За несколько лет существования этого канала я уже успел рассказать вам о многих уральских городах, их истории и повседневной жизни. При этом крупные областные центры – Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Тюмень – я вниманием незаслуженно обделил. И если истории Екатеринбурга мы неоднократно косвенно касались в рамках соответствующих публикаций, то столица Южного Урала довольно долгое время оставалась незаслуженно обделённой моим вниманием. Лишь недавно я начал рассказывать вам о местных достопримечательностях. А сегодня пришла пора поговорить о том, как, собственно, возник этот промышленный гигант, стоящий на реке Миасс...
В начале XVIII века Средний Урал активно осваивался – разведывались подземные богатства, строились горные заводы. При этом на территории современной Челябинской области крупных поселений практически не было. Граница между лесом и степью, проходившая примерно по нынешней границе между Свердловской и Челябинской областями, одновременно служила естественной границей между освоенными землями и степной вольницей. Южнее лежала вотчина башкир и южных кочевых народов из казахских степей. Набеги степняков на русские поселения в то время случались регулярно: от них страдали даже крупные Екатеринбургский и Каменский заводы. Наследие тех времен, например – посёлок с говорящим названием Горный Щит, ныне почти слившийся с южными окраинами Екатеринбурга.
Русским фронтиром в степи была Теченская слобода, основанная в 1682 году – первое русское поселение на территории современной Челябинской области. Именно это село было назначено своеобразной базой снабжения для созданной в 1734 году Оренбургской экспедиции. Целью этой экспедиции, которую возглавил сподвижник Петра I Иван Кириллович Кирилов (одна буква "л" в фамилии – не опечатка), было налаживание торговых контактов с народами Средней и Центральной Азии с дальнейшим прицелом на их присоединение к Российской Империи. Цели экспедиции изначально касались Средней Азии и Приаралья, но на деле пришлось решать куда более насущные и близкие вопросы. Историк Пётр Столпянский впоследствии писал:
"План Кирилова на деле оказался не столь легко осуществим. Пришлось мечтать не об устроении флотилии на Аральском море, не о снаряжении торговых караванов из Оренбурга через киргизскую степь в богатую золотом, пряностями, драгоценными камнями и тонкими тканями благодатную Индию. Нет! Пришлось вести упорную кровавую борьбу за каждый шаг, за каждый кусочек номинально числящейся за нами земли, вести борьбу на два фронта с двумя народностями, тоже номинально состоящими в нашем подданстве: башкирами и киргизами...".
Уже первые шаги Оренбургской экспедиции, выразившиеся в закладке Верхояицкой (ныне город Верхнеуральск) и Оренбургской (ныне город Орск) крепостей, привели к крупнейшему в истории башкирскому восстанию, охватившему всё междуречье Белой и Тобола. Когда в начале 1736 года из-за постоянных нападений башкир на обозы с продовольствием и фуражом Верхнеяицкая крепость фактически лишилась снабжения, из-за чего почти весь гарнизон погиб от голода и обморожений, Кирилов, что называется, психанул и повелел на всём пути от Теченской слободы до Оренбургской крепости построить укреплённые форты на расстоянии дневного перехода друг от друга. Именно так в один год в степи появился целый ряд новых русских поселений – Челябинск, Чебаркуль, Еткуль, Миасское...
13 сентября 1736 года по указанию полковника Алексея Ивановича Тевкелева очередная крепость была заложена в обширной котловине на берегу реки Миасс. Место для её постройки определил майор Яков Павлецкий, он же осуществлял непосредственное руководство строительством. Земли эти принадлежали башкирскому тархану Таймасу Шаимову, который получил их в дар от императрицы Анны Иоанновны за содействие, оказанное в своё время русской дипломатической миссии, направленной к казахам Малого Жуза. Тогда посольство завершилось успехом, Малый Жуз вошёл в состав Российской Империи, а Шаимов получил российское подданство и крупный земельный надел, освобожденный от податей. Впоследствии он охотно сотрудничал с русскими и выступал посредником между мятежными башкирами и царскими властями. О биографии и судьбе этого неординарного человека мы когда-нибудь обязательно поговорим в рамках отдельной публикации.
Местечко, где была заложена крепость, было известно как Челяба. В наши дни историки практически однозначно выводят этот топоним от башкирского слова "силябе", что переводится как "впадина", "неглубокая яма" и довольно метко характеризует котловину меж холмов, занятую современным городом. Есть, конечно, и альтернативные версии. Так, многие исследователи делают отсылку к тюркскому корню "селяби", что переводится как "благородный" – якобы это был один из неофициальных титулов вышеупомянутого Таймаса Шаимова. 20 июня 1742 года немецкий путешественник Иоганн Гмелин оставил первое сохранившееся до наших дней описание Челябинской крепости:
"Эта крепость также находится на реке Миасс, на южном берегу, она похожа на Миасскую, но побольше. Окружена она только деревянными стенами из лежащих брёвен. Каждая стена имеет примерно 60 саженей. Она заложена вскоре после Миасской крепости, а имя получила от ближайшего к ней леса, именуемого по-башкирски Челябе-Карагай".
Вскоре Челябинская крепость стала административным центром просуществовавшей вплоть до конца XVIII века Исетской провинции. Здесь появились каменный храм, канцелярия, ратуша, резиденция воеводы и другие необходимые административные и общественные здания. В начале 1770-х годов, накануне восстания Пугачева, население Челябинска не превышало полутора тысяч человек: здесь жили 350 казаков и полторы сотни купцов, квартировала пехотная рота, а остальную часть населения составляли крестьяне – в основном из соседнего Шадринска. В годы пугачёвщины Челябинская крепость выдержала довольно продолжительную осаду, отразив несколько штурмов, но в конце концов всё же была сдана мятежникам, будучи практически отрезанной от снабжения. Отбить город удалось только армейскому корпусу под командованием секунд-майора Гагрина, подошедшему из Екатеринбурга спустя несколько месяцев.
В 1782 году в ходе очередной административной реформы Челябинск стал уездным городом Оренбургской губернии. Именно тогда указом императрицы Екатерины ІI он получил свой довольно необычный герб, который сохраняется за ним и поныне. Как говорилось в указе, на гербе изображён "навьюченный верблюд в знак того, что в сей город оных довольно с товарами приводят". Изображение на гербе до сих пор вызывает лёгкое недоумение у простых обывателей – ведь верблюды в окрестностях Челябинска, как известно, не водятся. Вплоть до конца ХІХ века Челябинск оставался тихим уездным городом. Здесь велась торговля, действовала ярмарка, но население не превышало 15 тысяч человек и ничто не располагало к тому, что жизнь города в одночасье изменится. А она изменилась – благодаря решению Александра III, который при утверждении проекта Транссибирской магистрали остановился на варианте, проходившем через Челябинск, а не через соседний Екатеринбург. Так город в одночасье стал настоящими воротами в Сибирь, а уже в 1896 году, когда железная дорога соединила Челябинск с Екатеринбургом, через него потекли грузы ещё и с горнозаводского Урала. Впрочем, об этих судьбоносных для Челябинска событиях я уже однажды рассказывал.
Буквально за несколько лет Челябинск вышел на ведущие позиции в стране по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. Этому способствовало и активное освоение Сибири, начавшееся после отмены крепостного права. Десятки тысяч крестьян ринулись на восток из перенаселенных центральных губерний, поднимая сибирские пашни, расчищая поля, занимаясь земледелием и скотоводством. Рост производства зерна в Сибири в те годы называли "хлебной горячкой". Сибирское зерно было настолько дешёвым, что для защиты интересов убыточных помещичьих хозяйств центральных регионов России власти были вынуждены ввести так называемый "челябинский тарифный перелом". В то время тариф на транспортировку грузов по железной дороге зависел от расстояния: чем дальше везли груз, тем меньше нужно было платить за каждую версту. Согласно новому распоряжению все "скидки" при провозе хлеба через Челябинск обнулялись, то есть расстояние как бы начинало отсчитываться заново, что разом привело к удорожанию сибирского хлеба на 20-25%, практически сравняв его цену с хлебом из центральных губерний.
Подробнее об этой эпохе в развитии Южного Урала и Зауралья я планирую рассказать в отдельной статье, когда мы будем разбирать историческую подоплёку романа Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка "Хлеб". Сейчас же упомяну лишь о последствиях, которые "тарифный перелом" имел непосредственно для Челябинска. А последствия оказались неожиданными. В первые же годы действия "перелома" вокруг Челябинска хлебными магнатами были построены сотни мукомольных мельниц – ведь при прочих равных условиях транспортировать муку было выгоднее, чем зерно. Помимо этого в Челябинске спонтанно возникла торговая биржа, которая в первый же год своего существования заняла первое место в стране по общей сумме заключенных на ней хлебных сделок. В городе один за другим создавались филиалы крупных российских купеческих контор и иностранных фирм, а Челябинск превратился в крупнейший центр мукомольного производства и хлеботорговли во всей Российской Империи. За двадцать лет его население выросло в пять раз, а площадь городской застройки увеличилась вдвое, вмещая более полутора тысяч торговых и промышленных предприятий. За столь стремительный рост Челябинск даже прозвали зауральским Чикаго.
В непростые годы, последовавшие за революцией 1917 года, в Челябинске разворачивались ключевые события Гражданской войны. Именно здесь в ночь с 26 на 27 мая 1918 года началось восстание Чехословацкого корпуса, который оказался весьма грозной силой, брошенной на весы войны. Сам Челябинск несколько раз переходил из рук в руки: советская власть здесь формально была установлена в конце 1917 года, в мае 1918 года город захватили чехословаки, вступившие в войну на стороне Белого движения, а в июле 1919 года город был практически без боя сдан красным: генерал Оскар Иосифович Каппель планировал заманить части красных в город и отрезать их от основных сил быстрыми фланговыми ударами, но замысел не удался. После месяца ожесточенных боев фронт дрогнул и покатился дальше на восток. А уже З сентября 1919 года Челябинск был объявлен центром вновь созданной Челябинской губернии. После упразднения губерний город какое-то время был окружным центром огромной Уральской области, впоследствии разделённой на Свердловскую, Челябинскую и Обско-Иртышскую. Сам Челябинск тогда хотели переименовать в Кагановичград, но вовремя одумались.
В годы первых советских пятилеток Челябинск стал одним из крупнейших в стране промышленных центров. Здесь были построены тракторный, абразивный, ферросплавный, электродный, танкостроительный, цинковый заводы. А с началом Великой Отечественной войны, когда на Урал были эвакуированы сразу несколько сотен предприятий, Челябинск превратился в настоящего промышленного гиганта. Чтобы понять масштабы "великого переселения промышленности", достаточно сказать, что буквально за год население города возросло с 270 до 650 тысяч человек. Именно тогда Челябинск получил неофициальное прозвище Танкоград: каждая пятая боевая машина, выпущенная в годы войны, была сделана в Челябинске, а в каждой третьей в том или ином виде (в основном, в виде двигателей и топливных насосов) присутствовала челябинская сталь. В канун Курской битвы жители Челябинска приняли деятельное участие в формировании знаменитого Уральского добровольческого танкового корпуса, который немцы называли "дивизией черных ножей".
После войны челябинские предприятия оказали неоценимую помощь в восстановлении советской промышленности, поставляя оборудование, технику и квалифицированные кадры в Сталинград и на Донбасс. Как ключевой для советской промышленности город Челябинск уже в 1945 году вошёл в число 20 городов Советского Союза, которые американцы планировали подвергнуть атомной бомбардировке. Естественно, во все последующие подобные планы Челябинск тоже включался – менялось только число ядерных зарядов, которые американцы готовы были на него потратить. Одной из целей американского разведчика Гэри Пауэрса, самолёт которого сбили в небе над Свердловском 1 мая 1960 года, была аэрофотосъёмка в том числе и челябинских промышленных предприятий. Остается только гадать, сколько американских ядерных боеголовок нацелены на Челябинск в наши дни...
Будучи сугубо индустриальным городом, Челябинск тяжело пережил развал Советского Союза и последовавшую за ним вакханалию ельцинских девяностых. Предприятия закрывались, уровень безработицы зашкаливал, начался стремительный отток населения. К сожалению, решая острые социальные и экономические вопросы, долгое время городские власти совершенно не уделяли внимания благоустройству и внешнему облику города. В последние годы наметились некоторые позитивные перемены, однако Челябинск и по сей день производит впечатление города, застрявшего где-то в конце 90-х. Облупившиеся фасады, обилие визуального загрязнения в виде убогой уличной рекламы, дешёвые аттракционы, ларьки и помойки – всё это производит удручающее впечатление. Накладывает отпечаток и экологическая ситуация. Когда майор Яков Павлецкий выбирал место для Челябинской крепости, он явно не рассчитывал на то, что через двести лет в городе будут работать сотни промышленных предприятий. Челябинск располагается в своеобразной чаше среди холмов, из-за чего смог накрывает город с завидной регулярностью. Так называемый "режим неблагоприятных метеоусловий" действует в Челябинске практически половину дней в году, а иногда и больше.
Впрочем, если вам повезёт оказаться в городе в погожий день, он все же сможет порадовать вас хорошей прогулкой и неплохими видами. Конечно, для города-миллионника достопримечательностей здесь не так уж и много, но они есть. От себя рекомендую обязательно прогуляться по парку Алое поле и по пешеходной улице Кирова, посетить отличный краеведческий музей на набережной Миасса, где можно увидеть фрагменты знаменитого метеорита "Челябинск", наделавшего шума на Южном Урале 15 февраля 2013 года. При желании и возможности можно посетить центральный парк культуры и отдыха имени Гагарина, пройтись мимо главного корпуса Южно-Уральского государственного университета, посетить театр оперы и балета или органный зал "Родина", где можно услышать орган, который многие исполнители считают одним из лучших в мире. И, конечно же, рекомендую побывать в городском саду имени Пушкина, где можно увидеть настоящий раритет – паровоз Ес350, которому было суждено войти в историю как "Красный коммунар".