Русский и советский офицер Павел Матисон (Pauls Matisons; Pāvels Matisons) родился в час по полудни 20 февраля (4 марта) 1893 года на хуторе Виндедз под мызой Ремтен в Броценской волости Гольдингенского уезда Курляндской губернии Российской Империи. Сейчас это хутор Виндеджи (Vīndedži) волости Ремтес (Remtes pagasts) Салдусского края (Saldus novads) Латвии. Но в советских документах традиционно дату рождения пересчитывали как по XX веку, прибавляя 13 дней, хотя для XIX века надо 12. Шестой ребёнок дворохозяина Карла Матисона (Kahrlis Matihsohn, в других документах – Matthison) и его жены Элизы, урождённой Круминг (Elise Kruhming), Паулъ (Paul) был крещён 29 марта (10 апреля) в Ремтенской лютеранской церкви. Предки Матисона были зажиточными крестьянами, владели землёй с 1830 года.
Матисон закончил среднюю и землемерную школы, а после начала Первой Мировой войны – офицерские курсы в Петрограде в 1915 году. Поступил на службу в 4-й Видземский латышский стрелковый батальон прапорщиком: младший офицер команды разведчиков (6 октября 1915 года), 2-й роты (6 апреля 1916 года), потом 1-й роты и с 25 мая 1916 года – пулемётной команды. 18 сентября 1917 года произведён в подпоручики (со старшинством с 29 января 1916 года), а уже 30 сентября – в поручики (со старшинством с 29 мая 1916 года). Тогда же был назначен командиром 2-й роты. Ранен 23 декабря 1916 года. 13 марта 1917 года произведён в штабс-капитаны (со старшинством с 29 ноября 1916 года). 27 июля 1917 года откомандирован в Латышский стрелковый резервный полк, назначен командиром 7-й роты. 9 декабря 1917 года солдаты на выборах (эхо приснопамятного Приказа №1) подтвердили полномочия Матисона.
С апреля 1918 года Матисон был начальником Саратовского оборонительного района и организатором и командиром Саратовского особого назначения полка. Кадром полка послужил прибывший в Саратов Екатеринославский латышский рабочий отряд, который вынужден был покинуть Украину при приближении германской оккупационной армии. В Саратове к отряду красногвардейцев примкнули находившиеся там латышские рабочие и другие эвакуированные латыши. Первых 33 командиров утвердила Военная коллегия Саратовского совета 25 мая 1918 года, среди них: комполка Павел Матисон, заместитель комполка Янис Берзиньш, комиссар Янис Бейка, завхоз Криш Тезбергс, делопроизводители Виктор Байга и Людвиг Кристапсонс, кассир Эдуард Розенбах, командир 1-го батальона Хуго Градис, командир его 1-й роты Янис Адамсонс, 2-й роты – Генрих Янсон, 3-й роты – Карл Спростиньш. 10 октября 1918 года полк был послан на Южный фронт, где воевал на Дону в составе Особой ударной группы.
С декабря 1918 года Матисон со своим полком, ставшим 10-м латышским стрелковым полком, участвовал в боях на территории Латвии, начиная с занятия Якобштадта (Екабпилс) и Кройцбурга (Крустпилс) 9 числа. С 1919 года Матисон командовал 2-й бригадой 2-й дивизии армии Советской Латвии. Затем Матисон был командиром сводной бригады 11-й стрелковой дивизии, начальником 10-й дивизии. В 1920 году он начальник 1-й Донской казачьей дивизии, воевал против Махно. С начала 1921 года Матисон являлся командиром Особой Азербайджанской бригады Красной Армии.
В 1921 году Павел Матисон вернулся в Латвию, на пару с братом владел хозяйством. Работал землемером, а потом присяжным землемером в Министерстве земледелия в Риге. Параллельно же Матисон включился в подпольную борьбу, вёл коммунистическую пропаганду среди солдат и офицеров латвийских Национальных вооружённых сил. Но не только. Летом 1933 года Матисон был арестован (во время массовых задержания в Риге и Даугавпилсе), а потом осуждён за шпионаж в пользу СССР на 10 лет тюремного заключения. Скандал был громким: шпионская сеть, к которой принадлежал русский офицер и красный командир Матисон, окутала всю Латвию! В прессе отмечалось, что Матисон был материально обеспечен. Однако на свою деятельность получал от Москвы по 200-300 латов (кто-то писал даже о 500 латах) ежемесячно, плюс что-то дополнительно за ценные материалы и на конкретные задания. Среди завербованных Матисоном упоминался, например, капитан Фрицис Фридрихсон (Fricis Fridrihsons, 1895-1957), командир роты в Айзпутском пехотном полку.
В ходе советизации Латвии Матисон был освобождён 29 июня 1940 года и вскоре назначен председателем Рижского уезда и начальником милиции Рижского уезда. В начале Великой Отечественной войны Матисон и его милиционеры боролись с отрядами латышских националистов в Видземе, отступили с боями в РСФСР. В августе 1941 года Матисон добровольно вступил в 201-ю Латвийскую стрелковую дивизию, стал командиром батальона 191-го стрелкового полка. Но вскоре, так как здоровье Матисона было подорвано годами заключения, его назначили командиром батальона резервного полка этой дивизии, ставшей в 1942-м году 43-й гвардейской Латышской стрелковой. После освобождения Латвии от нацистов майор Матисон служил в Военном комиссариате ЛССР. Увы, после тяжёлой болезни Павел Матисон скончался 26 января 1945 года и был похоронен на Кладбище Райниса в Риге. Хотя в некрологе в газете Cīņa датой смерти значится 27 число. Но так как и на надгробии указана первая дата, то остановимся пока на ней.
За годы свой службы Матисон был награждён орденами Святого Станислава III степени с мечами и бантом (17 августа 1916 года), Святой Анны IV степени (20 февраля 1917 года) и Красного Знамени (в некоторых источниках говорится, что дважды, но нашёл только данные о награждении в 1919 году). Во время Гражданской войны среди наград был также золотой портсигар от ЦИК.