Найти в Дзене
ЭраАвто

Seat под угрозой сокращений: как европейские пошлины на китайские электромобили бьют по собственным производителям

Оглавление

Испанский автопроизводитель Seat, входящий в концерн Volkswagen Group, оказался в сложной ситуации из-за торговых пошлин Евросоюза на электромобили китайского производства. Компания предупредила, что к 2025 году может сократить 1500 рабочих мест и снизить объемы производства, если ЕС не пересмотрит тарифную политику до конца марта 2025 года.

Cupra Tavascan (Фото: Seat)
Cupra Tavascan (Фото: Seat)

Причина — модель Cupra Tavascan, которую Seat собирает в Китае на заводе Volkswagen, облагается дополнительной пошлиной в 20,7% при ввозе в Европу, что делает автомобиль менее конкурентоспособным и подрывает финансовые показатели бренда.

Производство в Китае и европейские тарифы

Cupra Tavascan, один из ключевых электромобилей в линейке Seat, выпускается на мощностях Volkswagen в Китае. Это решение было продиктовано стремлением снизить затраты и использовать местные производственные цепочки. Однако с осени 2024 года ЕС ввел дополнительные пошлины на электрокары китайского производства, варьирующиеся от 7,8% (для Tesla) до 35,3% (для SAIC). Для Seat ставка составила 20,7%, которая суммируется со стандартным тарифом в 10%. В итоге общая пошлина достигает 30,7%, что существенно увеличивает конечную цену Tavascan для европейских покупателей.

«Высокая стоимость автомобиля, вызванная в том числе европейскими тарифами, не позволяет нам достичь плановых финансовых показателей», — заявил Уэйн Гриффитс, топ-менеджер Seat. По его словам, компания вынуждена будет оптимизировать расходы, если регуляторы не пойдут на уступки.

Защита рынка или угроза бизнесу?

Еврокомиссия объясняет введение пошлин борьбой с нечестной конкуренцией. В Брюсселе считают, что господдержка китайских автопроизводителей позволяет им демпинговать цены, угрожая европейским компаниям. Однако такие меры ударили и по европейским брендам, которые интегрированы в глобальные цепочки. Например, Mercedes-Benz присоединился к иску китайской Geely против пошлин ЕС, назвав их «контрпродуктивными».

Ситуация с Seat highlights ключевое противоречие: европейские автогиганты, перенесшие часть производства в Китай для снижения издержек, теперь страдают от политики собственного региона. Это ставит под вопрос эффективность протекционизма в условиях глобализированной экономики.

Что дальше?

До конца марта 2025 года у ЕС есть возможность скорректировать тарифы, но пока Брюссель не сигнализирует о готовности к смягчению. Для Seat это означает риск потери доли рынка, сокращения инвестиций в электромобильность и социальную напряженность из-за увольнений.

Эксперты отмечают, что подобные кейсы могут участиться: глобальные производители будут вынуждены выбирать между локализацией в Европе (что повысит цены) и поиском лазеек в регуляторных нормах. Пока же Cupra Tavascan остается символом торговой войны, где жертвами становятся не только китайские компании, но и европейские бренды с международными供应链.

В ближайшие месяцы решение ЕС определит не только судьбу 1500 сотрудников Seat, но и задаст тренд для всей европейской автопромышленности, балансирующей между защитой рынка и глобальной конкурентоспособностью.