Временами появляются режиссеры, которые отказываются работать по установкам и трафаретам, растождествляя себя с шаблонными клонами застывших форм и копий творений великих мастеров. Они другие. И это здорово.
На Венецианском кинофестивале в конце прошлого года показали новый фильм одного из лучших артхаусных режиссеров современности Йоргоса Лантимоса. Премьера прошла в рамках конкурсной программы, завершилась десятиминутными стоячими овациями зала и вручением фильму "Золотого льва".
А еще фильм получил 11 номинаций на премию "Оскар": за лучший фильм, лучшую женскую роль, мужскую роль второго плана, адаптированный сценарий, саундтрек, работу режиссера, оператора, монтаж, костюмы, грим и декорации. Представляете?
Итак, называется эта ошеломившая всех картина - "Бедные-несчастные" (2023) и представляет она собой 2,5-часовую стимпанк-мелодраму. И сегодня мы поговорим о ней, но не сильно коснемся сюжета, поскольку такие истории надо либо видеть своими глазами, либо даже не читать о них.
Фильм является экранизацией одноименного романа 1992 года, написанного шотландским постмодернистским писателем Аласдером Греем. Незадолго до смерти автор самолично благословил на съемки Лантимоса, который вместе со сценаристом Тони МакНамарой ответственно подошел к делу. Ребята постарались максимально все сохранить, хотя и поменяли фокус. В книге повествование идет от лица другого персонажа (ассистента хирурга), а фильм мы смотрим по большей части глазами главной героини.
Поэтому будьте готовы к тому, что на экране все выглядит так, будто взрослый мир разукрашен фантазиями ребенка. Придуманная Европа позапрошлого века совершенно гротескна, по ее небу летают не то трамваи, не то дирижабли, картинка часто напоминает ожившие старые размытые фотографии с искаженной перспективой. Большая часть фильма снята на 35-миллиметровую пленку и ретро объективы, да еще и саундтрек подобран необычный, поэтому фильм такой причудливый и вышел.
Теперь совсем немного о сюжете. В Лондоне XIX века живет и работает похожий на Франкенштейна выдающийся хирург Годвин Бакстер (Уиллем Дефо). Однажды он вытаскивает из реки молодую утопленницу. Беременную женщину, только что прыгнувшую с моста, спасти не удается, но с плодом все в порядке. И тогда врач решается на невиданный доселе эксперимент: он пересаживает в голову матери мозг ее младенца.
Спасенную нарекают Белла Бакстер (Эмма Стоун), и она начинает стремительно познавать мир и изучать свою сексуальную природу. Жаль, не могу поведать вам, как именно она это делает, но тем веселее интереснее будет смотреть.
Доктор вынужденно берет себе помощника, своего лучшего студента Макса Маккэндлесса (Рами Юссеф), чтобы наблюдать за Беллой, у которой пока плохо не только с ее детскими мозгами, но и с координацией. Максу нравится Белла, а доктору Бакстеру нравится Макс, но в хорошем смысле. Он хочет успеть поженить молодых людей, пока сам жив, чтобы его нареченная дочь не осталась одна на свете после его кончины.
Но тут нелегкая приносит в дом Бакстера адвоката Дункана Веддерберна (Марк Руффало) - совершенно озабоченного развращенного типа, далеко не первой свежести. Этот престарелый ловелас расстраивает свадьбу и увозит Беллу в кругосветное путешествие, естественно, со всеми входящими безобразиями. Но не стоит негодовать, все было полюбовно. Белла и сама захотела взять отпуск перед браком, чтобы лучше изучить мир, как внешний, так и свой внутренний.
Если вы до сих пор не поняли - это комедия. Да-да, черная, но комедия, в которой все происходящее невероятно смешно, хотя и находится на пределе физической откровенности. Скажем так: смеяться над этой историей лучше в одиночку или в компании с близким человеком, достигшим совершеннолетия.
Стоит отметить выдающийся перформанс Эммы Стоун, который ей теперь очень сложно будет превзойти. Раскрепощенность актрисы в многочисленных постельных сценах тоже поражает. Все эпизоды довольно смелы и предельно откровенны. Но в то же время они сняты без нарочитого эротизма, поскольку повестка у фильма, все же, изначально была другая.
Кстати, о повестке. Что еще, кроме медицинских экспериментов доктора и сексуальных исканий Беллы, есть интересного в картине? Есть вполне зрелые размышления умнеющей на глазах героини о правах и свободах, о несправедливом распределении благ и ресурсов, о голоде и нищете, о женском выборе и феминизме.
И эти размышления подкрепляются ее поступками и решениями. С полной уверенностью можно сказать, что детский мозг Беллы подрос, окреп и отформатировался. В финале мы уже видим любящую дочь, преданную жену и верную подругу. И человека, который не терпит несвободы.
Впрочем, довольно с вас, я умолкаю. Добавлю еще пару комплиментов и все. Думаю, что это одна из самых творчески изобретательных комедий за долгие годы. Давно ничего подобного не было. Из невероятной, абсурдистской истории Лантимос сделал яркий, фантасмагорический фильм. Думаю, на сегодняшний день его уверенно можно назвать уникальным.
Фильм к просмотру рекомендую.
У меня на сегодня все.
Смотрите лучшее и оставайтесь на О! СЮЖЕТ.
И помните: Кроме наружности, нас отличает от собаки только одно: нам не нужен хозяин.
💥Фильм с Марком Руффало у нас тут:
💥Фильм с Уиллемом Дефо тут:
💥Фильмы с Эммой Стоун здесь:
Не забывайте про лайк и отзыв, друзья, и, пожалуйста, подпишитесь на мой канал, чтобы нам не потерять друг друга.