Найти в Дзене

Всё? Китайцы сдулись? Экскаваторы: итоги 2024

Оглавление

Дзен-канал «Строительная техника и транспорт» продолжает знакомить своих читателей с ситуацией в производстве и импорте строительной и дорожной техники в России в 2024 году. Поговорим об экскаваторах.

Канал проанализировал статистические данные по рынку наиболее востребованных типоразмеров экскаваторов – эксплуатационной массой от 12 до 70 т. Выборка по производству сделана за I-III кварталы 2024 года (информация по всему году пока отсутствует), по импорту доступна статистика за I полугодие. Собственно, даже эти цифры наглядно показывают происходящие на рынке тенденции.

Как обстоят дела с производством и импортом других типов строительных и дорожных машин, см. ссылки в конце статьи.

Для начала небольшая ретроспектива. В 2022-2023 годах российский рынок экскаваторов рванул такими темпами, которые нам и не снились. В 2022 году был превышен самый жирный показатель 2008 года, а результат 2023-го достиг рекордного значения за весь постсоветский период – 11766 единиц (производство и импорт за I-III кварталы), что на 55% больше, чем за аналогичный период 2022 года и в 2 раза больше, чем за тот же период 2021-го.

В 2024 году на рынке экскаваторов отмечена отрицательная динамика, в том числе по импорту. В первую очередь, на это повлиял высокий уровень ключевой ставки Центробанка. В текущих условиях отмечается снижение государственных и частных инвестиций в строительную сферу. Помимо роста ключевой ставки сказалось ослабление национальной валюты, в том числе за счет укрепления юаня. Кроме того, не решены проблемы с международными платежами из-за новых пакетов санкций.

В «Росспецмаше» для защиты российского рынка предлагают активнее использовать госконтроль за техническим регулированием продукции и лиц-импортеров, призывают следить за выполнением сертификации импортерами. Ассоциация поддерживает недавнее решение правительства о поэтапном увеличении ставок утильсбора на долгосрочный период. В части дорожно-строительной техники индексация введена с 1 января 2025 года (на 15%) и в дальнейшем будет ежегодной.

При этом в Минпромторге указали, что сбор на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики вырастет только с 2026 и 2028 годов (соответственно), так как производство этой техники (цитата) «еще только осваивается в России». На самом деле, это странно слышать, учитывая, что во времена СССР и даже в 1990-е годы отечественное машиностроение практически полностью покрывало потребности в экскаваторах. Но с тех пор, когда в 2000-2010-е годы в РФ закрыто было закрыто четыре крупных экскаваторных завода (Ковровский, Воронежский, Костромской и Донецкий), а также прекращено производство экскаваторов на Уралвагонзаводе, можно считать, что наша страна в значительной степени утратила компетенции в экскаваторостроении. В сложившихся условиях объемы производства отечественных экскаваторов многократно снизились. С начала 2000-х годов до 2023 года доля техники российского производства упала с 70% до 5%.

Что у нас с производством?

Производство экскаваторов в 2024 году несколько снизилось: за I-III кварталы собрано 626 машин – на 5% меньше результата за аналогичный период 2023 года. При этом, рыночная доля наших заводов на фоне спада импорта выросла с 5% в I полугодии 2023 года до 12% – за аналогичный период 2024-го.

-2

Завод «Тверской экскаватор» группы компаний UMG за январь-сентябрь 2024-го изготовил 356 экскаваторов – на 5% больше, чем годом ранее. Другое предприятие этой группы ­– «Эксмаш» – выпустило 223 экскаватора, на 15% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.

Для справки. С началом СВО оба тверских предприятия остались без западных комплектующих, на которых основывался весь актуальный модельный ряд, и производство было приостановлено. В результате весной 2022 года «Тверскому экскаватору» пришлось временно возобновить производство устаревших моделей колесных экскаваторов ЕК-14 и ЕК-18, разработанных в 90-е годы, базирующихся на отечественной компонентной базе. Однако уже во II полугодии того же года удалось вернуть в строй одну из современных гусеничных 23-тонных моделей, заместив «недружественные» компоненты на так называемые санкционноустойчивые (китайские). В 2023-2024 годах линейку пополнили другие «импортозамещенные» экскаваторы, а не пользовавшиеся спросом «ветераны» серии ЕК отправились в отставку.

Завод «Кранэкс» по итогам I-III кварталов 2024 года собрал на обеих производственных площадках – своей исторической, в Иваново, а также на новой, в Ярославле – 47 экскаваторов, что на 23% меньше результата предыдущего года. Отмечу, что в конце 2022 года «Кранэкс» объявил о запуске современной серии экскаваторов, выпускаемых совместно с китайским партнером. В настоящее время ивановское предприятие делает экскаваторы не только под собственным брендом, но и для российских партнеров, под марками «ЧЕТРА» и «ДСТ-Урал». Добавлю, что до СВО, в последнее десятилетие, «Кранэкс» в основном был загружен заказами по изготовлению металлоконструкций экскаваторов для российских заводов Komatsu, Hitachi и Caterpillar, а вот объемы выпуска собственной землеройной техники год за годом снижались, сократившись до единичных.

Динамика производства экскаваторов в РФ за 1-3 кварталы 2022, 2023 и 2024 гг.
Динамика производства экскаваторов в РФ за 1-3 кварталы 2022, 2023 и 2024 гг.

А что с импортом?

Импорт экскаваторов после взрывного роста 2022-2023 годов в I полугодии 2024 года сменился значительным спадом. Всего было задекларировано 3047 машин – почти втрое меньше, чем годом ранее. Существенное снижение отмечено по большинству основных китайских, а также корейских брендов. Фактически до единичных упали поставки производителей из стран, признанных недружественными.

-4

По итогам января-июня 2024 года в пятерке наиболее крупных поставщиков: Sany – 623 ед. (минус 55%), Shantui – 354 ед. (плюс 27%), Lovol – 304 ед. (плюс 11%), LGCE, в прошлом известный как SDLG, – 263 ед. (минус 76%), XCMG – 218 ед. (минус 84%). Кроме того, наиболее заметными объемами отметились: Liugong – 172 ед. (минус 78%), Sunward – 120 ед. (минус 37%), Lonking – 101 ед. (минус 67%). Экскаваторов прочих китайских марок, коих наберется еще не один десяток, суммарно ввезено 240 единиц. В I полугодии 2024 года не было отмечено поставок из Китая экскаваторов марок «Кранэкс» и «ЧЕТРА», при том, что за аналогичный период 2023-го было импортировано несколько десятков таких машин.

Стоит напомнить, что с середины 2000-х годов, с начала китайской экспансии на российский рынок строительных и дорожных машин, импорт экскаваторов из Поднебесной долгие годы был фактически единичным. Всплеск поставок обозначился в 2020 году. В дальнейшем темпы нарастали в геометрической прогрессии, достигнув пика в 2023 году. Теперь продавцам, затарившимся китайской техникой, хватит этого запаса на несколько лет вперед.

Корейцы по итогам I полугодия 2024 года также вышли с отрицательным результатом: Hyundai – 253 ед. (минус 66%), Doosan – 247 ед. (минус 68%).

Экскаваторов прочих марок, включая «недружественные», – Caterpillar, Hitachi, JCB, Komatsu, Volvo, ввезено 66 ед. Напомню, что до начала СВО в России осуществлялся выпуск иностранных экскаваторов на заводах Komatsu, Hitachi и Caterpillar.

Объем импорта экскаваторов б/у за рассматриваемый период 2024 года составил 45 ед. против 39 ед. год назад.

Динамика импорта новых экскаваторов в РФ за 1 полугодие 2022, 2023 и 2024 гг. (* - за 2022 год также учтено производство в РФ экскаваторов иностранных марок)
Динамика импорта новых экскаваторов в РФ за 1 полугодие 2022, 2023 и 2024 гг. (* - за 2022 год также учтено производство в РФ экскаваторов иностранных марок)

Автор статьи выражает признательность за предоставленную статистическую информацию ООО «Айди-маркетинг» (www.id-marketing.ru).

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!

/////////////////////////////

Как обстоят дела с производством и импортом других типов строительных и дорожных машин, см. ссылки ниже: