Найти тему
Горы. Камни. Люди

Секреты мемориала на Широкой Речке

Сейчас этот факт не на слуху, но раньше одно из крупнейших кладбищ Екатеринбурга, Широкореченское, в народе носило совсем другое название. Его называли Военным. Хотя основано оно было ещё в январе 1941 года, одними из первых похороненных здесь стали сотни солдат и офицеров, скончавшихся от ран и болезней в госпиталях Свердловска в годы Великой Отечественной войны.

Широкореченский мемориал в конце 1970-х годов. Фотография из открытых источников
Широкореченский мемориал в конце 1970-х годов. Фотография из открытых источников

В 1944 году участок кладбища, на котором были погребены бойцы Красной армии, было решено отделить от прочих захоронений оградой с воротами, а над могилами воинов возвести монумент в виде обелиска. Его создание было поручено известному свердловскому архитектору Моисею Рейшеру. Под его руководством в своё время были построены, к примеру, здание горсовета, где ныне размещается Администрация города Екатеринбурга, и знаменитая Белая башня на Уралмаше, о которой я обязательно расскажу в одной из следующих своих статей. Рейшер управился быстро – проект был разработан за пару месяцев, а в 1946 году обелиск был закончен. Памятник изготовили из серого гранита, привезённого с берегов озера Шарташ, его высота составила 10,6 метра.

Стелла из красного гранита высотой 25 метров, установленная в 1985 году
Стелла из красного гранита высотой 25 метров, установленная в 1985 году

Примечательно, что с каждой новой реконструкцией обелиск становился всё выше. Так, в 1975 году его высота увеличилась до 14,3 метров, а в 1985 году – и вовсе до 25 метров. Правда, при этом стела утратила свой исторический вид – серый природный гранит заменили красным, полированным. К 30-летию Победы индивидуальные надгробия заменили мемориальной стеной, на которой укрепили 18 щитов с фамилиями 1 тысячи 532 солдат и офицеров. Изготовлением щитов в металле занимались крупнейшие заводы Свердловска, заказ поделили между собой Уралмаш, Эльмаш, Химмаш, заводы имени Калинина и Свердлова и даже секретный в то время "атомный" завод № 333.

Металлические щиты с фамилиями более чем 1,5 тысяч солдат и офицеров
Металлические щиты с фамилиями более чем 1,5 тысяч солдат и офицеров

Есть в композиции Широкореченского мемориала одна маленькая деталь, скрывающая большую и довольно-таки неприглядную ложь. Это табличка близ восточной стены, сообщающая что здесь в том числе похоронены воины, чьи имена не установлены. В чём подвох? Да всё очень просто. В 1981 году было решено перенести к мемориалу останки военнослужащих с других кладбищ Свердловска, чтобы сгруппировать захоронения в одном месте. На Михайловском, Лютеранском, Нижне-Исетском и Татаро-башкирском кладбищах к тому моменту числилось порядка двух сотен индивидуальных захоронений воинов Красной армии. Что же, сказано – сделано. На каждое кладбище быстро привезли по одному (!) деревянному гробу. Заполнив гробы землёй, их торжественно захоронили в "братской могиле" у мемориала. После этого памятники над могилами погибших бойцов на других кладбищах были быстро демонтированы и переработаны на щебень на Шарташском каменно-щебеночном карьере. Кости почти двухсот солдат с теперь уже действительно неизвестными именами до сих пор лежат на городских кладбищах.

Неприметная деталь мемориального комплекса, скрывающая за собой не самую лицеприятную историю
Неприметная деталь мемориального комплекса, скрывающая за собой не самую лицеприятную историю

Как водится, о воинских памятниках в нашей стране вспоминают в основном накануне красивых дат. В рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы мемориальный комплекс был полностью обновлён – обелиск почистили и отполировали, территорию замостили новыми плитами, обновили облицовку стен, отреставрировали мемориальные плиты с именами погибших, организовали ночную подсветку. Впервые в истории города был зажжён Вечный огонь в память о погибших в Великой Отечественной войне – до этого в Екатеринбурге был лишь один Вечный огонь, на площади Коммунаров, да и тот в память о погибших в годы Гражданской войны.

Вечный огонь перед гранитной стелой
Вечный огонь перед гранитной стелой

Но самым главным новшеством стали шесть бронзовых барельефов, которые установили на западной стене мемориала. Каждый барельеф – огромная панорама 6 метров длиной и 2 метра высотой, на которой в бронзе запечатлены ключевые вехи и события истории Великой Отечественной войны. Здесь я не буду подробно описывать сюжет каждой композиции, лишь сделаю акцент на некоторых деталях, которые показались мне интересными или, наоборот, немного неуместными. И, конечно же, расскажу о нескольких небольших секретах, сокрытых в металлических полотнах, на которые едва ли обратит внимание непосвящённый зритель.

Барельеф "Битва за Москву"
Барельеф "Битва за Москву"

Первый барельеф носит название "Битва за Москву". В его левой части рядом с телом убитого красноармейца можно увидеть настоящую винтовку Мосина, вплавленную в бронзу. Её нашли поисковики на местах боёв под Москвой. Немного непонятно, что здесь делают строчки из стихотворения Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом", сюжет которого относится больше к 1942 году, нежели к начальному периоду войны. Присутствие Казанской иконы Божией Матери в центральной части барельефа как минимум спорно, хотя, быть может, кто-то посчитает его уместным. В правой части барельефа изображён, кажется, маршал Жуков, но лично я не могу поручиться, что это не маршал Тимошенко – идентифицировать фигуру однозначно не так уж и просто.

Барельеф "Блокада Ленинграда"
Барельеф "Блокада Ленинграда"

Второй барельеф – "Блокада Ленинграда". Среди рядов немецкой пехоты в его левой части в глаза сразу бросаются два артиллерийских орудия большого калибра, одно из которых подозрительно напоминает знаменитую "Дору", а другое – самоходную мортиру "Карл". Орудия этих типов в боях под Ленинградом не участвовали. Исаакиевский собор в центральной части барельефа на фоне Дворцового моста и Петропавловской крепости как-то немного не смотрится, но это, как говорится, дело вкуса. В остальном барельеф выглядит очень органично, особенно удалась его правая часть, изображающая ледовую Дорогу жизни, эпизоды из битвы на Невском пятачке и встречу воинов Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 года.

Барельеф "Сталинградская битва"
Барельеф "Сталинградская битва"

Далее – "Сталинградская битва". Центральная часть барельефа – своеобразный круговорот, в центре которого панорама руин Сталинграда. Ей, на мой взгляд, немного не хватает рельефности и проработки деталей. "Вытягивают" образ только мельница Гергардта и детские фигурки знаменитого фонтана "Бармалей". В нижней части "круговорота" можно найти вплавленные в бронзу хвостовики мин и камень разрушенного дома, найденные на местах боёв в нынешнем Волгограде. Правая часть барельефа, изображающая сцены переправы красноармейцев через Волгу, и левая, со сценами разгрома армии фельдмаршала Паулюса, в целом выполнены весьма выразительно. Сложно идентифицировать фигурку в генеральской папахе справа сверху – по логике это, очевидно, Константин Константинович Рокоссовский, но я не уверен на все сто.

Барельеф "Битва на Курской дуге"
Барельеф "Битва на Курской дуге"

Двигаемся дальше. "Битва на Курской дуге". Центральную часть барельефа занимают подбитый немецкий танк "Тигр" и как бы подминающий его под себя советский Т-34. Ещё несколько "Тигров" горят чуть поодаль, наших танков больше нет. Зато в нижнюю часть барельефа вплавлены настоящие гильзы от снарядов, найденные поисковиками под Прохоровкой. Где-то здесь должны быть и звёздочки с офицерских погонов, найденные там же, но мне на глаза они не попались. Сверху – строки из песни Булата Окуджавы "Нам нужна одна победа", написанной лишь в 1970 году для фильма "Белорусский вокзал". Хорошая песня, но явно не военных лет. В левой части барельефа мы видим уральских сталеваров и конвейер, на котором идёт сборка самоходок ИСУ-152 – не самый очевидный выбор техники, не противоречащий, впрочем, исторической действительности.

Барельеф "Освобождение Европы от нацизма"
Барельеф "Освобождение Европы от нацизма"

"Освобождение Европы от нацизма". В целом барельеф удался, особенно его центральная часть, изображающая штурм Рейхстага, и правая, посвящённая освобождению узников концентрационных лагерей. А вот левая часть подкачала. Черчилль, Рузвельт и Сталин на Ялтинской конференции здесь вполне к месту, а вот здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (построенное, кстати, только в 1951 году) и страницы Всеобщей декларации прав человека 1948 года, что называется, ни к селу, ни к городу. На мой взгляд, уместнее было бы изобразить здесь сцену, посвящённую Нюрнбергскому трибуналу. Кстати, строки песни Михаила Ножкина "Последний бой" были написаны лишь спустя два с лишним десятилетия после войны, в 1968 году.

Барельеф "Победители"
Барельеф "Победители"

Наконец, последний барельеф – "Победители". Он отчего-то почти на метр длиннее предыдущих. В барельеф вплавлена медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", её можно увидеть под заключительными строчками стихотворения Константина Симонова "Жди меня, и я вернусь...". Последняя строчка стихотворения – "...просто ты умела ждать, как никто другой!" – очень здорово смотрится рядом со сценой встречи солдата с возлюбленной. Правда, слово "никто" почему-то написано раздельно. Правая часть барельефа тоже очень пронзительна, при этом вся композиция выстроена так, будто бы полки, марширующие по Красной площади, склоняют знамёна поверженных нацистских частей перед скорбящим солдатом и оплывшей могилой на фоне бескрайних полей.

Впрочем, на фоне огромного количества любовно проработанных деталей отдельные придирки, которые я озвучил выше – капля в море. В целом же серия барельефов, несмотря на мелкие огрехи и некоторые спорные моменты, получилась очень достойной и интересной. Не зря, как говорят, композиции разрабатывались в тесном сотрудничестве с историками, поисковиками, ветеранами и представителями общественности – всего проект оценивали более пятисот человек. Удачным решением было вплавить в барельефы реальные исторические артефакты, которые привнесли в композиции свою "изюминку". Последняя реконструкция будто бы вдохнула новую жизнь в Широкореченский мемориал, о котором до этого вспоминали разве что непосредственно в День Победы. Теперь это настоящая достопримечательность, притягивающая внимание туристов, любопытствующих, да и просто случайных прохожих даже в будние дни. И это здорово, ведь чем чаще мы вспоминаем об истории нашей страны, тем дольше в наших сердцах будет жить память о тех, кто пожертвовал жизнью ради мирного неба над нашими головами. А о других по-настоящих живых памятниках воинской доблести уральцев, которые можно увидеть на улицах Екатеринбурга, я уже рассказывал раньше.