Имя прототипа главного героя этого фильма (и автора сценария) выбито на двух братских могилах, родные дважды получали похоронки, но он выжил.
Он больше 20 раз горел в танках, сменил за войну 13 машин и в 22 года стал Героем Советского Союза.
После войны молодой мужчина окончил ВГИК и связал жизнь с кино. В начале восьмидесятых он написал сценарий, где рассказал эпизод из собственной военной жизни. По сценарию сняли фильм «Экипаж машины боевой» (1984), а имя героя войны — Александр Милюков.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
В основу сценария Александра Милюкова и его соавтора, писателя Анатолия Степанова, — удивительный случай, который произошёл летом 1943 года накануне Курской битвы. Немецкий танкист-ас, действительно профессионал (и в фильме это показано объективно и правдиво) провоцирует и раздражает советские войска дерзкими и весьма результативными вылазками. Танковый экипаж, которым командует молодой Саня Меньшов, сбежавший из госпиталя после ранения, начинает охоту за немцем. В том числе и из мести: фашист-профессионал расстрелял танки друзей Сани. Как-то в эфире танкисты слышат немецкую речь: сам немец вышел на связь и нагло предложил Сане и его товарищам дуэль. Немец даже знал позывной Сани — «Пенза» и обращался к нему с насмешкой, будучи уверенным в собственной непобедимости. Советские танкисты вызов приняли, и дуэль состоялась. Забегая вперёд, скажу, что
несмотря на то, что в кадре танковый поединок показали по-настоящему эффектно и захватывающе, не менее, а может, и более важным и определяющим выглядел минутный эпизод, когда немецкий ас выскочил из подбитого танка и столкнулся глазами с Саней. Это сражение взглядов, мыслей, идеологий показало, возможно, даже больше, чем сама битва.
Отмечу интересный факт. В фильме Саня (а именно его прототипом и был Александр Милюков) объясняет, почему выбрал позывной «Пенза», хотя был москвичом. По его словам, отца направили в Пензенскую область организовывать колхоз, где его и жену, мать Сани, убили кулаки. К Сане, попавшему в детдом, после и привязалась кличка Пенза, и он не был против, потому что считал слово красивым. В реальности же Александр Милюков был уроженцем Пензенской области, отсюда и позывной кадре.
Снимать фильм начал режиссёр Виталий Василевский, дебютант. По его словам,
«Экипаж машины боевой» создавался, в первую очередь, для молодёжи, ведь герои фильма и сами были молоды, полны юношеской отваги и надежд, фактически это были вчерашние мальчишки. Самому Александру Милюкову на момент той героической танковой дуэли было всего 20!
И для того, чтобы в героях картины зрители видели тех самых обычных парней, режиссёр решил снимать малоизвестных актёров, у которых не было шлейфа прежних заметный ролей.
Главную роль получил Владимир Вихров. У него была уже довольно богатая фильмография, однако крупных ролей пока не случилось.
Именно «Экипаж машины боевой» по-настоящему открыл Владимира Вихрова для массового зрителя. А в будущем Владимир Вихров переключится на дубляж и подарит голос массе зарубежных актёров.
Стоит только отвернуться от экрана и просто послушать, как вы услышите русские голоса голливудских знаменитостей, которых и озвучил Владимир Вихров.
Других членов экипажа сыграли дебютант Олег Куликович, Михаил Семёнов и молодой актёр московского театра имени Вахтангова, который тогда не был никому известен, Сергей Маковецкий.
Впереди, впрочем, у Сергея Маковецкого будет ещё десяток лет работы в так и получивших признаниях лентах, пока он действительно не добьётся известности.
В других ролях Борис Сабуров, Леонид Яновский, Борис Зайденберг. Небольшие женские роли сыграли Татьяна Кузнецова, Маргарита Криницына, Антонина Кончакова.
В финале на несколько секунд в кадре появляется и главный герой реальной истории — Александр Милюков.
Он принимал самое активное участие в съёмках: не без его участи утверждали актёров, он лично проверял танк, помогал операторам искать верные ракурсы и не брезговал помочь обычным рабочим, строившим декорации.
Первый показ фильма прошёл в селе, где Александр Милюков родился, в том самом, в Пензенской области, хотя сам он давно жил на Украине.
В прокат фильм «Экипаж машины боевой» вышел в мае 1984 года, спустя 41 год после показанных в нём событий. Зрителей он заинтересовал, хотя, вероятно, и не настолько, насколько рассчитывали авторы. Отмечу, что динамичную музыку в картине исполняет популярный тогда ансамбль «Зодиак», и приглашение музыкального коллектива, специализирующегося на современной музыке, — ещё одно подтверждение того, что создатели ленты адресовали её именно на новому поколению.
Фильм «Экипаж машины боевой» получился неплохим, хотя, конечно, выдающимся его не назвать. Но в нём хоть и рассказывается о войне, где люди рискуют жизнями ежесекундно, всё же сохраняется атмосфера теплоты. Там правильные герои, от генерала до деревенского деда, на которых мы все когда-то ориентировались, но почему-то этот ориентир утеряли.
Ну и пару слов ещё об одном «герое» фильма — танке Т-34. Многие зрители-специалисты замечают, что
модель, снимавшаяся в фильме, ещё не выпускалась в 1943 году.
Но для рядового зрителя это вряд ли имеет значение, важнее то, как танкисты и сам Саня Меньшов относятся к своей машине, в каком-то смысле одушевляя её. Кстати,
в роли немецкой «Пантеры» в кадре — тоже «неправильный» танк, это уже послевоенная модель, слегка подгримированная.
Несколько лет назад вышел российский фильм «Т-34», где тоже фигурирует легендарный танк. Сюжеты этих картин не пересекаются (судя по описанию, сюжет «Т-34» больше похож на сюжет советского фильма 1965 года «Жаворонок»). Я фильм не смотрела, но если вы с ним знакомы, то можно ли сравнивать «Экипаж машины боевой» и «Т-34»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: