Подшипниковые узлы нашли свое применение во многих сферах деятельности человека. На современном рынке представлен широкий выбор комплектующих, рознящихся особенностями конструкции, материалами изготовления, областью использования и другими параметрами.
Отдельного внимания заслуживают корпусные подшипники – самоустанавливающиеся детали, помещенные в корпус и оборудованные специальным устройством для смазки в процессе эксплуатации.
Описание корпусного подшипника
В эту категорию входят подшипники качения радиального типа со сферической наружной поверхностью, широким внутренним кольцом и крепежными элементами. Преимуществом корпусных подшипниковых узлов является простота монтажа и отсутствие необходимости в предварительной подготовке к использованию. Благодаря уплотнителям обеспечивается продолжительный срок службы даже в сложных условиях, включая значительные загрязнения. Широкий модельный ряд позволяет подобрать оптимальную конфигурацию в соответствии с особенностями оборудования и в зависимости от поставленной задачи.
Область использования
Комплектующие такого типа незаменимы в узлах, работающих под высокой нагрузкой, когда отсутствует гарантия точного совпадения осей. Они отлично зарекомендовали себя при работе на большой скорости, под воздействием вибрации и повышенной влажности.
Подшипники в корпусе применяются в таких сферах деятельности человека:
- Легкая промышленность.
- Сельхозтехника.
- Оборудование текстильной и пищевой промышленности.
- Конвейеры, упаковочные механизмы.
- Воздуходувки промышленного назначения.
- Погрузочная, строительная техника и пр.
Особенности
Корпусные подшипники состоят из износостойкого, высокопрочного, преимущественно - чугунного корпуса, устойчивого перед деформацией и механическими повреждениями. Надежной фиксации на валу способствуют входящие в конструкцию стопорные кольца, запорное кольцо (эксцентриковое) или закрепительные втулки (зависит от типа детали).
Комплектующие поставляются заполненными смазкой, они оснащаются подушками, в которых предусмотрены установочные отверстия. Это позволяет начинать эксплуатацию сразу после установки на вал. Качественные уплотнители препятствуют проникновению в камеру пыли и грязи. Продуманная конструкция компенсирует осевые перекосы и предотвращает преждевременный износ.
Типология корпусных подшипников
Существуют следующие типы корпусных подшипниковых узлов:
- Цельные. Предназначены для тихоходных передач, а также для приводных валов малого диаметра. Изготавливаются из чугуна методом литья, характеризуются повышенной прочностью и устойчивостью перед ржавчиной.
Корпус закрытый, поэтому в сепаратор не проникает грязь, что уменьшает трение тел качения, зафиксированных с помощью сепаратора и впрессованных пластиковых полукрышек.
- Фланцевые. Это накладные модели в литом корпусе из чугуна, затягиваемые с помощью болтов. Отличное решение для узлов, которые хорошо переносят биение и нетребовательны к соосности валов.
- Разъемные. Состоят из двух частей – основания и установленной на нем верхней полукрышки, зафиксированной болтами с граверными шайбами. Подходят для механизмов, работающих под максимальной нагрузкой.
- Натяжные. В корпусе проделаны продольные канавки, необходимые для перемещения узла по направляющим. Тавотница (ниппель) облегчает смазывание узла в ходе эксплуатации. Прямоугольное отверстие при необходимости позволяет корректировать угол посадки.
Типология подшипниковых узлов в корпусе
В зависимости от конструктивных особенностей и материала изготовления существуют такие комплектующие:
- Конические (UK).
- Сферические (UC).
Все перечисленные типы изделий подразделяется на несколько разновидностей.
- Корпусные подшипники UCP. Получили широкое распространение в механизмах, где важно возместить перекос или несоответствие валов. Конструкция включают чугунные лапы с дополнительным защитным покрытием и внутреннее кольцо с масленкой для автоматической смазки в процессе использования. Некоторые модели оснащены стальной либо чугунной крышкой, обеспечивающей защиту от негативных внешних воздействий.
- UCPA. Самоустанавливающиеся самосмазывающиеся однорядные сферические изделия с узкими лапами и штифтовым крепежом.
- UCT. Радиальные подшипники в чугунном Т-образном корпусе с бороздочками на торцах. Устанавливаются на вал с незначительными перекосами. Прямоугольное отверстие на корпусе позволяет менять угол посадки.
- Корпусные подшипники UCF. Фланцевые комплектующие в литом квадратном корпусе с удлиненным кольцом и крепежными отверстиями (4 шт.). Крепление на валу осуществляется посредством стопорных винтов. Поставляются со смазкой, которую при необходимости можно добавить. Пригодны для эксплуатации при средних и малых оборотах, нельзя использовать для работы в экстремальных условиях.
- UCFC. Самоустанавливающиеся детали в круглом полимерном, стальном или чугунном корпусе. Фиксируются четырьмя болтами, оснащаются резиновым уплотнением. Существуют варианты со встроенной масленкой и крышкой на корпусе для дополнительной защиты.
- UCFL. Компактные ромбообразные подшипники с установочными прорезями в количестве 2 штук. Фиксируются с помощью болтов, предназначены для монтажа на вал от 12 до 85 мм. Могут быть открытыми или закрытыми с чугунной крышкой.
- UCFA. Ромбовидные узлы с болтовой фиксацией, однако, в отличие от предыдущей модели, для крепления используется только один болт. Предусмотрена возможность изменения угла наклона посредством специального ушка.
Заключение
Корпусные подшипники обеспечивают длительную бесперебойную работу оборудования в машиностроительной сфере, а также во многих других отраслях промышленности. Широкая номенклатура изделий позволяет подобрать оптимальное решение в зависимости от особенностей нагрузки и условий эксплуатации.