Понимая в общем механизм коррозии, как процесс взаимодействия металла с окружающей средой, к примеру кислородом, хлором, серой и т.д. и его перехода в соответствующие соединения, становятся ясны и способы защиты от этого вредоносного явления.
Можно просто взять и физически отделить металл от среды. На протяжении многих сотен лет для это применяли лужение – нанесение тонкого слоя олова на изделие, требующее защиты. Так же успешно применяли и цинкование. Сегодня с той же целью используют химстойкие краски.
Другой подход – сделать так, чтобы металлы и сплавы вообще перестали корродировать. Ну или хотя бы делали это не так интенсивно.
На этом поле происходит борьба за чистоту состава и соблюдение ГОСТов. К примеру, с повышением концентрации углерода в стали скорость коррозии может возрасти от 0,1 до 5 мм/год. Примеси серы в меди увеличивают эту скорость от 0,01 до 2 мм/год. Происходит это из-за того, что сульфиды меди действуют как катализаторы коррозии.
Но, если какие-то примеси вредят свойствам, то должны быть и добавки, которые их повышают. Легирование сплавов титаном, молибденом, хромом, никелем довольно эффективно повышают их антикоррозионные свойства.
Ну и наконец можно и с самой агрессивной средой чего-нибудь придумать. Сделать ее менее агрессивной что ли. Для этого в среду добавляют ингибиторы – химические вещества, которые влияют на механизмы коррозии, изменяя скорость химических реакций, происходящих на поверхности металла.
В современном индустриально развитом мире ущерб от коррозии колоссален. Он составляет от 1 до 3 % мирового ВВП и в сумме сопоставим с годовым бюджетом какой-нибудь крупной страны. В этом контексте коррозия – такой же бич человечества, как и трение.
Самая крупная победа человека над коррозией была больше 100 лет назад, когда люди начали получать нержавеющие хромоникелевые марки стали в промышленных масштабах. О них стоит поговорить отдельно.