Найти в Дзене
Горы. Камни. Люди

Они построили Екатеринбург: Михаил Малахов

Этой статьей я хочу открыть небольшую серию публикаций о людях, благодаря которым столица Урала – славный город Екатеринбург – обрела свой во многом неповторимый облик. Их имена неоднократно вскользь упоминались на моём канале, поскольку невозможно рассказывать об истории Каменного пояса в отрыве от главного материального наследия минувших веков – культового и гражданского зодчества, промышленной архитектуры и градостроительства. Пришла пора заполнить пробел и поговорить об этих неординарных и, без сомнения, весьма талантливых людях более подробно.

Можно сказать, что Екатеринбургу, как, впрочем, и другим городам с восточной стороны Уральских гор, в какой-то степени повезло: будучи основанными уже в просвещенном XVIII веке, все они застраивались по заранее утвержденным планам, разработанным в соответствии с наиболее прогрессивными градостроительными веяниями тогдашней эпохи. В то время как большинство древних русских городов, включая Москву, преимущественно представляли собой лабиринты узких улочек, заваленных мусором тупиков и понатыканных тут и там лотков уличных торговцев, Урал уже равнялся на построенный с нуля европейский Санкт-Петербург с его широкими проспектами, просторными площадями и тем, что принято называть общим термином "перспектива".

Первый план Екатеринбургской крепости с характерной линией плотины увековечен на мемориальной табличке в самом сердце города
Первый план Екатеринбургской крепости с характерной линией плотины увековечен на мемориальной табличке в самом сердце города

Конечно, местные реалии вносили определённые коррективы. И связаны они были не только с "провинциальной" удалённостью от обеих русских столиц, не только с бедностью задворок империи и постоянной угрозой башкирских набегов. Сам Урал диктовал архитекторам свой собственный градостроительный план. Сердцем любого уральского #города были не крепость, не резиденция губернатора, не торговые ряды или присутственные места. Им был горный завод, стоявший на берегу искусственного пруда, где переливающаяся через плотину вода приводила в действие все заводские механизмы. И только от завода во все стороны, сообразуясь с особенностями рельефа, разбегались широкие #улицы , на которых селились все причастные к заводскому производству – от владельца завода и приказчиков до мастеровых и простых приписных крестьян.

Вильгельм де Геннин – автор первого генерального плана Екатеринбурга. По материалам из открытых источников
Вильгельм де Геннин – автор первого генерального плана Екатеринбурга. По материалам из открытых источников

Выдавший первую продукцию в 1723 году Екатеринбургский завод был своего рода "лицом" всех казённых горных заводов Урала. Идейный вдохновитель строительства, Василий Иванович Татищев, словно бы хотел противопоставить его патриархальному демидовскому Невьянску. Именно поэтому город с самого начала имел регулярную планировку. Все здания строились только по заранее утвержденным чертежам и только в строго отведённых для них местах в соответствии с генеральным планом, разработанным Вильгельмом де Генниным. Немудрено, что с 1737 года, когда в Екатеринбурге было построено первое каменное гражданское здание (им стала Горная канцелярия), стремительно растущий город постоянно ощущал острую нехватку в талантливых архитекторах. С одной стороны, за Уралом был непочатый край работы – настоящий рай для амбициозного архитектора, стремящегося реализовать свои творческие замыслы. С другой стороны, мало кто изъявлял желание по собственной воле отправиться в такую глушь, благо работы хватало и на европейской части страны. Благодаря губернской реформе Екатерины I сотни вчерашних сёл одним мановением царственной руки получили статус городов со всеми вытекающими последствиями, в результате чего вся Российская Империя в одночасье превратилась в одну большую стройку.

План города Екатеринбурга, утверждённый в 1829 году. Регулярная планировка городских улиц во всей красе. По материалам из открытых источников
План города Екатеринбурга, утверждённый в 1829 году. Регулярная планировка городских улиц во всей красе. По материалам из открытых источников

Так что даже в начале ХIХ века на Урал и в Сибирь попадали в основном начинающие #архитекторы , которых "выписывали" из столицы местные губернаторы. Многие из них не обладали и толикой таланта, предпочитая работать по типовым проектам, и их имена #история для нас не сохранила. Но из этого правила, безусловно, случались и счастливые исключения. Для Урала таким исключением стал Михаил Павлович Малахов. Выходец захудалого дворянского рода Черниговской губернии, Малахов нашёл себя не сразу. Своё обучение он начинал в духовной семинарии, а закончил – в народном училище. После этого чуть больше года прослужил канцелярским чиновником в суде, затем пошёл работать на почтамт – и лишь в 1800 году поступил на обучение в столичную Академию художеств, которую окончил на удивление быстро, получив при этом диплом первой степени и наградную шпагу – случай в истории Академии не уникальный, но достаточно редкий.

