Найти тему
Перо и Пыль Истории

Каким было Кельтское искусство: краткое введение

Оглавление

Кельтское искусство, в целом, является мало обсуждаемой и часто неправильно понимаемой темой.

«Кельтское искусство» — это интересная категория в истории искусства, но оно сталкивается с ограничениями, перерывами с неоднозначностью термина «кельтский» и тем фактом, что их «искусство» в основном носило функциональный характер, а не служило исключительно эстетическим критериям. В данной статье будут рассмотрены эти вопросы, а также важные аспекты стиля кельтского искусства. Одним из основных аспектов восприятия кельтского искусства является понимание того, что кельты являются государственным натурализмом. В современной истории натурализм и реализм являются стандартами в искусстве, сформировавшимися в эпоху Ренессанса. Однако кельты воспринимали мир иначе.

Dôme aux Dragons — Bronze Gaulois de Roissy, dans le Lieu dit de La Fosse Cotheret
Dôme aux Dragons — Bronze Gaulois de Roissy, dans le Lieu dit de La Fosse Cotheret

Фазы кельтской культуры

Понимание кельтского искусства связано с тем, кем были кельтские народы. Термин «кельтский» ярко обозначен различными народами, жившими на европейском континенте с Железного века до поздней античности. Некоторые ученые считают, что кельты существовали уже в позднем бронзовом веке. Этот термин был введен для объединения различных народов, известных языковых и культурных практик.

Культовая повозка из Штретвега, ок. 6 в. до н.э., Гальштат, Штирия, Австрия. Источник: Энциклопедия мировой истории
Культовая повозка из Штретвега, ок. 6 в. до н.э., Гальштат, Штирия, Австрия. Источник: Энциклопедия мировой истории

Историки обычно рассматривают современный Хальштатт (Австрия) как колыбель кельтской цивилизации, отношение культуры Хальштатта к первой признанной «фазе» кельтской культуры. Культура Халльштатта существовала примерно в период с 1200 по 450 годы до н.э., и представляла собой кельтские народы, жившие в центральной Европе.

Культура Халльштатта возникла в сельском хозяйстве, хотя их металлообработка была весьма развита. Поэтому многие произведения кельтского искусства этого периода изображают сельскохозяйственных животных и орудия труда. Историки полагают, что в этот период существовали резкие классовые различия, о чем свидетельствуют захоронения знатных вождей. Некоторые историки включают Полей Урн как предшественницу халльштаттской культуры, датируемую примерно 1300–750 годами до н.э.

Деталь кельтского меча и ножен, ок. 60 г. до н. э. Источник: Музей Метрополитен
Деталь кельтского меча и ножен, ок. 60 г. до н. э. Источник: Музей Метрополитен

Следующей и наиболее плодотворной фазой кельтской культуры была культура Ла Тен, охватывающая народы Центральной и Восточной Европы с перемещением территории на Ирландию и Британские острова в более поздние века. Этот период датируется примерно 450 годом до н.э. до 50 лет н.э.

Кельтская культура этого периода активно взаимодействовала с регионами Средиземноморья, и это время является фактически задокументированной фазой кельтской культуры. Античные греческие и римские авторы местных регионов записывают о кельтах, которые, хотя и могут быть предвзятыми или неточными, все же дают представления о кельтских народах в отсутствие нормальных письменных источников.

Последняя фаза кельтской культуры — это римско-британский период, включающий народы Ирландии и Британских островов во время и после римской оккупации, примерно с 50 по 410 годы н.э. Эта фаза включает в себя материалы, созданные бриттскими кельтскими племенами, и представляет собой синтез кельтской и римской, хотя искусство этого периода продолжало отражать культурные языковые кельтские верования.

Материальная культура и «искусство»

Басс-Ютц Флагон, ок. середина V века до н. э., Ла Тен, Бас-Юц, Франция, Источник: Британский музей.
Басс-Ютц Флагон, ок. середина V века до н. э., Ла Тен, Бас-Юц, Франция, Источник: Британский музей.

Большая часть исследований кельтских народов и их объектов относится к археологии. Изделия, созданные кельтами, часто классифицируются как «материальная культура», а не как «искусство». Материальная культура включает любые объекты, созданные людьми, от зданий до инструментов и оружия. Она, прежде всего, функциональна. В то время как искусство чаще воспринимается как нечто, созданное для эстетического наслаждения. Грань между этими двумя категориями в кельтском искусстве размыта: большинство произведений кельтского искусства были функциональны, а их эстетическая привлекательность играла второстепенную роль.

Кельтские предметы были, тем не менее, прекрасной возможностью для местных мастеров продемонстрировать свои навыки в металлообработке и скульптуре. В отличие от произведений искусства других культур и исторических периодов, которые могли храниться в частных коллекциях, кельтское искусство чаще всего находилось археологами в земле, в домашних поселениях, называемых оппидами, в религиозных святилищах или элитных захоронениях. Некоторые предметы, такие как щит Баттерси, были найдены в естественных местах, например, в реке Темза. Обстоятельства таких находок свидетельствуют о том, что эти объекты почти всегда использовались в практических целях в момент их создания, будь то в качестве функциональных предметов (например, фляги Басс-Юц, которая, вероятно, использовалась для хранения и разлива вина) или в качестве вотивных предметов (подношений, предназначенных для религиозных обрядов).

Основные характеристики кельтского искусства

Как уже упоминалось, кельтское искусство чаще всего изготавливалось из металла или камня. Эти материалы обычно добывались на месте, особенно если речь шла о вотивных предметах. Иногда в элитных захоронениях использовались предметы, изготовленные из местных материалов, однако также находили и импортные предметы. Возможность заказывать товары у местных мастеров или импортировать материалы считалась признаком богатства.

Кельтское искусство периода Гальштатта было довольно простым, редко украшалось драгоценными материалами и часто изображало центральный аспект кельтской жизни того времени — земледелие. Если изображался человек, то его фигура не следовала правилам пропорции или натурализма. Однако в период Ла Тен кельтское искусство характеризуется закрученными, похожими на лозу мотивами, завитками и трискелями. Украшения на предметах этого времени были более изящными по сравнению с произведениями периода Гальштатта, что указывало на возросший интерес к эстетической стороне искусства.

Внутри котла Гундеструпа, ок. 150–1 г. до н.э., Ла Тен, Химмерланд, Дания. Источник: Национальный музей Копенгагена, Дания.
Внутри котла Гундеструпа, ок. 150–1 г. до н.э., Ла Тен, Химмерланд, Дания. Источник: Национальный музей Копенгагена, Дания.

Человеческая фигура чаще всего изображалась в контексте кельтской практики охоты за головами и коллекционирования голов в период Ла Тен. Эти обычаи были описаны их древними греческими и римскими соседями. Согласно их свидетельствам, кельты обезглавливали своих врагов на поле боя и сохраняли головы в качестве трофеев на протяжении многих поколений.

Хотя эти описания были предвзяты, археологические свидетельства подтверждают существование данной практики как части кельтской религиозной традиции. Считалось, что отрубленные головы могли накапливать божественную силу. Многие изображения людей этого периода представляют собой отдельные головы, что связано с этой практикой. Несмотря на отсутствие полного натурализма, были предприняты попытки сделать головы реалистичными — часто они были выполнены в натуральную величину, чтобы придать им индивидуальные черты и изобразить их в соответствии с кельтскими представлениями о мужских прическах и бороде.

Кельтское искусство и природный мир: Орнамент

Зеркало Десборо, около 50 г. до н.э. – 50 г. н.э., Ла Тен, Десборо, Англия. Источник: Британский музей.
Зеркало Десборо, около 50 г. до н.э. – 50 г. н.э., Ла Тен, Десборо, Англия. Источник: Британский музей.

Одним из ключевых аспектов кельтской культуры была их связь с природой. Большая часть кельтской религии была сосредоточена на природе. Согласно исследователю Джону Шарки, кельты, как и большинство кочевых племен, не имели строгого пантеона богов, а их связь с элементами природы и Великим Духом была центральной. Они смешивали местных божеств с героями из греческих и азиатских легенд, изменяя их под собственные нужды и героев. Это породило богатый мир преданий, связанный с природными стихиями и духами.

