадьевича Столыпина, думаю, представлять не нужно, а вот стоящего между ними Павла Петровича Мельникова – первого министра путей сообщения Российской Империи – узнают далеко не все. Заканчивается эта часть барельефа обрывками из "Интернационала": "Весь мир насилья мы разрушим... Мы наш новый мир построим!".

Во второй части барельефа общий тон задаёт паровоз серии Су – знаменитая "сушка", первенец советского паровозостроения. Здания, на фоне которых он проносится, тоже вполне узнаваемы – это заводоуправление Уралмаша, управление Свердловской железной дороги (рядом с которым, собственно, и находится барельеф) и здание Наркомата путей сообщения в Москве. Здесь же перечислены великие стройки первых пятилеток: Уралмаш, Уралэлектромедь, Волховская ГЭС, Турксиб, Кузбасс, Магнитка, ДнепроГЭС. Над всем этим навстречу новой жизни уверенно шагают физкультурницы. Рядом изображены наркомы путей сообщения довоенных лет, Феликс Эдмундович Дзержинский и Лазарь Моисеевич Каганович. В нижней части – отсылка к военным годам: рабочие, занятые ремонтом паровоза, уходят на фронт, а рядом уже кипит строительство (или ремонт) прифронтовой железной дороги на фоне вагона-теплушки. Великая Отечественная война представлена названиями городов-героев, советским флагом, развевающимся над горящим Рейхстагом и Бранденбургскими воротами в Берлине, и сценой возвращения фронтовиков домой. Основная фигура этой части барельефа – сержант с орденами Красного Знамени и Красной Звезды. А вот за его спиной – сплошь Герои Советского Союза с золотыми звёздами.

Послевоенные годы. Под строчкой из знаменитой песни Давида Тухманова "Мой адрес – Советский Союз" шагают вперёд геологи-первопроходцы, создаются атомная (Свердловск-44, Челябинск-40) и космическая (Байконур) отрасли, строится Байкало-Амурская магистраль. В бесконечность уходят цеха с новенькими электровозами ВЛ8. Здесь же – выдающиеся советские министры путей сообщения, Борис Павлович Бещев и Николай Семёнович Конарев. Очередному чёрному "перелому" в истории страны предшествуют Большой Кремлевский дворец без государственного флага СССР и Дом правительства с поднятым над ним российским триколором. Соответственно, третья часть барельефа – новейшая российская история. Под строчкой из гимна Российской Федерации – семья железнодорожника и современные великие стройки: космодром "Восточный", порты Усть-Луга и Сабетта. На фоне нового екатеринбургского вокзала проносится "Ласточка", ниже у Ленинградского вокзала в Москве ожидает отправления скоростной поезд "Сапсан". Рядом – фигуры отца и сына с атласом железных дорог в руках, символизирующие преемственность поколений железнодорожников.

Разумеется, если у вас есть такая возможность, рекомендую вам увидеть этот барельеф своими глазами, поскольку фотографии не передают всего масштаба композиции и качества проработки мельчайших деталей. Кстати, в начале статьи я обещал вам ссылку на публикацию о Широкореченском мемориале с барельефом "Вехи Великой войны" – вот она. Впрочем, если вы интересуетесь железнодорожной тематикой, вам в первую очередь стоит посетить не Екатеринбург, который ассоциируется в этом ключе разве что с эпичным взрывом на станции Свердловск-Сортировочный в 1988 году, а соседний Челябинск. Именно там расположен прекрасный музей Южно-Уральской железной дороги, содержащий, помимо прочего, ещё и выставку железнодорожной техники под открытым небом.