Сплав по рекам во время весеннего половодья — дело непростое. Филипп Коннов рассказывает, какие препятствия ждут каякеров на примере реки Вашаны и марафона «Скитулец» и как их преодолевать.
«Скитулец» — это ежегодный слет туристов-водников, в рамках которого проходит сплав по паводковой реке Вашана. Протяженность дистанции — около 30 км. На этом марафоне каяк Point65 Bourbon 17 раскрывает весь потенциал: маневренность, остойчивость, «бронебойность», удобство быстрой высадки и посадки и на последнем месте — скорость.
Особенности сплава в паводок
Сплав по паводковым рекам — это приключение, полное вызовов и неожиданных моментов. Все это касается реки Вашаны, которая в период паводка приобретает черты категорийной и требует от участников подготовки и опыта. Во время паводка на Вашане русло реки существенно изменяется. Деревья стоят в русле на большем течении или лежат, обливаясь или нависая.
В период паводка многие препятствия: шиверы, перекаты, порожки - исчезают под слоем воды, однако при этом появляются новые, более опасные препятствия: завалы, прижимы, лежащие поперек русла деревья и «расчески». К тому же сильно увеличивается скорость течения. Чалки и заходы в улова сложны, выход на берег может быть затруднен обрывами и кустами. Скорость течения во многих местах значительно повышается, что осложняет сплав. Сплав по паводковой речке подобно сплаву по горной реке, и относиться к нему стоит так же серьезно.
Обвязка и ручки на каяке Bourbon 17
На Bourbon 17 обвязка удобна для проводки через завалы и для вытаскивания его на берег. Я привязываю к леерам метровые усы из альпинистской самостраховки, ленту-переворотку или трамвай. Это помогает выйти из каяка и быстрее вытащить каяк на берег для обноса за трос.
Эгоизм или прагматизм каякеров-гонщиков
На «Скитульце» каждый гребец прежде всего сам за себя! Гонщики тут бывают упертые и по-спортивному злые, поэтому даже своим знакомым не помогут, если это не граничит с серьезной опасностью. Гонщики идут на результат и обычно являются частью команды. Поэтому их потерянное время — это потерянное время для всей команды.
Поведение на дистанции
Держите расстояние в 10-15 метров до впереди идущего каяка. Учитесь заранее предугадывать действие экипажа впереди.
Обгон совершать можно на протяженных прямых участках. Несоблюдение этого правила — гарантия аварии. Маневрирование на Bourbon 17 производится великолепно. Но надо помнить: в случае затора или аварии впереди, остановиться будет сложно, так как каяк тяжелый и останавливается медленно.
У Bourbon 17 отличная остойчивость, этим можно пользоваться во время гонки, когда есть затор. Можно сделать то, что во время гонки неудобно: попить воды, достать или убрать что-либо, отлить воду губкой. При этом педали помогают держать курс, даже когда весло лежит на деке без движения. Возможность каяка, позволяющая не терять скорость и курс во время перерывов на попить, приносит 3-5 минут на финише.
Заторы и очереди
Большинство препятствий можно объехать по безопасной траектории. Умение делать траверс, грамотно заходить в улова и выходить на струю — этим навыкам учат в клубах. Увидели впереди затор или очередь из каяков — надо сразу зачалиться в улове и подождать. На прохождение некоторых препятствий требуется время и опыт. Не у всех он есть, поэтому очереди на сложных препятствиях встречаются. Для каякеров-гонщиков, к которым отношусь и я, приходится искать альтернативу и проходить еще более неудобное препятствие.
Расчески
Это нависающие над водой деревья, как правило, с торчащими вниз и против течения ветками.
Большинство расчесок проходится протискиванием через ветки. Самое главное, не упереться самому или частью каяка в прочный встречный сучок. С него на течении сложно соскочить и велика вероятность оверкиля.
Мне пришлось на дистанции помогать надувной двойке, зацепившейся за расческу петлей на корме. Это очень неудобная позиция, никто из гребцов не может дотянуться до опоры, чтобы сдать назад, гребля задом на течении тоже осложнена, вылезти некуда. Пришлось подплывать и снимать их с сучка. Но делал я это по нужде, так как они перекрыли собой единственный проход под бревном.
Некоторые ветки мягкие, и их можно пробить с ходу, но здесь нужна сноровка и необходимо сложить весло вдоль корпуса. Я стараюсь перехватить весло за оказавшуюся впереди лопатку, чтобы минимизировать риск зацепа веслом за ветки.
Бревна в русле
Через лежащие поперек русла бревна можно перепрыгнуть, если разогнаться и выбрать место пониже к воде, без сучков и протяженных препятствий после бревна. Главное в прыжке через бревно — это дотянуть до середины каяка как минимум.
На Bourbon 17 отлично «прыгаются» почти все бревна, которые выступают не выше 7-10 см над водой. Скошенный в нижней части нос немного выходит из воды и при минимальной загрузке каяка хорошо выпрыгивает на бревна в завалах.
Были случаи, когда бревно висело над водой чуть выше, и я на каяке банально втыкался носом в бревно с приличной силой. После одного такого удара пришлось даже попросить проплывающего в этот момент рядом каякера посмотреть, цел ли нос у лодки — такой силы был удар. Все оказалось в порядке, пластика на носу не пожалел производитель. К удивлению, каяк при этом не всегда останавливается, а все-таки выпрыгивает на бревно, которое от удара обычно притапливается.
Скользкий пластик, ровное плоское дно позволяют доехать на 2/3 длины каяка и дальше свалиться вперед с бревна, сделав небольшой крен.
Крен на Bourbon 17 удобен еще тем, что можно использовать поворотный руль, который сам подогнется, и корма станет короче. Вы свалитесь с бревна и попадете в воду раньше, чем на другом каяке.
Если перепрыгнуть бревно не получилось, то возможны два варианта: каяк откидывает назад и начинает разворачивать на препятствие боком, или вы застреваете, сидя на бревне, в шатком положении. Когда я плавал на каяке Tempest по Вашане, то застревания происходили довольно часто. Дно у этого каяка V-образное с большим рокером. Выход на бревно классный, но дальше половины каяка заехать было сложно. А вот на Bourbon 17 рокера нет, и вся кинетическая энергия тратится на «въезд» корпуса на бревно. На практике это меняет стратегию прохождения бревен, которые проще прыгнуть, чем обносить или оплывать по более длинной траектории.
Пиллерс в корму в таких случаях обязательно надо ставить.
Если каяк застрял и стал сползать назад, то вас обязательно начнет разворачивать и наваливать на бревно. Надо быстро отгребать назад, как можно ровнее держа курс по течению. Руль Bourbon 17 здесь тоже хорошо работает, но надо немного потренироваться в плавании задом наперед.
Если все-таки развернуло, начинайте бороться с прижимом к бревну.
Прижимы
Прижимы образуются на крутых поворотах реки, где вас на каяке прижимает к внешнему берегу течением, или около любого препятствия, когда течение прижимает к нему каяк. В прижимах скапливаются бревна, мусор, которые мешают выгребать из прижима веслом. Лодка в прижиме стремится зайти в него боком, с разворотом, когда в корму надавливает струя воды. Обычно прижимы проходятся вдоль внутреннего берега. Здесь есть особенность. На Bourbon 17 за счет формы каяка можно пройти почти любой прижим на скорости, по траектории течения, а не лагом, как на более медленных лодках. (Прохождение лагом — чуть боком, когда нос лодки направлен в сторону внутреннего берега.) Но грести надо постоянно и сильно.
Если прижимает к бревну или завалу, то надо быстро и с усилием навалиться на бревно, сделав крен (подставив дно каяка струе). В таком положении надо бороться с течением, упираясь в бревно и определяя, что делать дальше. Вариантов не много.
Первый: можно вылезти (или, лучше сказать, выпрыгнуть) на бревно, если течение не сильное. На Bourbon 17 это делать проще, чем на многих каяках из-за большого кокпита. Из него легко вылезать в любом положении. Но может не хватить времени на то, чтобы вылезти самому и вытащить каяк. Тогда надо вылезти на бревно, оттолкнувшись от каяка, который, скорее всего, перевернется от течения, его нальет водой, и он застрянет около бревна. Затянуть или тем более промыть каяк под бревном не получится за счет больших воздушных камер, но вытаскивать его все равно тяжело. Лучше это делать за заранее пристегнутый карабином к задней ручке трамвай, который представляет собой растягивающийся трос-стропу.
Второй вариант: не бросая крен, надо пытаться переместиться руками по бревну до более безопасного места, где бревно заканчивается или его можно безопасно проплыть. Прижимы — неприятные препятствия, но завалы еще сложнее.
Завалы
Это непроходимые нагромождения из бревен, полностью перекрывшие реку. Они обычно образуются в узких местах, на поворотах реки, что означает, что течение здесь усиливается. Часто их можно определить издалека по поваленным с берега деревьям. В перекрывшее русло бревно прилетает куча мусора, веток и других бревен. В результате образуется плавающая хаотичная шапка из всего и вся, определяющая основную опасность завала, когда вода уходит под завал вниз и затягивает туда каяк и вас с ним.
Некоторые завалы поверхностные и проплываются под бревнами, а некоторые нет. Пользоваться этим надо в крайнем случае, может не «промыть».
В завале надо быть предельно осторожным — там не на что опереться, все уплывает, притапливается, выскальзывает из-под рук и ног при опоре. У Bourbon 17 есть чудесное свойство — это широкое плоское дно. Оно позволяет встать в каяке, шагнуть или даже прыгнуть из него на надежную опору, а потом разобраться, как перетащить каяк через завал.
Я попадал в такие ситуации и на Bourbon 17, и на Tempest. Во втором случае я потерял около 15 минут на самоспасение из завала и причаливание к берегу, чтобы завал обнести. На Bourbon 17 я чаще всего врезаюсь в завал, доплываю по инерции как можно дальше, встаю в каяке и опираюсь на самое дальнее надежное бревно, до которого могу дотянуться. После этого за леера, к которым привязана стропа, провожу каяк над завалом, ставлю на воду и запрыгиваю в кокпит. При опыте это можно сделать на расстоянии до полутора метров от места, где стоишь, но лишь с опорой на весло.
При отсутствии опыта завалы всегда преодолеваются методом предварительной чалки на безопасном расстоянии и обноса каяка по берегу.
Мои спортивные результаты на каяке Bourbon 17
Учитывая все вышенаписанное, можно разделить дистанцию марафона на две части: преодоление препятствий (включая решение последствий в случае неудачи) и греблю. Каждый год паводок в разное время, и препятствия сильно отличаются год от года. Но если грубо, то на реке бывает:
- пара непроходимых завалов, которые надо обносить на любом каяке;
- около 6-12 завалов, которые можно прыгнуть, в чем Bourbon 17, на мой взгляд, сильно выигрывает у остальных каяков как по форме, так и по скольжению пластика;
- примерно 25 км гладкой гребли.
И в этом Bourbon 17 также дает преимущество, грести на нем можно быстро, но весло надо взять попроще (стекло, пластик). От карбоновых лопаток точно что-нибудь отвалится. На марафон «Скитулец» я беру сиячное весло, как правило, стеклопластиковое.
В 2022 и 2023 годах на «Скитульце» я занял первое место, как принято говорить, в абсолюте, то есть обогнав все экипажи, включая двойки. Каяк Bourbon 17 оказался чрезвычайно верткой и быстрой лодочкой.
В 2024 году «Скитулец» совпал по датам с Москворецким марафоном, в пользу которого я решил склониться. В 2025 году есть серьезная заявка на участие в «Скитульце» от моего друга Жени Гуляева, который тоже приобрел Bourbon 17. Это очень сильный каякер. В прошлом году мы с ним выиграли Eskimo Marathon в двойке, установив абсолютный рекорд трассы по времени. Надеюсь в этом году погоняться с ним на равных на «Скитульце».
Друзья, до встречи на марафоне «Скитулец» 2025 в апреле! Увидите бело-красный каяк Point65 Bourbon 17 с надписью Phil — подходите, познакомимся, поговорим на каякерские темы.
Еще интересно:
Что лучше выбрать: сапборд или пластиковый каяк? Личный опыт
Большое путешествие на каяке SeaCruiser вдоль Крымского побережья
Как выбрать пластиковый каяк для рыбалки? 10 лучших моделей
Подписывайтесь на наш канал и путешествуйте с каяками Point 65° North Sweden!