Эмалированная бронзовая пластина из кельтской сбруи, ок. I в. н. э., Сантон, Норфолк. Источник: Кембриджский музей археологии и антропологии.
Эмалированная бронзовая пластина из кельтской сбруи, ок. I в. н. э., Сантон, Норфолк. Источник: Кембриджский музей археологии и антропологии.

Многие кельтские божества были духами, обитавшими в деревьях, реках и озерах. В кельтской вере подношения и жертвоприношения природным объектам считались необходимыми для поддержания плодородия земли.

Представления богов в кельтском искусстве

Деталь Кернунноса на котле Гундеструпа, ок. 150–1 г. до н. э., Ла Тен, Гиммерланд, Дания, Источник: Wikimedia Commons.
Деталь Кернунноса на котле Гундеструпа, ок. 150–1 г. до н. э., Ла Тен, Гиммерланд, Дания, Источник: Wikimedia Commons.

не было четко установленного пантеона богов, как у их греческих и римских соседей, поэтому изображения кельтских божеств встречаются редко. Еще реже можно найти изображения, созданные кельтами. Большая часть сохранившихся изображений божеств относится к римской Галлии или Британии, где римляне, завоевав эти территории, переняли местных богов и включили их в свой пантеон.

Одним из редких изображений кельтского божества является изображение Цернунноса — рогатого бога диких мест, окруженного животными. Он держит торк — шейное украшение из драгоценного металла, символизирующее власть и богатство, которое носили представители элиты.

Изображения людей в кельтском искусстве

Мшекке-Жехровице Голова, гр. 150-50 гг. до н. э., Ла Тен, Мшекке-Жехровице, Чехия. Источник: Аркеоньюс
Мшекке-Жехровице Голова, гр. 150-50 гг. до н. э., Ла Тен, Мшекке-Жехровице, Чехия. Источник: Аркеоньюс

Изображения людей в кельтском искусстве, хотя и не так распространены, как природные мотивы, все же встречаются чаще, чем изображения богов. В период Гальштатта человеческие фигуры изображались очень упрощенно, как это видно на изображении культовой повозки из Штреттвега.

Одним из редких примеров более детализированного изображения человека периода Гальштатта является статуя «воина» из Хиршландена (около VI–V вв. до н.э.). Статуя «Принца Глаубергского» периода Ла Тен, также из песчаника, изображает воина или принца в полный рост.

Скульптурные головы стали более распространенными в период Ла Тен, совпадая с традицией охоты за головами. Такие головы были найдены на ритуальных объектах или в поселениях.

Трофейное гнездо голов, ок. II в. до н. э., Антремон, фото Мишеля Валя, Экс-ан-Прованс, Франция, Источник: Wikimedia Commons
Трофейное гнездо голов, ок. II в. до н. э., Антремон, фото Мишеля Валя, Экс-ан-Прованс, Франция, Источник: Wikimedia Commons

Отказ от натурализма: Как кельты видели мир

Гарнитура Руасси, «Ла Фосс-Котре», Драконий Купол, ок. III век до нашей эры, Руасси-ан-Франс, Источник: Министерство культуры, Франция.
Гарнитура Руасси, «Ла Фосс-Котре», Драконий Купол, ок. III век до нашей эры, Руасси-ан-Франс, Источник: Министерство культуры, Франция.

Одной из важнейших черт кельтского искусства является его отклонение от натурализма, присущего греческому и римскому искусству. Кельтские мастера отдавали предпочтение симметрии и условности в изображении природы. Животные и люди изображались с доминирующими чертами, такими как глаза, которые, по верованиям кельтов, были окнами в душу.

Французский антрополог Жорж-Анри Люке объяснял это явление как разницу между «визуальным реализмом», характерным для античного искусства, и «интеллектуальным реализмом», присущим архаичным обществам. Кельты изображали окружающий мир так, как его можно было интерпретировать, а не так, как его видели. Таким образом, хотя кельтское искусство может не быть столь «натуралистичным», как греческое или римское, оно отражает кельтское мировоззрение, их связь с природой и Великим Духом.