Найти в Дзене
Горы. Камни. Люди

Золотое наследие железного пути

В этом году Южно-Уральская железная дорога отметила свой 90-летний юбилей: приказ о её создании был подписан 4 января 1934 года. Девяносто лет – и без того достаточно почтенный возраст, но на деле история многих железнодорожных веток, которые впоследствии вошли в состав ЮУрЖД, насчитывает уже без малого полтора века. Например, линия Оренбург-Самара была введена в эксплуатацию ещё в 1877 году, а Самаро-Златоустовская железная дорога вступала в строй отдельными участками и достигла Челябинска уже к 1892 году. Так что ЮУрЖД имеет долгую и славную историю. Несколько месяцев назад мне впервые довелось посетить музей этой железной дороги, расположенный в Челябинске. О его экспозиции речь и пойдёт сегодня. Официальное название музея, который между собой челябинцы обычно называют просто железнодорожным, на самом деле звучит более вычурно и помпезно – Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги. Расположен он, что вполне логично, на привокзальной площади, буквально в нескольких

В этом году Южно-Уральская железная дорога отметила свой 90-летний юбилей: приказ о её создании был подписан 4 января 1934 года. Девяносто лет – и без того достаточно почтенный возраст, но на деле история многих железнодорожных веток, которые впоследствии вошли в состав ЮУрЖД, насчитывает уже без малого полтора века. Например, линия Оренбург-Самара была введена в эксплуатацию ещё в 1877 году, а Самаро-Златоустовская железная дорога вступала в строй отдельными участками и достигла Челябинска уже к 1892 году. Так что ЮУрЖД имеет долгую и славную историю. Несколько месяцев назад мне впервые довелось посетить музей этой железной дороги, расположенный в Челябинске. О его экспозиции речь и пойдёт сегодня.

Официальное название музея, который между собой челябинцы обычно называют просто железнодорожным, на самом деле звучит более вычурно и помпезно – Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги. Расположен он, что вполне логично, на привокзальной площади, буквально в нескольких сотнях метров от станции Челябинск-Главный – так сказать, в самом "железнодорожном сердце" города. Музейная экспозиция, которую жители и гости Челябинска могут посетить ежедневно со вторника по субботу, начала формироваться ещё в 70-х годах прошлого века, однако вплоть до недавнего времени не имела постоянной "прописки" и периодически меняла место дислокации. Она успела побывать и в Доме культуры железнодорожников, и на улице Цвиллинга, где ныне находится учебно-методический центр РЖД, и в библиотеке Челябинского железнодорожного узла.

Так выглядит новое здание Центра исторического наследия Южно-Уральской железной дороги снаружи...
Так выглядит новое здание Центра исторического наследия Южно-Уральской железной дороги снаружи...

Лишь к 2020 году специально для музея было построено новое современное здание, проект которого был разработан специалистами института "Челябжелдорпроект". К сожалению, его открытие пришлось на "ковидные" времена, а потому данное событие для многих, включая меня, прошло незамеченным. В плане здание имеет круглую форму и снаружи выглядит несколько необычно, хотя, в целом, хорошо вписывается в архитектурный облик привокзальной площади. Задумка архитекторов в полной мере раскрывается, лишь когда ты оказываешься внутри и с удивлением видишь, что межэтажные перекрытия здесь фактически отсутствуют. Начиная осмотр экспозиции, посетители сразу попадают в просторный атриум. Опоясывающая его по спирали балюстрада как бы приглашает последовать по ней, постепенно поднимаясь на высоту более двадцати метров – туда, где сверкает стеклянный купол. По задумке авторов проекта такое решение должно было подчеркнуть цикличность развития железнодорожного транспорта в целом и Южно-Уральской железной дороги в частности. Не зря же говорят, что исторические события склонны к повторению, формируя своеобразную спираль.

...а внутри – примерно так. К сожалению, очень сложно передать объём и общую концепцию помещения при помощи одного снимка. Лучше это увидеть своими глазами
...а внутри – примерно так. К сожалению, очень сложно передать объём и общую концепцию помещения при помощи одного снимка. Лучше это увидеть своими глазами

Вдоль балюстрады вьётся огромный мультимедийный экран длиной более 80 метров, по которому на фоне узнаваемых пейзажей Челябинской области и знакомых вокзалов бегут поезда различных эпох – от первого паровоза Черепановых до современных скоростных локомотивов наподобие "Ласточек" и "Стрижей". Вообще, всё пространство музея выглядит весьма современно, а потому, следуя модным ныне трендам, органично дополнено разными интерактивными "штучками". Здесь и тачскрины, на которых можно посмотреть красивые картинки и полистать фотокопии архивных документов, и подвижные макеты поездов. Нашлось место даже для тренажёра в виде полноразмерной кабины электропоезда "Ласточка" – такие же используются в учебных центрах РЖД при подготовке машинистов. И всё же, в отличие от тех же парков "Россия – моя история", построенных в последнее десятилетие по всей стране, основную часть экспозиции по старинке составляют не мультимедийные экраны, а настоящие экспонаты – свидетели разных эпох, заботливо собранные и сохранённые несколькими поколениями уральских железнодорожников.

Таких макетов в музее довольно много. Естественно, всё движется, светится – красота. По случаю буднего дня маленькие поезда отдыхали, но специально для меня сотрудницы музея их охотно включали
Таких макетов в музее довольно много. Естественно, всё движется, светится – красота. По случаю буднего дня маленькие поезда отдыхали, но специально для меня сотрудницы музея их охотно включали

Кстати, поскольку музейная экспозиция находится на балансе РЖД, все сотрудники музея – железнодорожники. Наверное, именно этим обусловлены доброжелательность и внимание, которыми буквально с порога окружают здесь посетителей. Правда, возможно, определённую роль сыграл и тот факт, что я зашёл в музей посреди буднего дня, и кроме меня посетителей почти не было. Хотя я отдельно не доплачивал за экскурсию, все сотрудники – в основном, милые девушки – так и норовили о чём-нибудь рассказать, что-то показать, с удовольствием отвечали на вопросы. В последний раз с подобным отношением, больше свойственном маленьким провинциальным музеям, я сталкивался в краеведческом музее Верхнего Уфалея лет семь тому назад, поэтому был приятно удивлен. Видно, что люди по-настоящему любят своё дело и увлечены им, а это всегда производит соответствующее позитивное впечатление.

Диорамы придают экспозиции необходимую глубину, позволяя увидеть музейные экспонаты в их естественной "среде обитания"
Диорамы придают экспозиции необходимую глубину, позволяя увидеть музейные экспонаты в их естественной "среде обитания"

Я намеренно не буду рассказывать подробно обо всех экспонатов музея, коих насчитывается по данным из разных источников от 10 до З0 тысяч единиц хранения – передам лишь общие впечатления. Экспозиция охватывает, как и следовало ожидать, всю историю ЮУрЖД с конца XIX века до наших дней. Приятно удивляет обилие диорам, демонстрирующих разные "бытовые" подробности той или иной эпохи. Диорамы – приём безотказный: они придают выставочному пространству глубину и объём, позволяя вписать экспонаты в их естественную "среду обитания". В этом музее диорамы просто отличные. Здесь тщательно воспроизведены купе дореволюционного вагона первого класса, станционный буфет николаевской эпохи, рабочий кабинет начальника станции, комната семьи путейца с интерьером начала 30-х годов – ну и так далее. Любителей технической стороны вопроса порадуют многочисленные модели локомотивов и подвижного состава разных лет. Кстати, большинство из них созданы руками одного человека – челябинского умельца Валерия Попова, бывшего железнодорожника.

Слегка удивился, когда узнал, что почти все представленные в музее модели железнодорожной техники выполнены рукой одного человека – челябинца Валерия Попова
Слегка удивился, когда узнал, что почти все представленные в музее модели железнодорожной техники выполнены рукой одного человека – челябинца Валерия Попова

Внимание уделено даже мелочам. О том, как тщательно формировалась экспозиция, свидетельствует присутствие таких экспонатов, как, например, дореволюционный станционный колокол со станции Чернявская, дверца печи со станции Маук, отлитая из чугуна каслинскими мастерами в 1902 году, или образцы рельсов, некоторые из которых имеют клейма знаменитых уральских железоделательных заводов. А ещё здесь можно увидеть целую экспозицию фонарей, которыми пользовались путевые смотрители в разные годы, оценив, какую эволюцию претерпел за полтора века такой, казалось бы, нехитрый предмет. То же самое касается сигнальных рожков, железнодорожных билетов, станционной мебели, рабочего инструмента, униформы, оборудования вокзальных касс и и много чего ещё. Особенно порадовали копии фотографий, сделанных знаменитым фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским – пионером отечественной цветной фотографии – в ходе егo путешествия по Уралу в начале прошлого века. Об этом замечательном энтузиасте своего дела, а также о судьбе коллекции сделанных им уникальных фотоснимков, я писал ранее.

Лишь один из фрагментов экспозиции, демонстрирующий, насколько скрупулезно железнодорожники подошли к подбору экспонатов для музея
Лишь один из фрагментов экспозиции, демонстрирующий, насколько скрупулезно железнодорожники подошли к подбору экспонатов для музея

Даже беглый осмотр экспозиции занял у меня около часа. Думаю, за более вдумчивым изучением представленных материалов и экспонатов с лёгкостью можно провести и весь день. А это, между прочим, только половина музея. Вторая его часть находится прямо под открытым небом, на девятнадцатом пути станции Челябинск-Главный – сейчас он называется девятнадцатым тупиком. Здесь собрана уникальная коллекция локомотивов, подвижного состава и специальной техники – всего более четырёх десятков экспонатов, охватывающих без малого целый век развития железнодорожного транспорта. Я не эксперт в данной области, но чисто по-обывательски люблю железные дороги и всё, что с ними связано, потому получил огромное удовольствие от осмотра. Кстати, билеты на открытую и закрытую части экспозиции можно приобрести отдельно, поэтому, если хочется только посмотреть на старые локомотивы и пофотографироваться рядом с ними, можно не переплачивать за осмотр чисто музейной составляющей. Но от себя не рекомендую поступать так – впечатление будет неполным.

Паровоз-танк 9П и танк Т-34 на одном постаменте – символ единства фронта и тыла
Паровоз-танк 9П и танк Т-34 на одном постаменте – символ единства фронта и тыла

На самом деле, экспозиция под открытым небом просто замечательная. Уже на подходе к девятнадцатому тупику гостей встречают стоящие бок о бок танк Т-34 и маневровый паровоз-танк 9П. Надпись на постаменте гласит: "Из одного металла льют: медаль за бой, медаль за труд!". В отличие от танков, паровозы в Челябинске, конечно же, никогда не делали, но без них сложно представить себе уральские металлургические заводы времён Великой Отечественной войны. Те же 9П, например, сутки напролёт без устали трудились на подаче вагонов-ковшей под разлив расплавленного металла. Так что данный памятник однозначно символизирует единство фронта и тыла.

Своеобразное "лицо" экспозиции – огромный пассажирский паровоз П36. Именно на нём логически завершилось развитие пассажирского паровозостроения в СССР
Своеобразное "лицо" экспозиции – огромный пассажирский паровоз П36. Именно на нём логически завершилось развитие пассажирского паровозостроения в СССР

Открывает экспозицию внушительного вида пассажирский паровоз П36. Иногда его ошибочно именуют "Победа", но на самом деле так называли паровозы серии "Л", выпуск которых начался в последние месяцы Великой Отечественной войны. Кстати, один из них, Л-3006, тоже представлен в экспозиции. Выпуск же П36 начался гораздо позже, в 1950 году, и это были последние серийно выпускавшиеся в Советском Союзе пассажирские паровозы – так сказать, венец пассажирского паровозостроения. Последний из них был сдан в эксплуатацию в 1956 году, после чего настало время массового производства тепловозов и электровозов. Впрочем, это не мешало уже выпущенным П36 эксплуатироваться вплоть до середины 1970-х годов. До сих пор многие из них пребывают в рабочем состоянии и успешно выполняют роль локомотивов для туристических поездов. Размер паровоза и его общий облик, конечно, внушают уважение и даже некоторый трепет. Фотографии не в состоянии передать масштаба, это нужно увидеть собственными глазами, прочувствовать. Даже не верится, что такая громадина может разогнаться до 130 км/ч!

"Старичок" Эу-700, выпущенный в 1929 году. Фоном для ветерана послужил советский электровоз серии ВЛ10. Как несложно догадаться, "ВЛ" означает "Владимир Ленин"
"Старичок" Эу-700, выпущенный в 1929 году. Фоном для ветерана послужил советский электровоз серии ВЛ10. Как несложно догадаться, "ВЛ" означает "Владимир Ленин"

Также паровозный парк представлен ещё несколькими примечательными экспонатами. Например, ЛВ-0428 – последним и наиболее совершенным советским магистральным паровозом. Железнодорожники в своё время с гордостью и любовью называли локомотивы этой серии (наряду с локомотивами уже упомянутой серии "Л") "Лебедями". Из "старичков" здесь можно увидеть паровоз Эу-700, выпущенный в 1929 году. А вот ни для одного паровоза серии "Е" времён Гражданской войны места почему-то не нашлось. К счастью, один из таких раритетов можно увидеть совсем неподалёку, в городском саду имени Пушкина. О примечательной истории, связанной с этим паровозом, который имеет индекс Ес-350, совершил едва ли не целое кругосветное путешествие и вошёл в историю под собственным именем "Красный коммунар", я уже недавно рассказывал.

Чехословацкий электровоз серии "ЧС". Такие выпускались небезызвестной компанией Skoda. Обводами чем-то напоминает трамвай, но для своего времени выглядел стильно
Чехословацкий электровоз серии "ЧС". Такие выпускались небезызвестной компанией Skoda. Обводами чем-то напоминает трамвай, но для своего времени выглядел стильно

Техника более близкой к нам эпохи представлена многочисленными тепловозами и электровозами. За последние лет пятьдесят их облик изменился не так уж и сильно, поэтому, пожалуй, только интересующиеся данной темой энтузиасты обратят внимание на какие-то интересные детали. Хотя даже взгляд профана выхватывает из общей массы, к примеру, слегка непривычного вида чехословацкие электровозы серии "ЧС", которые для своего времени выглядели довольно "модерново”. А кое-какие "экспонаты", наподобие железнодорожного крана ЕДК-25 или путевой уборочной машины ЗУБ, и поныне можно увидеть не только в музеях, но и на отечественных железных дорогах. Ах, да. Не может не радовать, что экспозиция музея постоянно пополняется. Прямо на моих глазах несколько рабочих пескоструили очередной старенький паровоз (кажется, тоже серии “Э"), сбивая с него ржавчину и старую краску. Очевидно, после реставрации данный труженик тоже займет своё место в музее.

История творится в том числе и на наших глазах – и даже нашими собственными руками. Об этом говорит, например, макет здания челябинского вокзала, реконструкция которого завершилась менее двадцати лет назад
История творится в том числе и на наших глазах – и даже нашими собственными руками. Об этом говорит, например, макет здания челябинского вокзала, реконструкция которого завершилась менее двадцати лет назад

И, конечно же, пассажирские и грузовые составы, которые с грохотом проносятся мимо, пока ты осматриваешь экспозицию, куда лучше любых архитектурных изысков в виде туго закрученной спирали демонстрируют поступательное развитие железнодорожного транспорта, эдакую преемственность поколений. Гуляя по музею, достаточно лишь бросить взгляд в окно закрытой экспозиции или перегнуться через парапет открытой, чтобы своими глазами убедиться: Южно-Уральская железная дорога не только знает, любит и хранит свою богатую историю, но и продолжает развиваться, идя в ногу со временем.

На страницах своего канала я не так часто писал о Челябинске и его достопримечательностях – ну, почему-то так уж вышло. Пожалуй, один из первых рассказов о столице Южного Урала я опубликовал всего с месяц назад, рассказав об истории Алого поля – своеобразного "сердца" города. До этого в своих публикациях Челябинск я упоминал лишь вскользь. Например, когда рассказывал о метеорите, осколки которого обрушились на Челябинскую область 15 февраля 2013 года. Его фрагменты теперь можно увидеть в музее истории Южного Урала, а сам он получил "говорящее" собственное имя – "Челябинск".