Найти в Дзене
Внутри России

Индустриализация и коллективизация. Глава 3.4. Часть 8. Реакция крестьян на раскулачивание.

Оглавление

Меры воздействия на кулаков (продолжение)

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Многие новообразованные колхозы, во главе которых часто стояли лентяи и пьяницы, оказались малоэффективными. Управлять ими никто не умел, а награбленное имущество не ценилось – не свое же, а государственное, а значит ничье. Стимула для бережного отношения не было. В дальнейшем именно эта концептуальная проблема «ничейности», приводившая к безответственности и транжирству, стала причиной развала не только колхозов, но и в целом страны. Многие колхозы разорились не в Перестройку, а еще в 1930-х годах, когда награбленное было разбазарено, а новое не выращено. Так, например, произошло с колхозом в с. Овсянка, на родине известного писателя Виктора Астафьева, развалившемся в 1939 году: «Земли колхозу не хватало. Какая в наших камнях земля? Там клочок, тут вершок, и при всем этом самые лучшие пашни пустили на распыл - на левой стороне Енисея, что по-за островом, оттяпало овсянскую землю подсобное хозяйство института, на фокинском улусе (…) расположилось подсобное хозяйство другого института - разохотились городские на дармовую землю, тем временем колхоз имени товарища Щетинкина, и без того едва теплящийся, чадил как восковая свечка, пока совсем не угас. И когда я ныне слушаю удивленные речи: откуда, мол, и как появилось варварское отношение к земле, равнодушие к ней? - могу точно указать дату: в родном моем селе Овсянке это началось в тридцатых годах, в те бурные, много нам бед причинившие дни» (В. Астафьев. Последний поклон). О том же говорил С. Голицын: «Так, в селе Любец, где я сейчас живу, колхоз уцелел благодаря четырем семьям переселенцев, бежавших от раскулачивания со своих родимых мест. А в селе Котове, где я жил тогда, колхоз сразу развалился» [цитата по 495].

Данные опасения прослеживаются и в официальных документах. Из выступления С.И. Сырцова на ноябрьском пленуме ЦК ВКП(б) от 12 ноября 1929 года: «получается сильнейший разрыв между количественным ростом и качественной организацией крупных производств. Если сейчас же не принять мер к укреплению этих колхозов, дело может себя скомпрометировать. Колхозы начнут разваливаться». [645]

Опасения оказались ненапрасными. Так, в справке инфотдела ОГПУ об административном произволе в связи со сплошной коллективизацией в ЦЧО от 5 января 1930 года читаем: «Благодаря грубым искривлениям, отсутствию организационной и массовой работы и усиленной агитации кулачества к концу 1929 г. в некоторых округах ЦЧО отмечен развал отдельных крупных колхозов (далее их перечисление – авт.)» [645].

Разумеется, причины стали искать не в экономической сфере, а в политической. Тогда же в политический обиход вошла новая терминология «лжеколхозов» и «кулацких колхозов», призванная объяснить их недолговечность.

Товарищеский суд над симулянтами в колхозе. Украина, Киевская обл. 1933 год. Фото из открытых источников.
Товарищеский суд над симулянтами в колхозе. Украина, Киевская обл. 1933 год. Фото из открытых источников.

Местные власти спешили выполнить план и отчитаться наверх о выполненной работе. Активная фаза коллективизации пришлась на осень, следовательно, к наступлению холодов подготовить помещения для проживания скота, птицы и хранения продовольствия не успели, не было заготовлено достаточного количества сена и кормов, работники колхозов не имели должного образования и умения в сельском хозяйстве. Все это привело к массовому падежу и порче отнятого имущества, что серьезно повлияло на продовольственную безопасность страны.

Широко применялись и политические репрессии. Все чаще «кулаков» стали лишать избирательных прав, конфисковывать имущество, высылать всю семью из деревни без формального привлечения к уголовной ответственности в административном порядке, либо с привлечением к уголовной ответственности согласно постановлению ВЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» от 1 февраля 1930 г. Судили чаще всего по статье 61 (несдача хлеба во время хлебозаготовок), 117 (спекуляция) и 58 (контрреволюционные преступления) УК РСФСР. Применение последней статьи предполагало не только осуждение крестьянина, но и высылку его семьи, формально к уголовной ответственности не привлекавшуюся. Именно по 58 статье стали проводиться массовые высылки кулаков с семьями в малообжитые районы страны.

Если экономические репрессии носили хоть и несправедливый, но все же законный (по принятым тогда законам) характер, то политические репрессии проводились с невиданными нарушениями советских законов. Это происходило не только из-за законодательной неразберихи и отсутствия четких инструкций и определений, но и из-за того, что судебные органы не справлялись с потоком хлынувших дел. «Кулацкие» дела стали изыматься из суда и передаваться под юрисдикцию ОГПУ, советских и партийных органов. «В то же время на смену уголовному праву приходят подзаконные акты: постановления, инструкции, секретные циркуляры, чаще всего не согласующиеся с юридическими нормами. Методы, применяемые в соответствии с ними, окончательно становятся незаконными» [цитата по 654].

Как правило, под раскулачивание попадали наиболее трудолюбивые крестьяне, составляющие основной костяк сельской общины. Активистами-колхозниками же были те самые бедняки, давно прикормленные властью, которые привыкли ничего не делать и пропивать свое имущество, собственно поэтому и остававшиеся бедными, несмотря на все предоставленные им льготы. Такие люди в деревне презирались. Их озлобленность, зависть и мстительность способствовали усилению репрессий на местах. Им в помощь из города также выделялось 25 тысяч рабочих-активистов (так называемые «двадцатипятитысячники»), которых отправляли на село часто принудительно.

1930 г. Рабочие завода «Борец» подают заявления о поездке для работы в деревню. ото из открытых источников.
1930 г. Рабочие завода «Борец» подают заявления о поездке для работы в деревню. ото из открытых источников.

При составлении характеристик на «кулацкие» хозяйства учитывалось не только их состояние на момент раскулачивания, но и положение, в котором хозяйства находились до 1917 г. Важное значение имело происхождение. В первую очередь были раскулачены священники и бывшие помещики, даже те, которые не попадали под экономические параметры кулака. Например, Курьянов Иван Степанович, житель Ломовского сельсовета Раненбургского района ЦЧО до 1917 г. был помещиком, но к началу коллективизации состояние его хозяйства определялось как середняцкое. Его исключили из колхоза за «кулацкое» прошлое, несмотря на существенный вклад в коллективное хозяйство. [655, 656]

Для увеличения общих показателей по району или для сведения личных счетов со стороны активистов и членов сельских советов нередко раскулачиванию подвергались нетрудоспособные граждане. Жертвами насилия становились не только престарелые домохозяева, но и больные. Так, лишили избирательных прав и имущества жителя Березнеговского сельсовета Добринского района ЦЧО инвалида Захарова Василия Федоровича [657]. Был исключен из колхоза и намечен к раскулачиванию житель села Пиково Раненбургского района ЦЧО Скуратов Иван Григорьевич, 40-летний инвалид 3-й группы, хотя он добросовестно выполнял все заготовительные задания и вносил платежи [658]. [656]

Репрессиям подвергались и граждане чья жизнь и состояние хозяйства улучшались после 1917 г. Изображалось это как стремление к наживе и личному обогащению: в характеристике жителя села П. Студенки Лебедянского сельсовета Добринского района ЦЧО Ковыльникова Аверьяна Никитича говорится: «Ведет тайную агитацию против советских мероприятий и коллективизации. Образ жизни ведет по[-]роскошному», но «отношение к Советской власти удовлетворительное» [цитата по 659]. Несмотря на лояльность, домохозяину пришлось пережить раскулачивание и выселение из ЦЧО [660]. [656]

Опасно было быть просто родственником раскулаченных крестьян. Так, широко применялась формулировка «сын кулака». В Демшинском сельсовете Добринского района ЦЧО был выслан Зайцев Семен Ильич, 1903 г. рождения, «сын высланного кулака», отец троих детей [661].

Активисты не стеснялись раскулачивать и одиноких женщин, вообще к термину «кулак» могли относить как мужчин, так и женщин. Например, в Синдякинском сельсовете Хлевенского района ЦЧО в 1931 г. было раскулачено хозяйство 38-летней жительницы села В. Маланьино Слепокуровой Ксении Харитоновны, сын которой был осужден за хулиганство, а дядя, Слепокуров Григорий Петрович, выслан из ЦЧО [662].

Наконец, с помощью советской пропаганды на крестьянство оказывалось беспрецедентное социокультурное влияние. Замкнутый мир, в котором самодостаточно и полноценно жил русский крестьянин был разрушен. Крестьянство перестало существовать как самостоятельная социальная группа, что было достигнуто путем уничтожения традиционной крестьянской культуры различными методами. Как писал историк Шанин: «Среди них можно выделить: тотальную идеологическую обработку широких масс населения, уничтожение традиционной для крестьянства православной культуры, коммунистическое воспитание молодежи, создание урбанистической культуры на селе и т.д. С началом коллективизации в советской печати, литературе, кинематографе создается положительный образ колхозника-активиста, беспощадно борющегося с «озверевшим кулачеством». Все это создает в сознании людей, с одной стороны, понимание необходимости «индустриализации сельского хозяйства», с другой, формирует образ «кулака» — врага народа» [цитата по 634, 635]. Но главное, что разделено было само крестьянство. Террор государства был активно поддержан частью сельского населения. Накапливающиеся долгие годы внутренние противоречия, общинный кризис и малоземелье вылились в трагедию всероссийского масштаба – в самоуничтожение русской деревни.

09. 1930. Раскулачивание. Крестьянская семья, узнавшая о том, что она подлежит выселению, с. Завадовка. Фото из открытых источников.
09. 1930. Раскулачивание. Крестьянская семья, узнавшая о том, что она подлежит выселению, с. Завадовка. Фото из открытых источников.

Реакция крестьян

Естественно, что в такой резкой форме коллективизация не могла проходить гладко. Реакция крестьян была также резкой. По данным канадского историка Л. Виолы в 1929-30 годах ОГПУ зафиксировало 22 887 «актов террора», направленных против местных партработников и крестьян-активистов, в том числе более 1100 убийств, 13 754 массовых выступлений, в которых участвовало более 2 млн. человек [666]. Особенно широкий размах крестьянские волнения приняли в Черноземье, где зажиточных крестьян было больше. По оценкам отечественных исследователей только в марте в ЦЧО было зарегистрировано 192 теракта, в том числе 25 убийств, а всего за январь — апрель 1930 года в стране прошло 6117 выступлений с более 1,5 млн. участников [667, 668].

Чем плодородней была местность, тем богаче были крестьяне, следовательно, тем больше и активнее они сопротивлялись раскулачиванию. Этим объясняется, например, что самым неспокойным округом Московской области оказался Рязанский округ, наиболее плодородный. С января по март 1930 года там произошло 77 выступлений с общим количеством участников 25 082 человека [669]. Здесь же произошло нашумевшее в феврале 1930 года Веряевское (Петелинское) восстание, охватившее 42 села с 12 тысячами человек. Населением были разгромлены амбары с ссыпанным семенным зерном, поломан инвентарь, растащен амбар с отобранными при раскулачивании вещами. За время волнений были убиты трое и ранены шесть сельчан, убит работник уголовного розыска, ранено восемь активистов. [670]

Члены рабочей бригады изымают скрытый кулаками хлеб, 1930 год. Фото из открытых источников.
Члены рабочей бригады изымают скрытый кулаками хлеб, 1930 год. Фото из открытых источников.

В это время резко возрастает активность женщин, как со стороны активистов, так и со стороны сопротивляющихся раскулачиванию. В протоколах тех лет особо отмечены так называемые «бабьи бунты», объясняющиеся с одной стороны агитацией попов и кулаков, с другой – неграмотностью женщин. Так, читаем из протокола ОГПУ по упомянутому Пителинскому восстанию: «Большая толпа женщин встретила направленный на подавление восстания в село Веряево сводный отряд из железнодорожной охраны и милиции. В результате возникшего противостояния отряд был вынужден покинуть село, не выполнив поставленную перед ним задачу» [цитата по 653]. Еще в 1928 году ОГПУ отмечало, что среди крестьянства женщины составляют 80% участников всех антисоветских выступлений [1361].

Сельские женщины 1930-х годов, как хранительницы домашнего очага и матери многочисленных детей, в большей мере сумели сохранить традиционное мировоззрение, составляли большинство прихожан в местных храмах, бережно относились к домашнему хозяйству. Чаще всего именно женщины активно сопротивлялись закрытию церквей и вступались за раскулаченных односельчан. «22 апреля 1930 года, в 4 часа вечера в с. Сербино, Ухоловского района, толпа женщин – около 100 человек, пришла в организованный колхоз, потребовав от последнего скот, изъятый от кулацких хозяйств при раскулачивании. Затем самолично взяли двух коров и отвели раскулаченным Орлову и Казакову» (отрывок из следственного протокола) [цитата по 663]. В с. Каймар: «При перевозке имущества священника толпа женщин (50–60 чел.) оказала противодействие и не дала выселить попа». При закрытии монастыря в Семиозерской слободе: «Во время проверки церковного имущества собралась толпа женщин в количестве около 130 человек, которые бросились к дверям собора и не дали его опечатать. Попытка 5 конных милиционеров оттеснить женщин от собора окончилась неудачей, т. к. женщины совали вперед детей и бросали в милиционеров бутылки. В результате церковь опечатать не удалось…» [цитата по 1352].

Агитация женщин через советские журналы и плакаты. Фото из открытых источников.
Агитация женщин через советские журналы и плакаты. Фото из открытых источников.

Осознавая мощный потенциал женского движения на селе, органы власти постоянно предпринимали попытки привлечения этой силы на свою сторону. «Сейчас, когда мы вступили в полосу строительства крупного социалистического земледелия, значимость женских масс в сельском хозяйстве еще увеличивается. Женские массы представляют огромный резерв творческой силы, и задачей делегатских собраний вместе со всей партией – помочь тысячам беднячек и середнячек осознать необходимость борьбы за коллективизацию» говорилось в газете «Беднота» [цитата по 664]. На пленуме ЦК ВЛКСМ отмечалась необходимость «самого широкого развития всех форм массовой работы среди девушек, созыв конференции и собраний девушек, в частности девушек-колхозниц; развить культурно-бытовую работу среди них и, проводя различную массовую работу среди девушек, необходимо усилить рост деревенских организаций Союза за счет их» [цитата по 665].

Другой формой протеста стали террористические и диверсионные акты против работников низового аппарата и активистов, непосредственно участвующих в раскулачивании: убийства или их попытки, нанесение вреда здоровью, поджоги и разграбление.

Многие крестьяне, которым грозило раскулачивание, самостоятельно покидали свои дома, уезжали к родственникам или в соседние села и города, нередко это сопровождалось поджогом собственного хозяйства или срочной его продажей. Иногда доходило до удивительных случаев, когда предприимчивые «кулаки» успевали за ночь разбирать дом по бревнам и ставить его в другом селе, был дом и нету, куда делся непонятно. Об этом, в частности Сергею Голицыну рассказал старообрядец и известный книголюб Чуванов Михаил Иванович: «В молодые годы он и его пять братьев работали на московских заводах, по субботним вечерам ездили в родную деревню близ станции Ступино Павелецкой ж. д. Однажды приехали и узнали, что их родителей собираются раскулачивать. Они поняли, что беда нагрянет не только на отца с матерью, но и им всем накостыляют. В ту же ночь избу разобрали и одним рейсом на двадцати санях повезли бревна и доски дома, дранку крыши, кирпичи фундамента и печей, бревна и доски всех пристроек, даже собачью будку захватили, погрузили мебель, сундуки, запасы продуктов, сено и овес, повели корову. А куда везти — не знают. Один из братьев отправился вперед, в Люберцы, там у него был знакомый начальник. Но договориться с ним он не успел. Прибыл обоз, а где выгружаться? Выбрали, где улица кончается, — опушку леса, и за одни сутки избу сложили. Она и теперь стоит. Там у старика Михаила Ивановича я в гостях побывал, чай из самовара пил, рассматривал его собрание старинных книг, знакомился с его коллекцией автографов знаменитых людей, слушал неторопливую, мудрую речь хозяина. Он, в частности, рассказывал с юмором, как поразились те, кто явился раскулачивать его родителей. Они обнаружили только ямы от погреба и от туалета. А соседи руками разводили, говорили: «Знать не знаем, ведать не ведаем» [цитата по 495].

Между тем власть пыталась бороться и с этим: «В целях борьбы с уклонением кулацких хозяйств от уплаты налогов и других повинностей и платежей, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют: Воспретить повсеместно кулацким хозяйствам без разрешения районного исполнительного комитета переселение и распродажу ими своего имущества. Обязать районные исполнительные комитеты в отношении кулаков, нарушающих это постановление, применять при самовольном переселении немедленную конфискацию всего имущества, а при распродажах иные репрессивные меры вплоть до конфискации имущества» (отрывок из Постановления ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. «О воспрещении самовольного переселения кулацких хозяйств и распродажи ими имущества») [1377].

Но чаще крестьянские протесты имели пассивный характер, например, массовый убой и распродажа скота. Так, только в одном селе Констаниново Рыбновского района Рязанского округа с 1 декабря 1929 г. было продано и зарезано: лошадей – 20 штук, коров – 70 штук, овец – 150 штук, свиней – 150 штук. Популярным была скрытая агитация, распространение листовок антиколхозного содержания, уговоры и т.д. [649]

В целом можно отметить, что в этой новой Гражданской войне, как называют коллективизацию некоторые историки (Линн Виола, Андреа Грациози, О.В. Хлевнюк и др.) крестьянство быстро проиграло, сопротивляясь репрессиям гораздо меньше, чем в начале 20-х годов. Открытые выступления носили временный и локальный характер и совершенно не сопоставимы с Чапанной войной или Антоновщиной.

Из советской газеты 1930-х гг.
Из советской газеты 1930-х гг.

Однако массовые крестьянские выступления и очевидное разрушение сельского хозяйства страны вынудили власть временно отступить от намеченной сплошной коллективизации. Уже 2 марта 1930 года, спустя 3 месяца после выхода постановления «о темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», выходит статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов», в которой резко критикуется проводимая на местах коллективизация, игнорирующая принцип добровольности. Отмечается безалаберность местных властей. В итоге Сталин «разрешил» крестьянам оставить для себя часть собственности, правда опять очень расплывчато. «Перегибы» следовало устранить, а виновных руководителей и активистов наказать. «Не коммуна, а сельскохозяйственная артель является основным звеном колхозного движения, но в артели не обобществляются: приусадебные земли (мелкие огороды, садики), жилые постройки, известная часть молочного скота, мелкий скот, домашняя птица и т.д.» [цитата по 671].

Вскоре после опубликования статьи постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 года «О борьбе с искривлением партийной линии в колхозном движении» действия партийных работников, о которых шла речь, были квалифицированы как «левацкие загибы», вследствие чего кампания коллективизации была на время приостановлена, а ряд низовых работников — осуждён [672]. Это вызвало массовый отток крестьян из колхозов весной 1930 года. Так, например, в упоминаемом выше Рязанском округе к 1 июня 1930 года доля коллективизированных хозяйств упала с 75% до 8%, 23 районных руководителя и 131 человек сельских руководителей были привлечены к суду, 64 человека уволены [673]. В колхозах остались в основном бедняки и маломощные середняки, надеющиеся поднять свое благосостояние за счет государства. Собственно, до сплошной коллективизации, доля колхозов была приблизительно такой же. Такой показатель не мог устроить власть и потому «принцип добровольности» был снова забыт уже осенью, когда началась вторая волна сплошной коллективизации. Состоявшийся в феврале 1931 г. V Пленум МК ВКП(б) поставил задачу довести уровень коллективизации в районах деятельности МТС до 40–50% [674]. Нежелание крестьян идти в колхозы вновь привело к угрозам, арестам, раскулачиванию и высылке. Вновь начались и антиколхозные выступления: за три последних месяца 1931 г. их было почти 53 тысячи, а за три первых месяца 1932 г. — более 55 тысяч. Подавлялись они с использованием воинских частей ОГПУ и армии. [675]

Агитационный плакат
Агитационный плакат

Параллельно с раскулачиванием, шел процесс преобразования основанных в НЭП кооперативов, а лучше сказать их разгром, который традиционно сопровождался показательным процессом, организованным ОГПУ. Так, в июле 1930 года по делу вымышленной «Трудовой крестьянской партии» были арестованы крупнейшие экономисты-аграрники, внесшие свой существенный вклад в развитие кооперативного движения крестьян: А. Чаянов, Н. Кондратьев, Н. Макаров и другие. Артели и ТОЗы стали насильно переводить в колхозы. Если в июне 1929 года ТОЗы составляли более 60% всех коллективных хозяйств, то к июню 1933 года уже только 2%. К 1 января 1934 года из 228700 коллективных хозяйств ТОЗов насчитывалось 3430. К 1938 г. они исчезли совсем. [676]. К концу 1930-х гг. колхозы объединяли 93% крестьянских дворов и почти 99% обрабатываемых площадей. [636]

Продолжение следует.

С предыдущей частью главы 3.4. можно ознакомиться здесь:

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.