В создание великолепного Казанского собора в Санкт-Петербурге Михаил Малахов, очевидно, внёс крайне незначительный вклад, однако для начинающего архитектора это был ценный опыт. Возможно, строгость классицизма очаровала его именно тогда
В создание великолепного Казанского собора в Санкт-Петербурге Михаил Малахов, очевидно, внёс крайне незначительный вклад, однако для начинающего архитектора это был ценный опыт. Возможно, строгость классицизма очаровала его именно тогда

Следующие несколько лет молодой #архитектор набирался опыта, принимая участие в строительстве зданий Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова) и монументального Казанского собора на Невском проспекте. Автором проекта последнего, к слову, был Андрей Никифорович Воронихин, который "вырвался" с крепостного Урала, став одним из самых знаменитых столичных архитекторов своего времени. Малахову совсем скоро предстояло проделать этот путь в обратном направлении – покинуть Санкт-Петербург, чтобы стать выдающимся уральским архитектором. Конкретные обстоятельства "командирования" Малахова на Урал нам, увы, доподлинно неизвестны, да и вообще почти вся его #биография полна пробелов, которые по-прежнему ожидают пытливых исследователей. Мы знаем только, что в Петербурге молодого архитектора приметил тогдашний министр внутренних дел граф Кочубей. Возможно, сказался тот факт, что оба они – и Малахов, и Кочубей – были выходцами из малороссийского дворянства. Так или иначе, когда оренбургский военный губернатор попросил Кочубея прислать в Оренбург архитектора, выбор министра отчего-то пал именно на Михаила Малахова. Сложно сказать, стало это назначение поощрением или своего рода наказанием. Скорее, всё же первое, поскольку, несмотря на гром наполеоновских войн, порядки тогда царили сравнительно либеральные – до николаевской эпохи с её тотальным надзором и разгулом тайной полиции оставалось ещё два десятилетия.

Первой работой Малахова на Урале – и первой значимой работой в его карьере вообще – стала усадьба Расторгуевых-Харитоновых в Екатеринбурге
Первой работой Малахова на Урале – и первой значимой работой в его карьере вообще – стала усадьба Расторгуевых-Харитоновых в Екатеринбурге

Как ни странно, в Оренбурге, этом удивительном городе на границе Европы и Азии, Малахов какими-то особыми достижениями не отметился. Расцвет его творческого пути начался лишь десятью годами позже, когда в 1815 году он был зачислен архитектором в штат Екатеринбургских горных заводов. Хотя в казённых бумагах нет прямых указаний на это, исследователи склонны считать, что в Екатеринбург с Южного Урала Малахов перебрался "по протекции" знаменитого владельца уральских заводов Льва Расторгуева. Для заводчика инициировать такой переход было плёвым делом – вся местная администрация была у него на содержании. Косвенно подтверждает эти слухи следующий факт: первым проектом Малахова в новой должности стала именно перестройка знаменитой усадьбы Расторгуева на Вознесенской горке. Кстати, этот уникальный ансамбль, ныне известный как #усадьба Расторгуевых–Харитоновых, и поныне является единственным настоящим дворцом в уральской столице.

Немногие знают, что перу Малахова в том числе принадлежат и вот эти вот провиантские склады в Каменске-Уральском. Несмотря на чисто утилитарное предназначение здания, характерный почерк архитектора в его линиях всё же угадывается
Немногие знают, что перу Малахова в том числе принадлежат и вот эти вот провиантские склады в Каменске-Уральском. Несмотря на чисто утилитарное предназначение здания, характерный почерк архитектора в его линиях всё же угадывается

Но такая "халтура" на стороне была только началом – так сказать, пробой пера. В последующие годы усилиями и талантом Михаила Павловича город буквально преобразился. Практически все сохранившиеся в Екатеринбурге до наших дней #памятники архитектуры того времени, исполненные в стиле классицизма, были построены по его проектам или при его непосредственном участии. Аптека горного ведомства, контора и госпиталь Верх-Исетского завода, Екатеринбургская гранильная фабрика, дом Главного начальника горных заводов Хребта Уральского, здание Главного горного правления, комплекс Оровайских казарм, ограда Екатеринбургского монетного двора, занявшего цеха бывшего железоделательного завода – и этот список можно продолжить. На счету Малахова – более ста проектов, реализованных и оставшихся на бумаге. Заняв впоследствии должность главного архитектора Уральского горного правления, Михаил Павлович внёс неоценимый вклад в развитие и реализацию генерального плана Екатеринбурга. Именно его усилиями в городе появился первый бульвар – Верх-Исетский. Тогда он представлял собой берёзовую аллею с грунтовой дорожкой посередине и был весьма оживлённой по тем временам магистралью, соединяя город с посёлком Верх-Исетского завода. Впоследствии по указанию Малахова бульвар для публичных прогулок обустроили и на Главном проспекте (нынешнем проспекте Ленина) – во второй половине XIX века этот бульвар носил имя архитектора, а после революции исчез с карты города, чтобы появиться на ней вновь в 70-х годах, только уже на Ботанике.

Загородная дача Михаила Малахова на нынешней улице Луначарского. Каменное здание было построено взамен обветшавшей деревянной усадьбы в 70-х годах прошлого века, однако башенку-ротонду всё же удалось сохранить
Загородная дача Михаила Малахова на нынешней улице Луначарского. Каменное здание было построено взамен обветшавшей деревянной усадьбы в 70-х годах прошлого века, однако башенку-ротонду всё же удалось сохранить

Не брезговал Малахов и частными заказами – его перу, к примеру, принадлежат проекты особняков екатеринбургских купцов Блохина, Пшеничникова, Рязанова. Сохранился до наших дней и особняк самого Малахова, в то время находившийся за городской чертой на опушке живописного соснового бора, а ныне стоящий на улице Луначарского. Точнее, там стоит его точная копия, построенная в 70-х годах XX века – к тому моменту деревянная усадьба, стоявшая чуть ближе к красной линии застройки улицы, окончательно обветшала и была снесена. От оригинального здания сохранили лишь ротонду, которую водрузили на крышу каменного новодела. Сам Малахов называл этот дом загородной дачей и именно здесь проживал вместе со своей семьей с 1828 по 1842 годы.

Удивительно, но ныне мы не знаем, как выглядели Михаил Павлович Малахов или его сын Виктор. Зато сохранилась фотография внука архитектора, Михаила Викторовича. Был ли он похож на деда? Кто знает. По материалам из открытых источников
Удивительно, но ныне мы не знаем, как выглядели Михаил Павлович Малахов или его сын Виктор. Зато сохранилась фотография внука архитектора, Михаила Викторовича. Был ли он похож на деда? Кто знает. По материалам из открытых источников

Кстати, любовь всей своей жизни Малахов тоже встретил уже на Урале – его супругой стала Вера Колобова, дочь начальника монетного двора Ивана Ивановича Колобова. Вскоре у Малаховых родился сын Виктор, который не пошёл по стопам отца, но оставил о себе на Урале добрую память, став талантливым горным инженером. В разное время он управлял Верхне-Баранчинским, Нижне-Исетским и Шурминским заводами, а позднее преподавал минералогию в Уральском горном училище. Впоследствии он стал одним из наиболее деятельных членов Уральского общества любителей естествознания и первым хранителем его музейной коллекции. Внук архитектора, Михаил Викторович Малахов, считается первым археологом-исследователем Урала. Он проводил раскопки у деревни Палкино, на берегу озёр Исетское, Шарташ, Таватуй, на Чёртовом городище, скалах Петрогром, Думной горе и во многих других знаковых для уральской археологии местах. На счету Малахова более пятисот открытых им археологических памятников, включая Шигирский торфяник, "чудские копи" и древние писаницы на реках Вишера, Реж и Тагил. К сожалению, талантливый исследователь умер от туберкулёза, когда ему было всего двадцать девять лет.

Малахов спроектировал немало храмов на территории нынешних Челябинской и Свердловской областей. Например, Знаменский храм в селе Воскресенское близ Каслей
Малахов спроектировал немало храмов на территории нынешних Челябинской и Свердловской областей. Например, Знаменский храм в селе Воскресенское близ Каслей

Но мы немного отвлеклись. Возвращаясь к Михаилу Павловичу Малахову, стоит заметить, что ему не была чужда и культовая #архитектура , особенно в последнее десятилетие его жизни. По его проектам были воздвигнуты многие #храмы на территории современных Свердловской и Челябинской области. К их числу относятся изящный Знаменский храм в Воскресенском, Покровская церковь в Горном Щите, Свято-Троицкий собор в Каменске-Уральском и ныне медленно разрушающаяся Введенская церковь в Травниковском. Своеобразным апофеозом, жемчужиной творчества Малахова стал собор Александра Невского в Екатеринбурге, строительство которого началось в 1838, а завершилось лишь в 1852 году, уже после смерти архитектора.

Под руководством Малахова был воздвигнут практически весь ансамбль Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. К сожалению, большая его часть не пережила 70 лет советской власти. Снимок начала XX века. Фотография из открытых источников
Под руководством Малахова был воздвигнут практически весь ансамбль Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. К сожалению, большая его часть не пережила 70 лет советской власти. Снимок начала XX века. Фотография из открытых источников

Последние годы жизни архитектора омрачила скандальная история, в которую он невольно оказался замешан. Тогда главного мастера Екатеринбургской гранильной фабрики Якова Коковина, хорошего друга Малахова, обвинили в сокрытии добытых изумрудов – в том числе знаменитого "коковинского" изумруда весом более 400 грамм. Михаила Павловича, вступившегося за мастера, тут же записали в соучастники. В итоге обвинения были признаны ложными, но судьбы участников процесса оказались поломаны. Коковин, которого лишили дворянства и государственных наград, провёл больше двух лет в тюрьме и умер вскоре после освобождения. Малахова уволили с должности главного архитектора, его репутация была растоптана, а здоровье – подорвано. Он стал часто болеть и в 1842 году скончался в возрасте 59 лет в кругу семьи на своей загородной даче. Несколько символично, что архитектора в итоге похоронили на кладбище Ново-Тихвинского монастыря, практически у самого подножия строящегося по его проекту огромного собора.

Точное место захоронения архитектора ныне окончательно утеряно, но рядом с алтарём реконструированного Александро-Невского собора имеется символический кенотаф
Точное место захоронения архитектора ныне окончательно утеряно, но рядом с алтарём реконструированного Александро-Невского собора имеется символический кенотаф

Удивительно, но до наших дней не сохранилось ни одного портрета этого человека, сделавшего так много для Екатеринбурга в первой половине XIX века – в один из самых ответственных моментов в истории города, когда окончательно оформлялись его очертания. Не сохранилось и место захоронения талантливого архитектора. Кладбище при Ново-Тихвинском монастыре было снесено в 1930 году по распоряжению местного облисполкома, а все мраморные могильные плиты, вывезенные с него, пережгли на известь. Сейчас его территория частично застроена, а частично занята парком Зелёная роща, название которого невольно ассоциируется у горожан с печально известной заброшенной больницей. Александро-Невскому собору повезло, если можно так выразиться, немного больше – его не стали сносить, а лишь перестроили для дальнейшего использования в качестве склада. В этом качестве собор просуществовал до самого заката советской власти. В 1991 году он был возвращен Церкви, и лишь к 2013 году реконструированное здание вновь обрело свой исторический облик.

Эта статья – первая в серии публикаций, в которых я расскажу вам о самых талантливых архитекторах имперского Екатеринбурга и советского Свердловска, память о которых до сих пор хранят городские улицы. Скорее всего, материалы на эту тему будут появляться на страницах моего канала не подряд, поэтому, если тема вас заинтересовала, подписывайтесь и следите за обновлениями. Ну а пока можете ознакомиться с другими моими публикациями на эту тему. К примеру, узнать об уникальном образце готической архитектуры, словно бы случайно попавшем на Урал – доме Севастьянова. Или о мельнице Симанова – прекрасном образчике промышленной архитектуры конца XIX века, а ныне элитном жилом доме в самом центре города. Некоторые знаковые здания и сооружения Екатеринбурга ныне, к сожалению или к счастью, уже утрачены – к их числу можно отнести зловещий дом Ипатьева, в подвале которого окончился жизненный путь последнего российского императора Николая II, или недостроенную телебашню, в своё время унёсшую немало жизней смельчаков, пожелавших покорить её вершину.