Технологии улавливания, утилизации и хранения углекислого газа (CCUS) — одна из самых обсуждаемых тем в области «зеленой» энергетики. При всех их неоспоримых плюсах очевидны и слабые места, в первую очередь дороговизна и сложность внедрения. Старший аналитик Центра по энергопереходу и ESG Сколковского института науки и технологий Екатерина Грушевенко рассказывает о том, как работают технологии, какие крупнейшие проекты реализуются на их основе во всем мире и каковы перспективы.
Технологии CCUS (Carbon Capture, Utilization and Storage) включают: улавливание углекислого газа (CO2) при сжигании топлива или в промышленных процессах, транспортировку этого CО2, его использование либо постоянное хранение глубоко под землей. Также существуют еще два понятия: CCS — улавливание и хранение СО2; и CCU — улавливание и полезное использование СО2.
Технологии CCUS возникли более 100 лет назад. Первоначально они применялись на газовых месторождениях для очистки метана от углекислого газа.
Позже, в начале 1970‑х годов, когда на повестку дня вышли вопросы изменения климата, CCUS стали применять более точечно, в частности, для улавливания СО2 на электростанциях и промышленных предприятиях. В начале 1970‑х годов в Техасе начали использовать уловленный CO2 для повышения нефтеотдачи, что стало прототипом полной цепочки CCUS.
Бурное развитие CCUS получили в 1990—2000‑х годах, с интенсификацией климатической повестки. В 1996 году стартовал норвежский проект Sleipner, в 2000‑м — канадский проект Weyburn-Midale (хранение углекислого газа).
В начале 2010‑х, одновременно со скачком цен на нефть и активным развитием газового рынка, интерес к улавливанию углекислого газа несколько снизился. Однако в 2015 году, после подписания Парижского соглашения по климату, это направление получило второй шанс. В специальном докладе МГЭИК 2018 года подчеркнута необходимость достижения нулевых чистых выбросов к 2050 году.
Полный материал читайте в «Новом атомном эксперте». https://clck.ru/3G7Aah