Найти тему
Перо и Пыль Истории

Как скандинавская мифология вдохновила Толкина на создание «Властелина колец»

Оглавление

Дж. Р. Р. Толкин был очарован скандинавскими мифами. Многие элементы скандинавской мифологии вдохновили его на создание «Властелина колец».

Легендарные произведения Дж. Р. Р. Толкина, действие которых происходило в Средиземье, в значительной степени были вдохновлены скандинавской мифологией. Эльфы и гномы пришли прямо из скандинавского мира, а Гэндальф имеет сходство с ни кем иным, как Одином, самым главным божеством викингов. Даже Кольцо Всевластия Толкина можно при желании найти в скандинавской мифологии, в истории о проклятом кольце Андваранаут.

Помимо того, что Толкин был одним из основателей «Инклингов», в 1920-х годах он также основал «Клуб викингов Лидса».

Интерес Толкина к скандинавской мифологии

Портрет Дж. Р. Р. Толкина, 1961 г. Национальная портретная галерея, Лондон
Портрет Дж. Р. Р. Толкина, 1961 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Джон Рональд Руэл Толкин родился в Англии в 1892 году и прославился, написав произведения «Хоббит», «Властелин колец» и несколько других книг, действие которых происходит в той же фэнтезийной вселенной. Он изучал классику, а затем английский язык и литературу в Оксфордском университете, а когда окончил его в 1915 году, вступил в британскую армию.

Первая мировая война оставила заметный след на авторе и оказала большое влияние на его произведения. Он участвовал в битве на Сомме в 1916 году, где сильно заболел. Это привело к тому, что его отправили обратно в Англию, и он провел остаток войны в госпиталях и гарнизонах.

Вернувшись в академическую жизнь, он работал в Университете Лидса, прежде чем вернуться в Оксфорд, где он проработал до выхода на пенсию в 1959 году. Он специализировался на английской и англосаксонской литературе и начал писать свои ныне известные произведения. Он также был одним из основателей клуба «Инклинги» вместе с другими писателями-фантастами в Оксфорде.

Итак, когда и где начался проявляться интерес Толкина к скандинавской мифологии?

В 1920-х годах он завершил перевод древнейшей англосаксонской эпической поэмы, «Беовульф». Вернувшись с войны, он работал над Оксфордским словарем английского языка, специализируясь на немецкой этимологии.

Еще во время учебы в Университете Лидса Толкин основал Клуб викингов, где заинтересованные стороны могли обсуждать вымершие германские языки и культуру. Толкин написав собственную версию скандинавской легенды о Сигурде и Гудрун. Она включала историю о проклятом кольце Андваранаут. Но проклятое кольцо - это лишь один из многих элементов скандинавской мифологии, которые нашли свое отражение в вымышленных произведениях Толкина.

Скандинавская космология и создание Средиземья

-3

Работы Толкина выделяются своим сеттингом - сложным фэнтезийным миром со своей собственной обширной мифологией. Космология, созданная Толкином, безусловно, частично создана на основе ​​структуры Вселенной скандинавской мифологии.

Это начинается с самого Средиземья, являвшегося царством смертных людей во вселенной Толкина. Похоже, это соотносится с Мидгардом - царством, созданным скандинавским богом Одином и его братьями, которые затем создали людей, чтобы заселить мир. Боги защищают Мидгард от сил хаоса.

Во вселенной Толкина божественные Валар живут в Валиноре. Похоже, это навеяно местом жительства богов - Асгардом. Валинор соединен со Средиземьем длинным прямым мостом, похожим на Радужный мост Бифрост, между Асгардом и Мидгардом.

Внутри Мидгарда есть темный и опасный лес. Фэнтезийный лес Толкина вдохновлен Мирквудом из «Поэтической Эдды» - лесом между Асгардом и Муспельхеймом, царством огненных великанов. Так же интересен скандинавский Железный лес, который, по-видимому, разделял Мидгард и Йотунхейм, мир великанов. Железный лес занимали кланы гигантских волков во главе с великаншей Ангрбодой. Ужасающие Варги Толкина могли быть вдохновлены этими волчьими стаями.

Медусельд, золотой медовый зал королей Рохана, кажется, напрямую вдохновлен Хеоротом, медовым залом, описанным в «Беовульфе». Оба зала описываются как имеющие крышу из соломы, которая блестит и сияет, как золото. Когда Леголас рассказывал о Медусельде, он использовал прямую цитату из древнеанглийской поэмы, говоря, что «свет его сияет далеко над землей».

Когда братство прибыло к вратам зала, они должны были оставить свое оружие перед тем, как войти. Это перекликается с тем, что происходит, когда герои Беовульфа прибыли в Хеорот и вынуждены складывать свое оружие у двери.

Жители Средиземья

Скандинавские гномы, иллюстрация В. Дж. Вейганда, из книги «Чудесные истории из северных земель» Джулии Годдард, 1871 г.  My Norse Digital Image Repository
Скандинавские гномы, иллюстрация В. Дж. Вейганда, из книги «Чудесные истории из северных земель» Джулии Годдард, 1871 г. My Norse Digital Image Repository

Многие из жителей Средиземья также могли быть вдохновлены образами существ из скандинавской мифологии и фольклора. Наиболее очевидными из них являются эльфы и гномы Толкина.

В скандинавской мифологии есть 2 разные группы эльфов, называемые Светлыми и Темными эльфами. Светлых эльфов описывали как ангельски прекрасных магических существ со сверхъестественной связью с природой. Часто бывало трудно провести четкую границу между эльфами и богами. Эти существа вдохновили Толкина на создание эльфов Средиземья.

Темные эльфы стали источником вдохновения Толкина для создания гномов. В скандинавской мифологии темные эльфы жили под землей в пещерах и мастерских, и они являлись мастерами-кузнецами скандинавской мифологии. Они создали многие из величайших сокровищ скандинавской вселенной, включая молот Тора Мьёльнир.

Сложный язык, который Толкин создал для своих гномов, был основан на древнескандинавских рунах.

Общий эльфийский язык - основан на валлийском и других кельтских языках, в то время как высокий эльфийский (квенья) был основан на финском с латинскими и греческими элементами.

На последней странице «Книги гномов Мазабул» используется алфавит гномов, вдохновленный скандинавскими рунами, иллюстрация Дж. Р. Р. Толкина, Tolkien Estate
На последней странице «Книги гномов Мазабул» используется алфавит гномов, вдохновленный скандинавскими рунами, иллюстрация Дж. Р. Р. Толкина, Tolkien Estate

Имена всех гномов, которых мы встречаем в «Хоббите», также соотносятся с именами гномов, перечисленных в «Саге о вёльве» - истории о создании и разрушении мира, рассказанной Одину ведьмой Вёльвой. Бифур, Бофур, Бомбур, Двалин, Оин, Глоин, Дори, Нори, Ори, Фили и Кили - все это норвежские гномы. И, конечно же, есть Торин Дубощит.

Даже имя Фродо имеет происхождение из «Саги об Инглингах», в которой записана мифическая предыстория Скандинавии. Фроди - датский король, потомок Одина, правивший страной в период мира и процветания, описывается как "настолько честный, что никогда не украл бы кольцо".

Тролли Толкина также вдохновлены скандинавским фольклором. Тролли, как полагали в Скандинавии, жили под мостами. Но они также заимствовали некоторые черты скандинавских гномов. В одной истории Тор разозлился из-за того, что гном осмелился просить руки его дочери, Трудр. Он обманывает гнома, заставляя его говорить с ним всю ночь, так что он теряет счет времени и превращается в камень, когда восходит солнце. Гэндальф использует похожую стратегию, чтобы справиться с троллями в «Хоббите».

Гэндальф в роли Одина

Один направляет лучника в бою, Луи Мо, из «Валькирии: Романтические раскопки», 1930 г.  My Norse Digital Image Repository
Один направляет лучника в бою, Луи Мо, из «Валькирии: Романтические раскопки», 1930 г. My Norse Digital Image Repository

Гэндальф - имя гнома, встречающееся в «Саге о Вольсупе», но сам Толкин в письме, написанном в 1946 году, утверждал, что Гэндальф также был вдохновлен странником Одином. Бог Всеотец Один - самый главный из скандинавских богов. Он был богом войны, мудрости, колдовства и письма. Хотя Один занимал высокое место в Асгарде, он часто предпочитал покидать это место и странствовать среди смертных. Когда он ходил в мире людей, он выглядел как старик с большой бородой и широкополой шляпой, как и Гэндальф.

Гэндальф - один из Валар, богоподобной расы, живущей в Валиноре. Но он проводит свою жизнь, скитаясь по Средиземью, направляя ход событий.

Мы видим еще один скандинавский мотив, когда Гэндальф сталкивается с Балрогом в Мории. Балрог - огненный демон, созданный на основе Сурта, великого огненного великана, которому суждено сжечь большую часть мира во время конца света. Битва между Гэндальфом и Балрогом, по-видимому, представляет собой воображаемую битву между Одином и Суртом на Радужном мосту Бифрост. Согласно пророчеству о Рагнареке, мост Бифрост должен рухнуть под тяжестью великанов в финальной битве.

Несколько других персонажей Толкина также могут быть связаны со скандинавской мифологией, включая Беорна, который носит имя викингов и может превращаться в медведя, подобно воину-берсерку, и героя Турина Турамбара из «Сильмариллиона», который, по-видимому, вдохновлен образом Сигурда, героя, убившего дракона Фафнира.

А как насчет Кольца Всевластия?

Рунический камень из Дравеле, Швеция, на котором изображен Андвари, держащий кольцо, и Сигурд, убивающий дракона Фафнира, XII век,  Viking Archaeology Europe
Рунический камень из Дравеле, Швеция, на котором изображен Андвари, держащий кольцо, и Сигурд, убивающий дракона Фафнира, XII век, Viking Archaeology Europe

А как насчет самого важного мотива в творчестве Толкина, кольца всевластия? Может ли кольцо быть связаным со скандинавской мифологией? Как уже упоминалось выше, Толкин написал свою версию приключений героев-викингов Сигурда и Гудрун, в которой содержалась история Андваранаута, проклятого кольца. Кстати, те же истории вдохновили Вагнера на создание «Кольца нибелунга», которое Толкин ненавидел, считая его фашистской пропагандой.

В этой истории гном по имени Андвари - оборотень, который может превращаться в рыбу и любит плавать. Однажды он встречает группу водяных нимф, которые смеются над ним, поэтому он крадет их зачарованное сокровище. Как и большинство гномов, он мастер-ремесленник и использует часть их сокровищ, чтобы сделать себе великолепное золотое кольцо, называемое Андваранаут. Оно также зачаровано на создание золота, поэтому он мог проводить много времени, плавая и любуясь своим богатством. Он кажется не таким уж и похожим на версию Голлума, которую мы встречаем в «Хоббите».

Однажды Один, Хёнир и Локи отправились на встречу с королём гномов Хрейдмаром и остановились у реки. Локи увидел Андвари с золотом в реке, и красивую выдру. Он убил её и снял с неё шкуру, чтобы подарить королю гномов. Но когда трио прибывает и король увидел подарок, он пришел в ужас. Его сыновья могли менять свой облик, и один из них мог становится красивой выдрой. Локи убил его сына.

«Разговор со Смаугом», иллюстрация Дж. Р. Р. Толкина, 1937 г.  Бодлианская библиотека
«Разговор со Смаугом», иллюстрация Дж. Р. Р. Толкина, 1937 г. Бодлианская библиотека

Боги согласились заплатить выкуп за смерть и покрыть каждый миллиметр шкуры золотом. Локи вернулся к реке, чтобы забрать увиденное там золото, для выплаты компенсации королю. Он ловит Андвари в форме рыбы и требует золото в обмен на его жизнь. Андвари умоляет Локи просто оставить ему кольцо, но Локи отказывается. Поэтому Андвари проклинает кольцо, чтобы оно принесло его владельцу огромное богатство, но также и огромное опустошение.

Поначалу Локи намеревался оставить кольцо себе, но он не смог заставить кольцо покрыть шкурку выдры золотом, в итоге кольцо попало к королю.

Король гномов сразу же стал одержим своим новым сокровищем. Он отказывался делиться им с сыновьями, Регином и Фафниром. В конце концов, Фафнир убивает своего отца и изгоняет брата из их крепости. Затем Фафнир навсегда превращается в дракона, чтобы защищать свое сокровище.

Фафнир, похоже, послужил прообразом дракона Толкиена Смауга. Маленькое отверстие в бронированной чешуе Смауга также может отсылкой на крошечную частью шкуры убитого брата перевертыша, которая не была покрыта золотом и заставила Локи отдать кольцо королю.

Карта Трора, Дж. Р. Р. Толкин, 1936 г.  Бодлианская библиотека
Карта Трора, Дж. Р. Р. Толкин, 1936 г. Бодлианская библиотека

Позже Регин жил в человеческой деревне и встретил молодого героя Сигурда. Сигурд принес кузнецу сломанный меч своего отца, Гарм, чтобы тот мог его перековать. Это отражено во Властелине кольца - эльфы перековывают Нарсил, меч королей Гондора, в Андурил для Арагорна.

Регин убедил Сигурда убить Фафнира и принести ему кольцо, что Сигурд и делает. Но когда он возвращается с трофеем, Сигурд узнает, что Регин собирается убить его, поэтому первым убивает Регина и оставляет себе кольцо.

Как и Кольцо Толкина, Андваранаут имеет историю, основанную на смерти и крови. Сам Сигурд встречает кровавый конец, когда его убивает его друг Гудрун.

Это не единственное особое кольцо, которое появляется в скандинавской мифологии. У Одина также было особое золотое кольцо, выкованное для него гномами. Называемое Драупнир - оно каждые 9 дней производило 8 колец одинаковой красоты, обеспечивая Одину постоянное богатство. Идея кольца, которое порождает и контролирует другие кольца, могла возникнуть именно здесь.