Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Эпициклоид "Обой", 1915

Оглавление

Как далеко может зайти человеческая мысль в стремлении создать оружие с безграничной разрушающей мощью, способное едва ли не в одиночку решать исход сражения? Такой вопрос невольно возникает, когда видишь проекты боевой техники, подобные тому, что в 1915 году были представлены государю императору — одним из таких проектов стал «Обой».

Эпициклоид (машина для разрушения укреплений противника) "Обой". К счастью, существует только 3Д-визуализация проекта. Изображение в свободном доступе.
Эпициклоид (машина для разрушения укреплений противника) "Обой". К счастью, существует только 3Д-визуализация проекта. Изображение в свободном доступе.

История проекта

В мае 1915 года в канцелярию Николая II приходит довольно объёмный пакет с пометкой «Государю императору Николаю II лично в руки!». Разумеется, сотрудники канцелярии напрямую пакет Государю не понесли — у владетеля империи было множество иных задач, нежели разбор почты. Однако вскрыв пакет, секретарь едва ли не ахнул — в пакете были подробные чертежи на боевую машину небывалых габаритов. По итогу было решено пакет Государю передать — мало ли, вдруг это действительно что-то полезное для армии, испытывавшей, так скажем, затруднения на фронтах сражений?

Государь, получив пакет, заинтересовался представленным в нём проектом и поручил ГВТУ подробно изучить его в кратчайшие сроки и дать ответ — насколько будет реальным этот проект и как сложно его реализовать. В ГВТУ проект подробно изучили, и дали неутешительный ответ — реализовать проект в данный момент практически невозможно. Во-первых, ГВТУ был по самую маковку завален танковыми проектами разной степени безумства, во-вторых, габариты предлагаемой боевой машины оказались больше, чем человек может себе представить, в-третьих, проект выглядел «красиво» только на бумаге. Примерно так государю и отписались, разумеется в форме намного мягче и не так кратко.

Внешний вид эпициклоида, приведённый в проектной документации. Изображение в свободном доступе.
Внешний вид эпициклоида, приведённый в проектной документации. Изображение в свободном доступе.

Выглядел проект «машины для уничтожения крепостей «Обой»» в форме огромного бронированного яйца — его длина, согласно проекта, составляла 930 метров, а высота — 650! Я пофантазирую, имея в мыслях что-то подобное идее конструктора:

Представьте, что во вражеской крепости начинается землетрясение. Враг не понимая, что происходит, начинает испуганно озираться по сторонам, ища укрытия. И тут, из за ближайшей горки на крепость выкатывается эдакий «киндер-сюрприз», который катится по полю без оглядки на колючую проволоку, мины, встречный стрелковый и артиллерийский огонь и на огромной скорости влетает на позиции противника, вминая их в землю своею массою.

Согласитесь, несколько утопично? Тем более, что при подробном изучении проекта, представители ГВТУ поняли — то, что конструктор пытался заложить в свой проект, было мягко говоря, невозможно. Построить такой огромный механизм, способный безнаказанно крушить позиции врага при текущих возможностях российской промышленности было нереально, да и бессмысленно. Уже в 1915 году немцы научились строить заглублённые бетонные бункеры, зачастую имевшие несколько этажей, построенных вниз от поверхности земли — давить его попросту бесполезно, ибо есть дублирующие выходы, вентиляция и так далее. Более того, настолько мощных двигателей в Российской Империи в ближайшие годы произвести не могли — не хватало ни опыта, ни технологий. Да и напоследок — один такой «разрушитель» требовал столько металла, что хватило бы на постройку нескольких полнокровных эскадр.

Получив отказ от ГВТУ, Николай II поручил написать автору проекта, жителю города Львов (тогда уже вошедшего в Российскую Империю) Ивану Фёдоровичу Семчишину вердикт — в настоящее время построить такую боевую машину невозможно в силу небывалой нагрузки на производственные мощности империи. На самом деле, на территории России не было заводов, которые смогли бы изготовить главный элемент конструкции боевой машины — огромный маховик-противовес. После ответа Государя, всякие упоминания об Иване Семчишине затерялись — судьбу изобретателя установить не удалось.

Описание конструкции

Самое интересное в конструкции «машины для разрушения крепостей» под названием «Обой» было то, что он мог разрушать целые укрепрайоны (разумеется, на бумаге) без какого-либо вооружения!

Главной «изюминкой» боевой машины «Обой» был корпус — огромных габаритов бронированное «яйцо», которое давило своей огромной массой любые препятствия на местности. Данных о массе у меня найти не получилось, но учитывая габариты, я предположу — вес готового изделия остановился бы в пределах пары сотен тысяч тонн.

Внутри эпициклоид (как этот киндер-сюрприз правильнее называть) делился на две части — внешнюю, которая катилась по земле и шарнирно закреплённая внутренняя часть. Внутренняя часть несла в себе два крупных отсека — нижний тяжёлый, несший двигатели, огромный маховик-противовес и верхний обитаемый. Обитаемый отсек представлял собой целый город — там были и штаб, и каюты, и санузлы с канализационной системой…

Примерная схема внутреннего устройство "Обоя". Изображение в свободном доступе.
Примерная схема внутреннего устройство "Обоя". Изображение в свободном доступе.

Нет никаких данных о том, что за двигатель (или сборка двигателей) использовались для подъёма маховика-противовеса, но предполагаю, что планировалось несколько тысяч «лошадок» мощности — иначе гигантскую машину было бы не сдвинуть. При этом полагалось, что инерционный привод (тот самый маховик-противовес) сможет постепенно разогнать «Обой» до умопомрачительных в тот момент времени 320 км/ч! Представьте, что бы случилось с городами противника, накатись на него «Обой» с такой скоростью движения?

Однако был у конструктора один серьёзный просчёт — толщина внешнего корпуса составляла всего 100 мм бронированной стали. При такой огромной массе этот корпус «сложился» бы ещё в момент постройки и все затраты из казны Российской Империи оказались бы напрасными. Это даже если бы сумели выплавить такие огромные элементы корпуса — сварные схемы не подошли бы, а литую броню такого размера выплавить… Плюс машина была практически «слепой» - никаких внешних приборов наблюдения, кроме визуального осмотра с балкончика у входных дверей не было.

Соответственно, не было и никакого вооружения — оно, во-первых, не было нужно, проект задумывался именно как машина, разбивающая крепости собственным весом. Во-вторых, толку от него не было бы — даже самая мощная пушка, которую в теории могли установить на концевые точки эпициклоида, не смогла бы поразить цель из-за скорости движения и отсутствия подвески.

Заключение

Нереализуемые проекты в истории мирового танкостроения не редкость. Однако подобного проекта история не знала ни до появления чертежей «Обоя», ни после. Даже гипотетический немецкий супер-танк Landkreuzer P.1500, который должен был двигаться по железной дороге не стал бы смертоноснее и опаснее эпициклоида Семчишина. И мы, потомки, благодарны нашим пращурам, что подобную машину не выпустили — это нанесло бы непоправимый вред не только врагам Российской Империи, но и самой стране...

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.