Есть мнение, что история китайской цивилизации слишком масштабна для рассмотрения данного вопроса в формате статьи. Это очевидно так, что позволяет и начать сразу с двух других мнений. Согласно первому из них, каждый из императоров Китая начинал с сожжения исторических книг, существовавших до него, и написания новых. Благодаря чему, история Китая обновлялась тринадцать раз. И, видимо, она была короткой, раз императоров так мало. Считая до свержения последнего в начале XX века, можно предположить, что государственность в Китае появляется на рубеже XVII-XVIII веков. Согласно же второму мнению, история Китая писалась только однажды, – в XVI столетии. Не имея до этого истории никакой, китайцы скопировали свою с европейской, – тоже, впрочем, ненастоящей, а придуманной хитрыми иезуитами. Первое мнение, таким образом, отражает общую для альтернативных кругов уверенность в том что источники непременно уничтожались, а история непрерывно переписывалась, так что, если переписать её ещё раз, над