Управление морским каяком, сплавной или туристической лодкой — это разные навыки и сравнивать их некорректно. Однако есть общие для всех лодок свойства и характеристики поведения на волне, на курсе, при ветре. Подробнее об этом рассказывает Филипп Коннов на примере каяка Point65 Bourbon 17.
Удержание курса и рысканье носа
Курсовая устойчивость у каяка Bourbon 17 отличная за счет острого носа, увод в сторону незначительный, даже на старте с места. При движении курсовая устойчивость возрастает, и рысканье глазом не замечается. Для меня как для гребца-ветерана это важный момент, потому что ничто так не раздражает во время длительной гребли, как рысканье в стороны носа лодки от гребков веслом.
И еще один интересный момент, проявившийся не сразу, но оказался заметен на спокойной воде — это синхронизация педалей руля и гребка веслом. Например, при гребке справа лодку начинает уводить влево, но одновременное с гребком давление на правую упор-педаль чуть нажимает педаль руля, отклоняя его вправо. Таким образом, руль частично уравновешивает рысканье, и лодка идет на удивление прямо. Но, понятно, это во многом зависит от гребца и его стиля гребли.
Серфинг и посадка на волну
Серфить на Bourbon 17, на мой взгляд, сложно даже опытному гребцу. Невысокую волну не чувствуешь под плоским дном, а волну побольше сложно оседлать, если ее длина соизмерима с корпусом лодки, а это норма для наших водоемов, включая Ладогу. Длинная волна появляется на море.
В результате садиться на волну от другого каяка становиться очень сложно, и есть вариант пропустить гребень и начать взбираться на него, теряя скорость и силы. Я часто участвую в марафонах на спортивной лодке Optima, созданной по образу паралимпийки Nelo, и на ней сидеть на волне можно даже очень удобно. На Москворецком марафоне в 2024 году мы прошли 30 км с Игорем Финогеновым из питерского спортивного клуба «Причал’Ю», сидя по очереди друг у друга на волне. Именно этого свойства у Bourbon 17 нет. Поэтому на Bourbon 17 я всегда стараюсь отойти от соперников и обогнать их на некотором расстоянии.
Особый интерес вызывает большая волна от катеров, идущих в водоизмещающем режиме (медленно, например, катая вейкбордистов). Такая волна, собранная, короткая, но с большой амплитудой, и при некоторой сноровке можно на нее сесть. Надо учитывать, что руль выходит из воды, и руление производится только с помощью весла, надо уметь сразу переключиться на этот навык. Но на практике мне серфить удавалось недолго. На ровную волну сесть не получается, там всегда мешается вейкбордист, поэтому всегда заходишь на косую волну сбоку. Волна получается боковая в корму, она начинает каяк к ней приводить, то есть сильно разворачивать в сторону волны. Короче, на мой взгляд, Bourbon 17 не для серфинга на коротких волнах.
Управление кренами
В видеообзоре Андрей Сосонкин убедительно показал, что Bourbon 17 отлично управляется кренами. Я ему верю, у него большой опыт, но на мой взгляд, каяк кренами управляется слабо, хотя может быть это связано со слабо развитыми боковыми «мышцами любви», как их на сплаве назвал мой друг Алексей Шишков, руководитель клуба «Три стихии». Хотя со временем, когда освоишься с рулем, в управлении кренами вообще отпадает какая-либо необходимость.
Ради более крутого разворота можно сделать обратный крен (например, при повороте лодки влево, крен делаем на правый борт), от этого лодка просто дрифтит, не обладая выраженным килем на плоском дне. Но баланс нарушается, и надо его удерживать веслом, которое задействуется для разворота.
При повороте рулем без кренов лодка тратит чуть больше времени на разворот, но стабильность высокая, можно поддерживать греблю, или даже отложить весло и воспользоваться паузой, чтобы попить во время разворота, чтобы не делать это на выгодных прямых участках.
Кренить каяк начинаешь, только когда надо вписаться в совсем узкий проход за препятствием или сделать S-образный поворот среди завалов. Марафон на Вашане яркий тому пример, когда пару раз надо экстренно повернуть в обе стороны, и на это есть 5–6 секунд.
Встроенный руль
Point65 Bourbon 17 — единственный известный мне каяк, в котором руль является продолжением корпуса. Это решение требует принципиальных конструкторских решений, его нельзя приделать любому каяку или как-то его доработать. Решение очень оригинальное, и, я полагаю, от производителя требовалось немало инженерной смелости, чтобы такое решение реализовать на практике.
Центральное положение руля
На форумах и в вопросах гребцов иногда мелькает вопрос: «Как центрируется руль? Возвращается ли он в центральное положение самостоятельно?» Если честно, этот вопрос просто отпадает сам собой, после нескольких выходов на воду. Руль свободно болтается, но это не мешает ему выполнять свою функцию и совершенно не мешает гребле, даже когда педали не задействуются. Это чем-то похоже на вопрос: «Почему руль велосипеда не возвращается в центральное положение в состоянии покоя?» Короче, бессмысленный вопрос.
Элементы самоспасения и эскимос
Помню, когда я первый раз привез Bourbon 17 к себе на дачу и положил его на лавку, чтобы перекрутить планку руля, отец, увидев очередное мое приобретение, сказал, «Ну и крейсер! Это что, двойка?»
Визуально нос и вся передняя часть каяка действительно выглядит огромной. Но несмотря на это, Bourbon 17 отлично эскимосится. Переворот происходит медленнее, чем на более узких и глубоко сидящих в воде лодках, но хорошо контролируется, и выход на баланс происходит уверенно. Я полагаю, что большой объем носового отсека, который в профиль образует практически цилиндр, помогает встать веслом без особых усилий.
Вообще я не большой любитель эскимосить, спасать и спасаться на море и волнах. Я делаю это только при необходимости и всем арсеналом разных типов эскимосского переворота не владею, хотя и изучал их в бассейне клуба «Три стихии». Но знаю, что есть большие любители этого направления. Есть клубы, которые организуют разные специальные курсы и учат элементам самоспасения на воде. Для желающих узнать больше об этом, поищите по фразе «волновая школа».
Отмечу только, что кокпит Bourbon 17 по сравнению с большинством морских каяков, достаточно большой, так что можно засовывать или вытаскивать ноги из сидячего положения, что удобно в ситуациях спасения типа реентри (Reentry and Roll) или посадки с кормы.
Вылезание из каяка и посадка в сложных ситуациях
Высадка из каяка на неудобный берег, то есть высокий, скользкий и заросший кустами и травой, представляет сложность для каякера любого уровня. Чем уже и короче кокпит каяка, тем сложнее из него выйти. У морского каяка Bourbon 17 кокпит очень большой и удобный для выхода, практически как у гоночных лодок. Колени можно просто подогнуть и перенести ноги на берег. Совершенно не требуется вылезать из каяка по-пластунски, перемещаясь на корму задней точкой. И даже с посадкой на задний край деки он не проминается, так как в нем есть удобное ребро жесткости.
Как правило, руками опираются сзади кокпита, вытаскивают ноги и по очереди ставят на берег. Далее зависит от физических возможностей каякера, переползти на берег всем телом или сразу встать на него, выпрямившись. Тот, кто долго плыл в каяке, знает, что тело сильно затекает, и выход на берег методом «вываливания тела» — это вполне допустимое мероприятие.
Отдельно отмечу, что в Bourbon 17 можно встать в кокпите в полный рост и выпрыгнуть на берег. Но этот трюк лучше страховать веслом или держась за что-либо на берегу. И очень поможет трос для вытаскивания каяка, заранее привязанный к носовой ручке или леерам.
Еще интересно:
Превосходство скорости: обзор пластикового каяка Bourbon 17. Часть 1
Как настроить каяк под себя: обзор Bourbon 17. Часть 2
Как выбрать спасательный жилет для каякинга и рыбалки
Подписывайтесь на наш канал и путешествуйте с каяками Point 65° North Sweden!