Найти в Дзене

Дно пробито. Что дальше? Автокраны: итоги 2024

Оглавление

Рынок строительных и дорожных машин (СДМ) как лакмусовая бумага реагирует на все происходящие в российской экономике события, как позитивные, так и негативные. Надо полагать, многие помнят, как 2000-е годы на волне строительного бума росли объемы поставок СДМ и какие были провалы в 2009-2010 и 2015-2016 годах. Последние три года рынок развивается в новых геополитических реалиях – в условиях СВО, международных санкций и ухода из нашей страны производителей из стран, признанных недружественными.

Если рассматривать сегмент колесных кранов (автомобильных, короткобазных и на спецшасси), в 2022-2023 годах на российском рынке наблюдался небывалый рост объемов поставок. К сожалению, рекордные показатели были достигнуты не за счет увеличения выпуска на российских предприятиях, а за счет импорта из Китая. Китайцы в короткие сроки импортозаместили недружественные западные бренды, ушедшие из России после начала СВО.

Как обстоят дела с производством и импортом других типов строительных и дорожных машин, см. ссылки в конце статьи.

В сложившихся обстоятельствах отечественные производители кранов как могут пытаются выжить, оставшись без привычных импортных комплектующих из недружественных стран (так как отечественная компонентная отрасль не в полной мере обеспечивает потребности), испытывая дефицит автомобильных шасси, первостепенно отправляемых на фронт, а также преодолевая сложности с проведением международных платежей и с логистикой. Кроме того, критических значений достигла нехватка рабочих рук (кто-то переехал из подвергаемых обстрелам приграничных регионов в более спокойные места, кто-то вообще покинул страну – по оценкам экспертов, от 500 тыс. до 1 млн человек, кто-то мобилизован или ушел служить по контракту), также часть сотрудников сменила место работы с гражданских на оборонные предприятия, где заработная плата в нынешних условиях гораздо выше.

В сложившихся условиях будем латать старье?
В сложившихся условиях будем латать старье?

В 2024 году на рынке колесных кранов наметилась отрицательная динамика в том числе и по импорту. В первую очередь, на это повлиял высокий уровень ключевой ставки Центробанка, а также правила по оплате работ на госстройках: фактически застройщики только в следующем году смогут получать деньги за проекты, которые они выполняют в этом году. У них нет собственных наличных средств, а кредиты они взять не могут, потому что ставка завышенная. В этих условиях отмечается снижение государственных и частных инвестиций в строительную сферу.

Как дела с производством?

Согласно статистике, производство автомобильных кранов в России за первые 3 квартала 2024 года снизилось на 24% относительно аналогичного периода 2023 года: совокупный выпуск на пяти предприятиях составил 1557 машин. При этом, надо заметить, что и в 2023-м наше автокраностроение, увы, тоже было в минусе.

Одном из основных негативных фактов производители отмечают дефицит отечественных шасси. Преимущественно – КАМАЗ, поскольку автомобили этой марки более чем на 90% используются при производстве автокранов, причем, в основном, полноприводные. В последнее время ряд предприятий теперь пытается работать с китайскими шасси, но применяет их очень ограниченно. В небольших количествах давальческие шасси из КНР используют Галичский и Клинцовский автокрановые заводы, а также Камышинский крановый завод. При этом Челябинский механический завод в 2024 году освоил самостоятельную сборку шасси с колесной формулой 6х6 из машинокомплектов китайского автозавода Beiben. На эти шасси ЧМЗ монтирует краны грузоподъемностью 25-32 т.

Динамика производства автокранов в РФ за 1-3 кварталы 2022, 2023 и 2024 гг.
Динамика производства автокранов в РФ за 1-3 кварталы 2022, 2023 и 2024 гг.

Необходимо отметить, что за последние два года из-за взрывного роста поставок китайских кранов совокупная доля российских брендов снизилась с довоенных 80% до 40%.

За январь-сентябрь 2024 года из тройки предприятий, входящих в краностроительный холдинг «Кудесник», Клинцовский автокрановый завод выпустил 428 автокранов, что на 26% меньше, чем год назад, Галичский автокрановый завод изготовил 384 крана, ухудшив свой прошлогодний показатель на 31%, на Камышинском крановом заводе произведено 88 кранов (минус 38%).

Ивановский машиностроительный завод «Автокран» за первые 9 месяцев 2024-го собрал 250 кранов – на 24% меньше, чем год назад. Стоит напомнить, что в 2000-е годы это предприятие, как самое крупное в стране, выпускало столько же кранов, сколько в этот раз выдали все пять российских заводов.

Челябинский механический завод отработал в 1-3 кварталах 2024 года с наименьшими потерями, выпустив 407 кранов – на 9% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.

-3

А что у нас с импортом?

Поскольку данные по импорту поступают с задержкой, мы можем оценивать пока результаты I полугодия 2024 года. Надо отметить, импорт колесных кранов в Россию долгие годы был весьма небольшим, что позволяло отечественным краностроительным предприятиям удерживать за собой существенную долю рынка, порядка 80%. С 2022 года поставки из-за рубежа многократно выросли, при этом выпуск в РФ снизился, что привело в I полугодии 2024 года к увеличению сегмента новых импортных кранов почти до 60%. Результат импортных поставок в январе-июне 2024 года оказался хуже на 7%, всего задекларировано 1567 кранов.

Динамика импорта колесных кранов в РФ за 1-2 кварталы 2022, 2023 и 2024 гг.
Динамика импорта колесных кранов в РФ за 1-2 кварталы 2022, 2023 и 2024 гг.

Основной объем импорта пришелся на технику Sany: за отчетный период 2024 года задекларировано 610 кранов – на 39% больше, чем годом ранее. Второй результат у Zoomlion – 559 кранов (минус 30%). Замыкает первую тройку XCMG – 340 кранов (минус 21%). В 2023 году на российский рынок впервые вышла с автокранами компания Liugong, тогда за I полугодие было задекларировано 2 машины, нынешний результат – 49 машин.

Кроме того, с января по июнь в РФ ввезено 7 кранов других китайских марок.

Импорт кранов некитайских брендов снизился до единичных – за рассматриваемый период задекларировано всего 2 машины (обе – Terex).

Поставок б/у кранов за отчетный период 2024 года не было, в 2023 году за первые 6 месяцев было задекларировано 32 машины.

-5

В сложившихся условиях отраслевое сообщество не перестает беспокоить вопрос: родное правительство оставит шанс на выживание национальным предприятиям или окончательно похоронит последних уцелевших?

Дзен-канал "Строительная техника и транспорт" выражает признательность за предоставленную статистическую информацию ООО «Айди-маркетинг» (www.id-marketing.ru).

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!

//////////////////////////////////

Как обстоят дела с производством и импортом других типов строительных и дорожных машин, см. ссылки ниже: