Найти в Дзене

Альтернативные компоненты – наше всё. Экскаваторы-погрузчики: итоги 2024

Оглавление

Друзья, продолжаю знакомить вас с итогами 2024 года в российской отрасли строительных и дорожных машин (СДМ). Недавно на моем канале была опубликована статистика по автокранам, экскаваторам, бульдозерам и фронтальным погрузчикам (см. ссылки в конце статьи), теперь посмотрим, как обстоят дела в сегменте экскаваторов-погрузчиков (факторы, влияющие на состояние отрасли СДМ, я озвучил в упомянутых выше статьях). Проанализированы статистические данные по производству за I-III кварталы 2024 года (информация по всему году пока отсутствует), по импорту доступна статистика за I полугодие.

Производство в РФ

Производство экскаваторов-погрузчиков в России в I-III кварталах 2024 года выросло в 2,2 раза по сравнению с результатом за аналогичный период 2023 года: всего по итогам первых девяти месяцев изготовлено 488 машин. На фоне колоссальных объемов импорта, хоть и несколько просевших в 2024 году, рыночная доля отечественных компаний выросла с 3% до 6% (по итогам I полугодия), при том, что в 2022 году у наших было 14%.

На заводе «Тверской экскаватор» с началом СВО выпуск локализованных экскаваторов-погрузчиков UMG (экс-Terex) был приостановлен из-за отсутствия импортных комплектующих. На решение вопросов замены недоступных компонентов ушло полтора года. Лишь в IV квартале 2023 года предприятию удалось возобновить производство машин из альтернативных деталей. За I-III кварталы 2024 года ТВЭКС собрал 188 машин.

ЕлАЗ за январь-сентябрь 2024 года смог нарастить выпуск: за этот период изготовлено 229 локализованных экскаваторов-погрузчиков (экс-Cukurova Makina), что в 1,8 раза больше показателя первых трех кварталов 2023 года.

Динамика производства экскаваторов-погрузчиков в РФ за 1 полугодие 2022, 2023 и 2024 гг.
Динамика производства экскаваторов-погрузчиков в РФ за 1 полугодие 2022, 2023 и 2024 гг.

Череповецкий литейно-механический завод, выпускающий экскаваторы-погрузчики по лицензии белорусской фирмы «Дорэлекторомаш», снизил объемы на 11%, собрав 71 единицу техники. Основная часть выпущенных машин представляет собой навесное оборудование на сельхозтракторы МТЗ-82. Прежде значительную долю производственной программы составляли модели на спецшасси тракторного типа.

Статистические данные по новому производителю экскаваторов-погрузчиков – компании AGB Construction Machinery из Московской области – отсутствуют. Проект по производству аналога популярной модели JCB 3СХ Super был запущен в 2022 году. По словам представителя завода, полностью освоено производство металлоконструкций, агрегаты применяются импортные, продажи начались 2023 году. Заявлено, что планируемый объем выпуска составляет около 50 машин в год.

Импорт

Импорт экскаваторов-погрузчиков незначительно просел: за I полугодие 2024 года было ввезено 3930 ед. техники – на 5% меньше показателя за аналогичный период 2023 года. При том, что в 2023 году поставки выросли в 2,5 раза по сравнению с результатом за тот же периода 2022 года (4139 единиц).

Западные марки, прежде лидировавшие на российском рынке, с 2022 года сменили китайские, причем, в массе своей совершенно незнакомые в нашей стране. В Топ-5 по объемам поставок вошли: Shanmon – 567 ед. (плюс 68%), Liugong – 393 ед. (3-кратный рост), Sany – 283 ед. (рост в 94 раза), LGCE – 176 ед. (в I полугодии 2023 года поставок не было), XCMG – 160 ед. (рост в 6,4 раза). Помимо этого, задекларировано 945 экскаваторов-погрузчиков множества других безвестных китайских марок.

В 2022 году российскую границу пересекли первые экскаваторы-погрузчики доселе невиданных индийских марок. За I полугодие 2023-го индусы нарастили объемы до 500 ед. А вот результаты 2024 года оказались на удивление скромными: за первые 6 месяцев ввезено 56 машин марки Amir и 54 – ACE.

Высокие объемы поставок у турецких брендов, хотя они и снизили обороты: Hidromek – 358 ед. (минус 19%), Cukurova – 321 ед. (минус 33%), MST – 211 ед. (минус 10%).

Из западных брендов наиболее заметные результаты у JCB – 214 ед. и Case – 155 ед.

Бывших в эксплуатации экскаваторов-погрузчиков с января по июнь 2024 года задекларировано 16 штук, за аналогичный период 2023 года было 44.

Динамика импорта новых экскаваторов-погрузчиков в РФ за 1 полугодие 2022, 2023 и 2024 гг.
Динамика импорта новых экскаваторов-погрузчиков в РФ за 1 полугодие 2022, 2023 и 2024 гг.

Справка

Рассматривая российский рынок экскаваторов-погрузчиков в ретроспективе, необходимо отметить, что в 1990-2000-е годы основной спрос приходился на отечественную технику, базирующуюся на шасси сельскохозяйственных тракторов (МТЗ, ЮМЗ, ЛТЗ, ВТЗ). В ту пору такие машины выпускало множество предприятий – Саранский экскаваторный завод ("САРЭКС"), "ЗЛАТЭКС", "Интер-Дон", "ЕлАЗ", "Донецкий экскаватор", "ЛЭКС", "Омсктрансмаш", "ЧЗКМ" и др. На пике строительного бума, в 2007 и 2008 годах, эти изготовители все вместе собирали порядка 2500 машин в год.
В период 2010-х годов выпуск экскаваторов на шасси сельхозтракторов практически сошел на нет. На сегодняшний день все перечисленные заводы по разным причинам прекратили производство таких экскаваторов, одних постигло банкротство, другие переориентировались на иную продукцию.
В 1990-2010 годы некоторые российские производители предпринимали попытки по созданию экскаваторов-погрузчиков на специальных шасси тракторного типа собственной разработки. Увы, запустить в серийное производство эти машины так и не удалось. Единственной работоспособной бизнес-моделью стало освоение выпуска иностранных экскаваторов-погрузчиков с их последующей локализацией. Однако, несмотря на освоение более современных машин, отечественным предприятиям, к сожалению, не удалось выйти на максимальные объемы выпуска периода тучных 2000-х.

Дзен-канал "Строительная техника и транспорт" выражает признательность за предоставленную статистическую информацию ООО «Айди-маркетинг» (www.id-marketing.ru).

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!

ССЫЛКИ НА ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ (см. ниже):