В Петербурге сегодня встречали первый поезд с большой земли. Историческая реконструкция посвящена событиям 1943 года, когда после прорыва блокады Ленинград 7 февраля было восстановлено железнодорожное сообщение. Моя коллега Полина Глухова расскажет подробности.
Облако пара и гудки паровоза на Финляндском вокзале, как и 82 года назад, предварили прибытие первого поезда с большой земли. Вагоны с медикаментами продовольствием и боеприпасами прибыли в блокадный Ленинград благодаря беспрецедентному подвигу железнодорожников.
Машинист поезда Вадим Глухов: «Железная дорога, так называемый коридор смерти обстерливался со всех сторон, линия фронта проходила почти в пяти километрах, по рассказам очевидцев. Стойкость их, мужество, выносливость, главное, потому что все-таки работать на паровозе физически тяжело, а на голодном пайке тем более. Я думаю, что это просто героизм настоящий».
Полтора года Ленинград был полностью отрезан от большой земли. С момента прорыва блокады 18 января 1943 года прошло всего 20 дней. За это время железнодорожники построили дополнительные 33 километра путей и, несмотря на постоянную угрозу обстрелов, смогли провести состав из Волхова в Ленинград. Он прибыл в город 7 февраля.
Сегодня в составе — исторический паровоз, прошедший войну, вагоны-теплушки начала ХХ века и пассажирские вагоны 1930-х годов. На перроне его встречают и жители блокадного Ленинграда, и потомственные железнодорожники, которые помнят подвиг своих коллег.
Житель блокадного Ленинграда Елена Тихомирова: «Я поздравляю тех, кто дожил, кто видел это и дожил до сегодняшнего дня, с большим, великим праздником — первым поездом нашего города. 82 года назад, но мы это помним».
Председатель Совета ветеранов Октябрьской железной дороги Павел Марков: «Мы, конечно, помним тех людей, которые свершили этот героический подвиг и строительством и эксплуатацией этой дороги. По это дороге было перевезено четыре миллиона тонн грузов. Она позволила накопить и силы, и средства для полного снятия блокады».
Не сосчитать, сколько жизней спасли железнодорожники во время войны. После 7 февраля 1943 года сообщение по железной дороге между Волховом и Ленинградом стало регулярным. Поезда ходили ночью. Три состава в одну сторону, и три — в другую. Из города увозили людей в эвакуацию, в город привозили лекарства и продукты. А вместе с тем и надежду на скорую Победу.