Есть в моей библиотеке очень редкая книжка, выпущенная Свердловским областным государственным издательством в 1948 году. Называется она "Новый Гольфстрим", написал её Алексей Викторович Подсосов (1879 - 1956), врач, человек любопытнейшей биографии. В материале на Дзене об уральском фантасте Семёне Слепынине (см. статью "Звёздный странник") я писал, что выход научно-фантастического романа "Новый Гольфстрим" в областном издательстве в те времена, когда даже в столице издание фантастики было делом чрезвычайно редким, произвел на молодого Слепынина огромное впечатление, став одним из побудительных мотивов обращения его к фантастическому жанру. Уверен, что эта книга, рассказывающая о грандиозных свершениях советских людей в сфере орошения пустынь и глобального изменения климата, впечатлила тогда не только будущего фантаста Слепынина, но и многих обычных читателей. О её содержании я напишу ниже, но сначала - об авторе романа.
Алексей Подсосов родился 7 августа 1879 года в старинном уральском Камышлове, в семье почётного гражданина города Виктора Алексеевича Подсосова, золотопромышленника, к тому времени уже разорившегося. Принимал младенца из купели доктор Дмитрий Афанасьевич Булдаков, который и привил своему крестнику любовь к медицине. По окончании Екатеринбургской мужской гимназии А.В. Подсосов поступил на медицинский факультет Казанского университета. Трудное материальное положение семьи вынудило его перевестись в Петербургскую Военно-медицинскую академию, где стипендия была заметно выше. Студент подрабатывал, посылая заметки в уральские и омские газеты, в частности, освещал работу Государственной Думы "от собственного корреспондента".
Студенческая жизнь Алексея закончилась неожиданно. Находясь на практике в Ярославле, он возмутился поведением одного из офицеров, постоянно издевавшегося над студентами, и вместе с товарищами дал ему отпор. Поднять руку на офицера – серьёзное нарушение в армии. Зачинщиком "определили" Подсосова. Три месяца Алексей провёл в тюрьме, стипендии его лишили, продолжение учёбы стало невозможным, и он отправился в Порт-Артур врачом-добровольцем.
Русско-японская война дала Подсосову обширную хирургическую практику, молодой медик прошёл её, оказывая при осаде Порт-Артура медицинскую помощь раненым. Во время одного из штурмов Алексей получил ранение в ногу, но продолжал исполнять врачебный долг, за что 19 сентября 1905 г. был награжден орденом Святого Станислава 2-ой степени. После сдачи Порт-Артура Подсосов непродолжительное время провёл в Японии. Японцы, не считавшие армейский медицинский персонал военнопленными, передали всех врачей англичанам для отправки в Россию. В результате Алексей Подсосов, возвращаясь на родину, совершил свое единственное почти кругосветное путешествие: вдоль Китая, через Шанхай, Сингапур, Индийский океан, Цейлон, Суэцкий канал, Средиземное и Чёрное моря.
Екатеринбургский библиограф и фантастиковед Игорь Халымбаджа пишет: "Получив за мужественную службу приличную сумму денег, он попытался организовать на Урале в Екатеринбурге книжную торговлю. Но его культуртрегерский проект лопнул - один из приказчиков книжной лавки в Надеждинске попался на торговле нелегальной литературой. Снова А. Подсосов предстал перед судом. Кое-как ему удалось доказать свою непричастность к этой торговле, но все заработанные деньги пропали. Восстановившись в Академии, Подсосов, наконец, окончил ее в 1907-м, служил в Брест-Литовске, в санитарном поезде, в Харбине (снова Манчжурия!). Уволившись из армии, вновь вернулся на родной Урал - трудиться заводским врачом в пос. Сосьва. Интерес к литературе вспыхнул с новой силой. Алексей Викторович был, видимо, из тех людей, что не могут не писать. Его драма "В борьбе" (1911) выдержала три издания, в течение шести лет были изданы и поставлены пьесы "Новые силы", "Испытание" (1918).
