Найти в Дзене

25 на 75. «Полет» нормальный? Бульдозеры: итоги 2024

Оглавление

Дзен-канал «Строительная техника и транспорт» продолжает держать руку на «пульсе» российской отрасли строительных и дорожных машин (СДМ) и знакомить своих читателей с ситуацией в производстве и импорте в 2024 году. Недавно была опубликована статистика по автокранам, экскаваторам, фронтальным погрузчикам и экскаваторам-погрузчикам (см. ссылки в конце статьи), теперь настал черед гусеничных бульдозеров. Канал проанализировал статистические данные по производству за I-III кварталы 2024 года (информация по всему году пока отсутствует), по импорту доступна статистика за I полугодие. Что интересно, по сравнению с другими видами строительной и дорожной техники в бульдозерном сегменте глобального спада не произошло.

В предыдущих публикациях, посвященных состоянию отрасли СДМ, я уже отмечал основные тренды, оказывающие существенное влияние на текущую ситуацию, ограничивающую развитие как производства, так и импорта. Если вкратце, это высокий уровень ключевой ставки Центробанка, способствующий снижению государственных и частных инвестиций в строительную сферу и развитие машиностроения, ослабление национальной валюты, в том числе за счет укрепления юаня, проблемы с международными платежами и логистикой, критическая нехватка рабочих рук.

Как дела с производством?

Производство бульдозеров за I-III кварталы 2024 года выросло на 12%. Всего выпущено 689 машин против 611 за тот же период 2023 года, при этом совокупная доля российских компаний составила 25%.

Основной объем техники изготовил Чебоксарский завод «Промтрактор» – 374 машины, что на 2 штуки меньше, чем за аналогичный период 2023 года.

Завод «ДСТ-Урал» несколько нарастил выпуск бульдозерной техники. Нынешний результат – 209 бульдозеров (рост 11%).

Совместное предприятие ООО «Производственная компания “Челябинский тракторный завод”», созданное в 2022 году между АО «Концерн “Уралвагонзавод”» и Концерн «Тракторные заводы» на площадях ЧТЗ, за отчетный период собрало 100 бульдозеров – в 3 раза больше, чем год назад. Напомню, что это первый положительный результат, отмеченный после спада производства на ЧТЗ за последние несколько лет. Также необходимо отметить, в 2000-е годы Челябинский тракторный был крупнейшим отечественным производителем бульдозеров, тогда объемы выпуска превышали нынешние в 20 раз.

Динамика производства бульдозеров в РФ за 1-3 кварталы 2022, 2023 и 2024 гг.
Динамика производства бульдозеров в РФ за 1-3 кварталы 2022, 2023 и 2024 гг.

Челябинский завод промышленных тракторов – совсем небольшое предприятие. Он начинал свою деятельность с ремонта техники ЧТЗ более 20 лет назад. В дальнейшем завод освоил выпуск собственных тракторов. С января по сентябрь 2024 года ЧЗПТ собрал лишь 6 бульдозеров, год назад – 11. По информации производителя, имеющиеся мощности позволяют выпускать до 50 единиц техники в год.

Новичок на рынке бульдозеров – ЕЛАЗ. Пока завод так и не масштабировал производство: за I-III кварталы 2024 года не собрано ни одной машины, годом ранее было выпущено две. Вся загвоздка заключается в гидромеханической трансмиссии. Для разработанного и выпущенного незадолго до начала СВО бульдозера изначально применялась импортная коробка передач фирмы Dana. Теперь разрабатывается отечественная. Ждем результатов.

Справка

В первой половине 2000-х годов отечественным бульдозерам принадлежало более 80% рынка. Пик производства бульдозеров в России пришелся на 2000-е годы, на эпоху строительного бума. В 2007 году был достигнут рекордный показатель в производстве – 4309 машин (для справки: в СССР ежегодно выпускалось более 50 тыс. бульдозеров).
Увы, после провального 2009 года отечественная промышленность так и не приблизилась к докризисной планке. Основными факторами падения стало сворачивание выпуска на Волгоградском тракторном заводе и последовавшая ликвидация этого предприятия, а также многократный спад производства на Челябинском тракторном заводе. В эпоху строительного бума ЧТЗ принадлежала львиная доля в отечественном производстве бульдозеров – более 50%, а годовой выпуск превышал 2000 машин.

Импорт наше все?

В I полугодии 2024 года импорт новых бульдозеров (без учета б/у) остался практически на уровне показателей 2023 года: задекларировано 1113 машин, что на 2% меньше.

Кстати говоря, в I полугодии 2022 года наблюдался спад поставок из-за рубежа, что было связано с уходом с российского рынка производителей из стран, признанных недружественными. Однако до конца 2022 года продавцы китайской техники смогли значительно нарастить импорт, благодаря чему образовавшийся провал даже сменился ростом.

В период с января по июнь 2024 года поставки «недружественной» техники упали до единичных значений: всего задекларировано 26 бульдозеров, из них 21 – Komatsu.

Динамика импорта новых бульдозеров в РФ за 1 полугодие 2022, 2023 и 2024 гг.
Динамика импорта новых бульдозеров в РФ за 1 полугодие 2022, 2023 и 2024 гг.

В китайском сегменте всё относительно стабильно. В лидерах, как всегда, Shantui – 540 машин, прибавка по сравнению с показателем 2023 года 1%. Результат Zoomlion – 277 машин (плюс 72%). У Liugong – 119 единиц, минус 19% относительно результата за аналогичный период 2023 года. Поставки бульдозеров SEM прежде были весьма существенными. Так, за I полугодие 2023 года было импортировано 147 машин, а за аналогичный период 2024 года – всего 4. Также за I полугодие 2024 года ввезен 151 бульдозер других китайских марок.

Импорт бывших в эксплуатации бульдозеров I полугодии 2024 года составил 6 машин, годом ранее было 24.

Дзен-канал "Строительная техника и транспорт" выражает признательность за предоставленную статистическую информацию ООО «Айди-маркетинг» (www.id-marketing.ru).

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!

/////////////////////////////

Обещанные ссылки на предыдущие статьи см. ниже: