"Жизнь может измениться в мгновение ока". Она постоянно требует от нас соответствия тем моделям поведения, которые популярны в текущий момент. Но мы все разные, и счастливыми нас делают абсолютно разные вещи. Перестать жить прошлым и брать от жизни всё здесь и сейчас - вот одна из модных сегодня мантр. Однако, порой прошлое и память о нём могут принести не меньше пользы, чем сегодняшний практицизм. Возвращаться к исходникам бывает очень полезно.
Давайте посмотрим криминальную комедию Жана-Поля Саломе "Крёстная мама" (2020) и убедимся в этом.
Пасьянс Партофё (Изабель Юппер) работает переводчицей с арабского на французский в уголовной полиции Парижа. Чаще всего она занимается тем, что сидит на прослушке телефонных разговоров драгдилеров и лиц, с которыми у них установлены контакты. У неё роман с её шефом, Филиппом (Ипполит Жирардо), командиром бригады, в которой она работает.
Переводя очередной разговор подозреваемого в продаже наркотиков марокканца Хафида, Пасьянс вдруг слышит знакомый женский голос. Это же Хадижа! Сиделка её матери из дома престарелых, добрая и заботливая женщина. Значит, Хафид её сын...
К слову сказать, платить за содержание мамы в этом заведении приходится неподъемные для небогатой переводчицы деньги. И они у неё на исходе. Администрация уже предупредила, что отсрочки по оплате не предоставит, и мама будет переведена в бюджетное заведение на койку в общей палате. Пасьянс - вдова, вырастившая в одиночестве двух дочерей. Помощи ей ждать неоткуда.
И тут у бедной переводчицы рождается благородно-преступный план.
Во-первых, она хочет помочь сыну Хадижи избежать тюрьмы. Когда отдел по борьбе с наркотиками организует перехват и поимку драгдилеров, она предупреждают сиделку. Её сын сбрасывает товар, после этого его арестовывают вместе с покупателями, но уже "пустым". А это значит, что при хорошем адвокате ему дадут год условно.
Во-вторых, почему бы ей самой не заработать на содержание мамы, а заодно на новую квартиру и всякие приятные мелочи себе и детям? Если наркодилеры говорят по телефону на арабском, то она ведь может переводить полиции только то, что ей выгодно, правильно? Тогда почему бы "не спрятать наркотики", чтобы потом их самой и реализовать? Каналы сбыта ей хорошо известны, она же сидит на прослушке.
И вот интеллигентная вдова надевает хиджаб, оказывается наедине с полуторатонным грузом гашиша и начинает его сбывать двум милым арабским ребятам, которых раньше сама же и прослушивала.
Как это часто бывает в карточной игре и в криминальном мире - новичкам везёт. Первые партии товара, который Пасьянс неблагоразумно спрятала в кладовке своего многоквартирного кондоминимума, разлетаются как горячий кебаб. Энергичные восточные парни работают с огоньком. А Пасьянс они между собой уважительно называют Матрона.
Эйфория от успехов проходит быстро. И вот уже дилерше мешает не только полиция, но и хозяева украденного товара, и любопытная соседка-китаянка. Спокойной жизни Пасьянс пришел конец. Большие деньги добываются большим трудом.
Пасьянс разгуливает по всему Парижу с клетчатым баулом, набитым наркотиками, назначает стрелки, меняет шифры, пароли и симки, блефует... Полиция сбилась с ног. Засады, облавы и оцепления квартала не дают никакого результата. Попробуй поймать такую. Работает-то профессионал!
Шеф спецотдела Филипп (тот самый, близкий друг Пасьянс) обнаруживает, что эта Матрона и его дорогая Пасьянс удивительно похожи. Но вот станет ли он заходить дальше в своих подозрениях?..
А это вы узнаете сами, когда посмотрите фильм. И ещё вам предстоит узнать, чем закончится бизнес Матроны, как устроится личная жизнь Пасьянс, что станет с Хадижей и её сыном...
Вернёмся к началу статьи, где я пыталась рассуждать о значении памяти, о прошлом. Это тоже было неспроста. Во многом выбор Пасьянс и её превращение в Матрону были вызваны воспоминаниями о её детстве и юности. Когда-то давно отец Пасьянс приплыл в Алжир и познакомился с её будущей мамой. Парень был настолько беден, что воровал сахар в кафе и ел его. Но скоро он нашел себя в одном деле, тоже незаконном, которым занимался позднее уже вместе с женой. Маленькая Пасьянс тоже "работала" с родителями, девочка перевозила в Швейцарию деньги, которые родители прятали в её плюшевой собачке. Позднее и муж Пасьянс тоже занимался незаконным бизнесом, пока не умер от инсульта в тридцать четыре года. Сгорел человек на работе. Такая вот дружная семейка! Целый семейный подряд.
От других похожих фильмов "Крёстную маму" отличает теплота и забота в отношениях героини с больной матерью, взрослыми дочерьми, шефом-любовником. Она благодарна и щедра со всеми, кто был к ней отзывчив.
Уже давно нам не доводилось видеть столь добротный французский детектив. Безусловно, он будет интересен не только узкому кругу "кино не для всех с Изабель Юппер", но и всем её поклонникам. Эта замечательная актриса подарила своей героине удивительные свойства души: интеллигентность, сдержанность, темперамент. А ещё Изабель в прекрасной форме!
Фильм увлекает с первых же кадров, сюжет развивается стремительно, сцены сбыта товара и сцена на китайской свадьбе по экшену и уровню постановки не уступают блокбастерам. Рекомендую всем любителям криминального кино и комедий.
А у меня на сегодня всё.
Читайте хорошее, смотрите лучшее.
И помните: лайк и отзыв всегда стоят на страже закона и порядка.