В 1914 г., с началом Первой мировой войны, армия вновь "забрала" Подсосова. Мобилизованный, он служит на мурманском побережье, в Енанге, в ста километрах от Горла Белого моря. Революция разрушила царскую армию, и Подсосов в очередной раз вернулся на Урал. Работал в Екатеринбурге, в комиссии социального обеспечения. С приходом колчаковцев последовал новый арест Подсосова ("Работал на красных!"), следствие, и... очередная мобилизация в армию. С белыми Подсосов дошел до Урала. И здесь его свалил тиф. Больного Подсосова некоторое время везли на восток, и, наконец, бросили в Омске".
Выздоровев, Подсосов трудился в Омске детским врачом, затем снова возвратился в Екатеринбург. После окончания Гражданской войны Алексей работал педиатром, участвовал в создании и возрождении медицинских учреждений города. Организовал детский санаторий, студенческую поликлинику, детский изолятор, Был главным врачом Свердловской железной дороги, создал общество помощи больным детям. Стараниями доктора Подсосова создано семьдесят детских площадок в городе, а в Хосте, на берегу Черного моря, - детская экскурсионная база, куда в летние месяцы из Свердловска ходил специальный поезд. В 1933 г. Подсосов возглавил лабораторию политехнических игр Уральского НИИ детского коммунистического движения. В тридцатые годы написал несколько книг о внешкольном образовании и своих экспедициях с детьми.
В 1933 г. в Свердловске вышла книга А. Подсосова "Лагерь на речке Шунге" про юных техников начала тридцатых, повествующая о таёжном походе и организации технического трудового лагеря, о постройке плотины, опытной гидростанции, железной дороги, локомобиля... Рассказ о походных и лагерных буднях перемежается в ней гравюрными детскими рисунками, эскизами и чертежами механизмов, описанием создаваемых юнтехами конструкций, текстами походных песен, агитплакатными лозунгами в рамках, фотографиями. Примерно в этот же период Подсосов начал работу над большим романом, который должен был рассказать согражданам о силе науки, преобразующей мир. В романе творила чудеса недавно открытая и приручённая его героями атомная энергия, с её помощью они орошали пустыни, поворачивали реки, растапливали северные льды. В 1936 году фантастический роман для детей "Атом" был закончен, одобрен уральской писательской организацией и направлен в одно из московских издательств, где благополучно и затерялся.
Тринадцать лет Алексей Подсосов восстанавливал и перерабатывал свой роман, который теперь получил название "Новый Гольфстрим". О рукописи положительно отзывались писатели Лев Кассиль и Леонид Гроссман. Мариэтта Шагинян в 1943 г. писала "...То, что я прочитала – прекрасно... Очень жалею, что не могу разбить головы людям, мешающим появлению на свет Вашего Гольфстрима". Наконец, в 1948 г. роман был издан в Свердловске, став заметной вехой в истории уральской фантастики. Энтузиазм и искренность автора увлекали читателей, в 1951 г. книгу одобрили на съезде писателей Урала и порекомендовали к переизданию. Алексей Викторович начал работать над её новой редакцией, но тут возникли препятствия – оказалось, что в романе слабо отражены руководящая сила коммунистической партии (тут я хотел бы с удивлением отметить, что в изданной в 1948 г. книге про партию вообще ни слова нет).
Подсосов переделывал роман вплоть до своей кончины в 1956 г., но закончить третью его редакцию не успел. Переизданий более не случилось (если не считать двух микротиражных самиздатовских книг, сработанных уже в новейшее время). Нынче "Новый Гольфстрим" считается "первенцем" уральской научной фантастики. Тут надо подчеркнуть, что фантастики хватало и в жизни самого автора романа Алексея Подсосова: он вернулся живым из Порт-Артура; по какому-то странному недосмотру власти не припомнили ему в 1937-м купеческий статус и золотые прииски (семья Подсосовых в своё время владела восемью золотыми приисками в Камышловском и Екатеринбургском уездах, некоторые из них принадлежали Алексею Викторовичу); он остался жив, попав под машину в 1939 году; выжил, перенёся тиф и два инфаркта...
А что же в книге? Герой романа 35-летний гениальный академик Виктор Горнов, прославившийся на весь мир открытием мощнейшего ядерного горючего - койперита, объясняет коллегам основы своего мегапроекта: "Лучистая энергия солнца — бесплатный дар. И количество ее огромно. Если мы не удержим ее и не используем, она вновь унесется в мировое пространство. Я выдвигаю проблему власти над климатом. И отепление севера — только одна часть этой проблемы. Мы должны изменить климат всей Средней Азии, превратить его из резко континентального в субтропический, должны раз и навсегда обезвредить раскаленные сухие воздушные массы, скопляющиеся над нашими пустынями, оградить Кубань, Украину, Нижнее Поволжье от засух и суховеев, смягчить климат Сибири, разрешить проблему Каспийского моря, остановить его дальнейшее высыхание, дать странам Средней Азии большие пресноводные озера, в которых они могли бы широко развернуть рыбоводческое хозяйство, не менее продуктивное, чем скотоводство и хлебопашество. Мы должны, наконец, стать действительными хозяевами воздушного океана, научиться управлять его течениями, смирить капризы погоды и климата. Вот в чем главная суть моего проекта. Новый Гольфстрим — только подступ к этой будущей победе человека над природой".
Знаток фантастики Виталий Бугров (см. в моём Дзене материал о Бугрове "Преподаватель воображения") в своей книге "1000 ликов мечты" писал о "Новом Гольфстриме": "В центре романа — серьезная, по-настоящему большая научно-техническая проблема, ее решение и постепенное претворение смелой идеи в жизнь. Это дает нам основание отнести книгу Подсосова к тому «научно-техническому» типу романа, который сложился в советской фантастике во второй половине тридцатых и сороковых годах. В отличие от фантастики предшествующего периода такой роман был целиком основан на фактах советской действительности. Он говорил о том, что было особенно близко для читателя тех лет, — о завтрашнем дне страны, о перспективах развития социалистического хозяйства, науки и техники". Отмечая достоинства романа Бугров говорит и о том, что "поскольку основной упор здесь делался на «производственный фон» , неизбежно терялись, тускнели образы героев, ослабевало социально-психологическое начало..."
Отмеченный В. Бугровым недостаток психологичности - общее место фантастики "ближнего прицела" сороковых-пятидесятых лет прошлого века. Хотя я лично поостерёгся бы относить "Новый Гольфстрим" к фантастике "ближнего прицела". Размах у автора - гигантский, а из того, что Подсосов описал в своей книге, как свершения ближайшего для его героев и тогдашних читателей времени (напомню, что роман написан в тридцатые годы), в реальности до сих ничего не сделано. И, к счастью, сделано уже не будет. Пишу "к счастью" потому, что неизвестно, чем бы закончились для нашей планеты такие ошеломляющие вмешательства в её состояние... Академик Горнов подвиг страну на колоссальные подвижки, предложив перегонять мощными тепловыми агрегатами "тучегонами" воду (опресненную при интенсифицированном испарении) из арктических морей на юг, в пустыни Средней Азии.
Цитирую роман: "Перед людьми науки, привыкшими до сих пор только наблюдать и предсказывать ожидаемые изменения атмосферных явлений, была поставлена новая задача: активно вторгаться в эти явления, вносить свои коррективы в циклоны и антициклоны, создавать, где нужно, высокие и низкие барометрические давления, мощные восходящие токи, накапливать влажные воздушные массы, передвигать эти массы в глубь материка, конденсировать пары, собирать тучи и проливать дожди...". Среди песков сооружаются огромные водохранилища. Вода из них, нагретая жарким солнцем пустыни, будет перебрасываться на север. Осуществление проекта позволит полностью оросить и тем самым ликвидировать пустыни и одновременно — пробудить к жизни необозримые пространства Севера, отеплив их "Новым Гольфстримом".
Усилиями всего советского народа грандиозный проект академика Горнова в романе осуществляется. Триумфу предшествует множество трудностей, в том числе ликвидация последствий всяческих аварий и непредвиденных природных форс-мажоров, а также шпионские диверсии, куда ж без них... Немало крови Горнову попортило и противостояние с приёмным отцом, академиком Измаилом Бекмулатовым, который тоже посвятил свою жизнь воплощению эпохального проекта - орошению среднеазиатских пустынь подземными водами из обширной системы глубинных шахт. Два академика, любящий отец и почтительный сын, яростно отстаивают свои мегапроекты, что вызывает серьёзные проблемы в их отношениях, но ближе к финалу романа они всё-таки найдут разумный и полезный стране компромисс.
К сожалению, в оригинальной книге 1948 года нет внутренних иллюстраций, а мне было бы весьма интересно посмотреть, как художник тех времён воплотил бы образы и темы романа "Новый Гольфстрим". Страницы романа, связанные с хранением и использованием ядерного горючего (койперита) бесконечно наивны, но рисунков к ним мне категорически не хватает... А вот такие строки: "По крутым склонам гор, через обрывы и пропасти, по топким болотам, по девственной тайге и тундре без дорог, побежали поезда и машины невиданной прежде конструкции. Быстро перебирая короткими стальными ногами, цепляясь острыми крючьями за камни и за землю, эти сказочные змеи-горынычи не знали преград. Они лепились почти на отвесные скалы, спускались в глубокие овраги, как танки, переплывали болота и реки и везли строителям сотни тысяч тонн древесины, бетона, металла. А вверху слышался рокот моторов. Мчались воздушные поезда, буксируемые сверхмощными самолетами. Проплывали огромные корабли...". Хотелось бы понять, как "воздушные поезда" (допустим, это дирижабли) буксируются "сверхмощными самолётами", но нет в книге иллюстраций, увы...
Отсутствие в романе даже намёков на радиационное загрязнение от ядерного горючего, повсеместно и открыто применяемого в ходе претворения в жизнь масштабного проекта Горнова, я списываю на понятное в начале тридцатых отсутствие доступной информации в данной области. Никто в книге даже не пытается рассмотреть последствия от выкачивания миллионов тонн подземных вод (а они есть под пустынями?) или переброски огромного количества влаги из северных морей в искусственные озёра Средней Азии и теплой воды из них - в Сибирь. Не буду и здесь придираться, завораживает грандиозность проекта в целом. Но главы, в которых герои остаются в живых после взрыва кассеты с койперитом на борту самолёта "Арктика" и тормозят падение "Арктики" парашютами (не какими-то особенными, а обычными, предназначенными для экипажа), раскрывая их через "окна", а потом привязывают этими же парашютами самолёт на краю утёса, куда они грохнулись, чтоб его не сдуло ветром, а потом используют эти же парашюты, чтобы со скалы спрыгнуть, моё уважение к автору несколько подкосили. Роман-то ведь серьёзный, не комикс какой-нибудь...
Тем не менее, мне было чрезвычайно любопытно узнать, как представлял себе будущее нашей страны такой незаурядный человек как Алексей Викторович Подсосов. Закончу свою запись последним абзацем романа: "Старый академик устало откинулся на спинку кресла и на минуту прикрыл глаза, прислушиваясь с довольной улыбкой к рокоту далеких насосных станций..."
Читайте о фантастах Урала и Сибири в моём Дзене:
Уральский фантаст Исай Давыдов. Повесть "Девушка из Пантикапея"
Фантаст Исай Давыдов и его роман-эпопея "Я вернусь через 1000 лет"
Фантастическая повесть "Пленники пылающей бездны". Советский фантаст убил всех своих героев...
Фантастический роман "Два дня Вериты" Владимира Печёнкина про голую правду
Забытый новосибирский фантаст: Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра
Советская хронофантастика. Эрнст Бутин. Лицом к лицу
Фантастические "Истины на камне" писателя Геннадия Емельянова
Моё предисловие к "Кормчей книге" фантаста Геннадия Прашкевича