Мое поколение и люди постарше хорошо помнят состояние кататонического ступора, в которое мы впадали, погружаясь в свежий номер любимого журнала. Стоило лишь взять его в руки, и все: речевая и двигательная активность замирали на несколько часов. А помните: свежая пресса, прямо из почтового ящика или только что купленная в "Союзпечати" - какой это был аромат!.. Лучший в мире парфюм.
Вот и некоторые режиссеры настолько очарованы своими любимыми изданиями, что снимают в честь них фильмы. Очень хорошие фильмы.
Так, Уэс Андерсон посвятил картину своему любимому американскому журналу "Нью-Йоркер", отдав дань его знаменитым журналистам, на чьих статьях выросло не одно поколение англоговорящих интеллектуалов. Да и сам Андерсон никогда не скрывал, что в своем творчестве не единожды вдохновлялся этим изданием.
Настоящий авторский артхаусный проект этого режиссера, раскрывающий перед нами целый мир подлинной, но, увы, почившей журналистики, представлен в его комедийном драматическом фильме "Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас ивнинг сан"" (2021). О нем и поговорим в нашем сегодняшнем сюжете - коротко и без спойлеров.
Чисто технически этот фильм сделан в виде нескольких маленьких зарисовок, которые вместе создают большую историю, посвященную журналистам, редакторам и репортерам одного журнала - "Французского вестника", вернее французской редакции вымышленной американской газеты "Либерти. Канзас ивнинг сан". Ничего сложного, просто такое необычное решение, и в этом тоже есть своя ирония и прелесть.
Итак, давайте перенесемся в 1960-е, в вымышленный французский городишко Аннуи-сюр-Блазе (что приблизительно переводится как "тоска на скуке"). Ну ведь умора же, правда?
Неожиданно умирает главный редактор - Артур Ховитцер-младший (Билл Мюррей). Он оставляет завещание: закрыть журнал "Французский вестник", выплатить зарплаты сотрудникам и компенсации подписчикам и выпустить последний номер, состоящий из трех полноценных статей, пролога и эпилога.
Начнем с пролога. Журналист-репортер Эрбсен Сазерак (Оуэн Уилсон), в забавном берете и на велосипеде, совершает обзорную поездку по улицам Аннуи, без приукрашивания вываливая на читателя сухие факты об этом "тихом и уютном" городке, с упоением рассказывая о том, сколько в нем писсуаров, маргиналов, жриц любви, а также, сколько трупов каждую неделю вылавливают из местной речки-вонючки. После этого легкого познавательного экскурса повествование переходит к более основательным темам.
Мы же переходим к первой статье, герои которой многочисленные арт-дилеры, кураторы выставок, музейщики, коллекционеры и всего один художник на всех. Арт-журналистка с волосами цвета тыквы, весьма креативная особа по фамилии Беренсен (Тильда Суинтон) готовит историю о весьма необычном тюремном романе - заключенного на пожизненный срок Моузеса Розенталера (Бенисио дель Торо) и его молодой надзирательницы Симоны (Леа Сейду).
Психопат-убийца Розенталер каким-то неведомым образом оказывается великим художником-абстракционистом, который в своей мазне живописи вдохновляется позирующей ему обнаженной Симоной.
Отбывающий здесь же срок за неуплату налогов проныра-коллекционер Жюльен Кадацио (Эдриан Броуди), увидев пачкотню картину Розенталера, тут же загорелся ее приобрести. С этого момента он становится на тернистый и весьма затратный путь, на протяжении которого ему предстоит проворачивать махинации с артефактами полоумного заключенного, что оказывается весьма сложным и опасным делом.
Вторая статья - о студенческих бунтах и их лидере, молодом активисте Дзеффирелли (Тимоти Шаламе) - достается опытной журналистке и политической акуле Люсинде Кременц (Фрэнсис Макдорманд).
Бывалая газетчица и тертая дамочка, она без всяких преамбул лишает "стесняющегося своего естества" и годящегося ей в сыновья героя репортажа девственности, тем самым вызывая ревность у другой юной активистки (Лина Кудри), также имеющей виды на прыщавого бунтаря Дзеффирелли.
Чуть не забыла сказать, что студенческие протесты начались во имя предоставления парням свободного доступа в девчачью общагу. Что, кстати, вполне уважительный повод для восстания, ведь эти молодежные бунты - настоящая дань любви, и, пожалуй, главная причина таких "революций".
В третьем эпизоде рассказывается о "полицейском" поваре Нескафье - возможно, что это такая забавная аллюзия на знаменитого французского повара Эскофье - (Стив Парк), готовящем званый ужин комиссару полиции (Матье Амальрик), во время которого бандиты похищают из дома комиссара его сына-вундеркинда.
И вот все отделение полиции мобилизуется на поимку похитителей. Эту острую кулинарно-политическую историю рассказывает репортер-гомосексуал (это он себя так называет, а не я дразнюсь) Робак Райт (Джеффри Райт), находящийся в задрипанной дыре городе Аннуи в служебной ссылке командировке. Анимационная вставка помогает нам лучше увидеть и даже поучаствовать в гангстерских разборках, полицейском беспределе и забавно попенять на гомофобию.
Ну и, наконец, эпилог-некролог. Сотрудники "Французского вестника" обсуждают смерть Артура Ховитцера-младшего и вместе приступают к работе над финальным номером, дабы почтить память своего патрона.
Если вкратце, то это все. Буквально пару фраз о самой картине.
Режиссер разбавляет сюжет фильма не только мультипликацией, но и черно-белыми кадрами, французской речью, кулинарными сценами и отсылками к известным мировым кинолентам.
Андерсон время от времени сносит "четвертую стену", и тогда его герои смотрят точно в камеру, словно напрямую обращаясь к конкретному зрителю.
Фильм получился ироничным, местами очень смешным и довольно подвижным, хотя и снимался среди декораций, построенных во французском Ангулеме. Музыкальное оформление, которое придумал знакомый Андерсона по его прежним работам Александр Деспла, весьма эффектно оттеняет такую мобильную статичность.
Отдельно стоит сказать о касте. Помимо уже названных вас порадуют звезды: Кристоф Вальц, Уиллем Дефо, Лив Шрайбер, Ипполит Жирардо, Эдвард Нортон, Сирша Ронан, Фишер Стивенс, Бенжамен Лаверн, Сесиль де Франс, Венсан Макен и другие. И Анжелика Хьюстон в роли рассказчицы за кадром.
Вот такая история, которую я однозначно рекомендую к просмотру даже тем, кто не относит себя к числу апологетов бумажной прессы.
Убеждена, что всем стоит познакомиться с этой картиной, поскольку ее стилистическая безупречность сама по себе уже является достойной причиной посмотреть кино.
А у меня на сегодня все.
Смотрите и читайте лучшее, оставайтесь на О! СЮЖЕТ - и будет вам интересно.
И помните: люди с независимым мышлением помогают увидеть проблему со всех сторон.
🔊По традиции напоминаю о подписке, репосте, лайке и отзыве.
📚Вот здесь мы с вами читали книгу о знаменитом Огюсте Эскофье:
💥И, пожалуйста, пробегитесь по синим ссылкам в статье, они активны!