Знаете как жили художники еще каких-нибудь сто лет назад? Они жили очень интересной, насыщенной и напряженной жизнью. Э-э... духовной.
А вот как эти духовные ребята проводили свободное от искусства время: отрезали себе уши и стреляли в сердце, как милейший Ван Гог; тусили на Таити с малолетними девицами, как скромнейший Гоген; шлялись по борделям, как почтеннейший Тулуз-Лотрек; дружили со всякими неблагонадежными гражданами и анархистами, как тишайший Синьяк; курили гашиш и расплачивались за абсент рисунками на салфетках, как достойнейший Модильяни. Ну ведь молодцы же?! Хоть в пионеры принимай.
Тем интереснее мне показалась биографическая мелодрама режиссера Мартена Прово о французском художнике Пьере Боннаре, который большую часть жизни рисовал только одну (хоть и обнаженную) женщину - свою жену Марту. И вообще жил он довольно тихо и смиренно, если сравнивать с его коллегами по цеху, конечно. На днях я посмотрела арт-байопик "Обнаженная муза Пьера Боннара" (2023) и хочу вам о нем коротко и без спойлеров рассказать.
1893 год, Париж. Молодой художник Пьер Боннар (Венсан Макен) приглашает в свою студию новую натурщицу Марту де Мелиньи (Сесиль де Франс). Девушка позирует не слишком-то охотно, а раздевается и вовсе без энтузиазма. Ей здесь все не нравится - и скучно, и долго, и прохладно.
Но завершается сессия довольно жарко и энергично - в постели художника, после чего пара решает не расставаться. Марта становится сразу и музой, и возлюбленной Боннара, который постоянно ее рисует, чаще всего без одежды, с плохо прорисованным, словно размытым лицом.
Боннар становится известным и популярным художником, у него появляются влиятельные друзья и покровители. Однако его Марте не нравится жить в Париже, она избегает светские приемы, сторонится богемы, зато любит проводить время в их загородном доме, окруженном диким садом, стоящем на самом берегу Сены.
Там так чудесно устраивать пикники, на которые к ним по-соседски запросто заплывает на лодочке Клод Моне! Летом Марта купается в реке, а зимой принимает ванны, которые ей прописал доктор из-за астмы. И все время, что бы она ни делала, Пьер ее рисует.
(Сейчас я немножечко ускорюсь и пропущу несколько десятилетий, чтобы не отбирать у вас удовольствие от просмотра.)
Прошло время. Отношения Пьера и Марты растянулись на полвека, а в пожилом возрасте они вообще не могли обходиться друг без друга. При этом проблем в их отношениях хватало. Боннар долго не хотел жениться на Марте, категорически не желал становиться отцом.
А вот Марта очень хотела ребенка, но ей, увы, пришлось довольствоваться собачками. Уже в солидном возрасте Пьер увлекся юной студенткой, которая стала его новой музой - Рене Моншати (Стэйси Мартин). Любовный треугольник просуществовал недолго, а судьба девушки стала настоящей трагедией.
Но и у Марты были свои секреты. Она, например, скрывала от Пьера свое настоящее имя и происхождение, не знакомила его с матерью и сестрой. Он тоже не представил возлюбленную своей семье. По замыслу создателей картины, не только Боннар как художник родился именно в момент встречи с Мартой, но и она придумала себе легенду в начале знакомства с Пьером и всю оставшуюся жизнь так и жила в этом "образе".
Это все, что что касается сюжета. Перейдем к самой картине.
Мартен Прово не делит судьбы художника и его возлюбленной - фильм ровно в той же степени о Боннаре, в какой и о Марте. Российские прокатчики по понятным только им причинам оставили в названии лишь имя мастера, коллекция которого в Эрмитаже по количеству картин вторая в мире после французской. По оригинальной версии картина называется "Боннары, Пьер и Марта".
Герои фильма живут в настоящем симбиотическом союзе, у которого есть как плюсы, так и минусы. Эта историко-культурная мелодрама охватывает и то, и другое. Муза вдохновляет мастера на создание новых картин, устраивает его быт, а он взамен дает ей ровно ту жизнь, о которой она всегда мечтала: тихую, размеренную, безбедную. Когда выясняется, что Марта тоже прекрасно рисует, то этот факт остается в могучей тени славы ее мужа. Но она не в обиде.
О несомненных плюсах картины.
Отдельным удовольствием является визуальный ряд фильма. Авторы прекрасно поработали с цветом и светом, благо, что Боннар считается одним из лучших колористов прошлого века. Визуал изобилует импрессионистской палитрой с ее вибрирующей зеленью и любовью к лесным пикникам и завтракам на траве. А богатые нюансами желтый с коричневым и охра разной степени золотистости превалируют в интерьерах домов.
Основная часть действия происходит на природе, где в перерывах между творчеством, ссорами и занятиями любовью герои и их немногочисленные друзья то обедают в саду, то разбирают снедь из корзинок для пикника, то плавают на лодках и купаются голыми среди редких голубых кувшинок, которые так много рисовал Клод Моне.
Есть во всем этом какая-то безмятежность, свидетельствующая о том, что герои, может, не всегда жили в согласии, и их союзу хватило испытаний, но пожить счастливо они, тем не менее, успели. К тому же Прово лишь слегка затрагивает тему двух мировых войн и других потрясений первой половины XX века, выпавших на то неспокойное время.
Собственно, этот фильм не совсем уж чистый байопик Пьера Боннара, это биографическое кино о двух супругах, в котором чуть больше внимания уделяется Марте.
Боннара относят к постимпрессионистам, а для его полотен с Мартой был придуман специальный термин "интимизм". Режиссеру удалось передать в кадре особенности его художественного метода.
Что еще? Прекрасные костюмы конца XIX – начала и середины XX века, множество настоящих полотен Боннара в кадре, а также эмоции - страсть, ссоры, примирения - исключительно натурально показанные актерами.
Из минусов, по моим ощущениям. Картина состоит из нескольких эпизодов, между которыми порой проходят десятки лет. Эти перескоки через время сказываются на проработанности характеров персонажей - ее тут явно не хватает. Например, бурный, но стремительно закончившийся роман Боннара с Рене словно не повлиял на его отношения с Мартой. Как-то уж очень быстро все у главных героев восстановилось.
Во всем остальном у Мартена Прово получилась довольно ровная и очень правдивая история любви.
Резюме.
Это не первое и не последнее кино из серии "портрет жены художника". Были и будут новые работы - как достойные внимания, так и проходные.
Несомненная ценность этого фильма в новизне взгляда на равнозначность творца и музы: без своей Марты Пьер Боннар либо был совсем другим художником, либо вообще бы не состоялся.
Фильм к просмотру однозначно рекомендую.
У меня на сегодня все.
Смотрите лучшее и оставайтесь на О! СЮЖЕТ.
И помните: Искусство — это не то, что вы видите, но то, что заставляет вас увидеть (Марсель Дюшан).
💥Еще о музах и их художниках у нас тут:
Не ленимся нажимать на ссылки👆🏻
Не забывайте про лайк и отзыв, друзья, хотя бы такой ❤, и подпишитесь на мой канал, чтобы нам не потерять друг друга в этом безумном-безумном-безумном-безумном...